понедельник, 18 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Европарламент прислал Казахстану последнее официальное предупреждение

В минувшую субботу МИД РК наспех соорудил ответ на резолюцию Европарламента, осудившего нарушения прав человека в Казахстане и пригрозившего соответствующими санкциями. Вполне предсказуемая реакция родного ведомства нынешнего президента продемонстрировала отношение Акорды к критике Запада. Но гораздо интересней, почему именно сейчас появилась резолюция? За кем остается последнее слово?

Резолюция №…

Как мы сообщали, 12 февраля Европарламент большинством голосов («за» проголосовало 598 депутатов из 693-х) принял резолюцию, касающуюся нарушений прав человека в Казахстане. Это обширный, многостраничный документ, состоит из трех разделов. В первом приводятся документальные основания вынесения такого вердикта – соглашения между ЕС и РК о расширенном партнерстве, международные и двусторонние договора, касающиеся прав человека, резолюции, принятые Евросоюзом в отношении нашей страны, ряд других пактов, принятых и ратифицированных Казахстаном. То есть, так сказать, «приводится правовая база» для резолюции.

Вторая часть, состоящая из 23 пунктов, обозначенных буквенными индексами (от A до W), приводит факты нарушений ранее достигнутых договоренностей, отхода от принятых на себя обязательств и, собственно, самих нарушений прав человека. Кроме этого, в этой части документа говорится о повсеместной коррупции и приводятся данные Transparency International, согласно рейтингу которого за 2020 год, Казахстан находится на 94 месте. При этом подчеркивается, что индекс восприятия коррупции и ущемляет права человека, социальную справедливость и социальную-экономическое развитие. Мы не раз подчеркивали прямую связь с тотальной коррупцией (вместе с казнокрадством и последующим выводом капиталов и их отмыванием) с некачественной медициной, низкими зарплатами и другими «прелестями» нашей жизни, поэтому наличие упоминание о «биче нашего времени» никого не удивляет.

Третий раздел – это «настоятельные рекомендации». Он состоит уже из 27 пунктов, но приводить их все, наверное, нет смысла. Каждый добропорядочный гражданин Казахстана, следящий за ситуацией в стране и регулярно общающийся с согражданами, не будет удивлен ни одному из них, а может даже добавить что-нибудь от себя. Мы лишь очертим круг того, по каким направлениям и что именно Европарламент настоятельно рекомендует и по-доброму призывает сделать. Речь идет о прекращении давления на НПО и правозащитников, освобождении нынешних политзаключенных и выплаты компенсаций тем, кто успел освободиться, обеспечении безопасности казахских беженцев из Китая и прекращения пыток в собственных тюрьмах, соблюдении прав ЛГБТИ и борьбе с насилием над женщинами и далее по списку.

При чем тут санкции?

Несколько пунктов резолюции обращены и самим европейским чиновникам, в том числе – для того, чтобы они внимательней относились к тому, что происходит в Казахстане с правами человека. И можно быть уверенными, что они отнесутся к этому документу со всей серьезностью. Следует подчеркнуть, что настоящий документ – это не субъективное мнение отдельного политика, представляющего свое государство или личное мнение (как, например, по аресту Навального высказывались отдельные западные политики), а коллегиальное решение, принятое самым демократичным методом – через голосование.

Но особое место в нем занимает пункт 24, который «напоминает» о недавно одобренном ЕС режиме глобальных санкций в области прав человека. Он был принят два месяца назад и позволяет Евросоюзу преследовать виновных в серьезных нарушениях прав человека во всем мире. Как отмечается в резолюции, «в случае Казахстана, это позволило бы преследовать физические и юридические лица, вовлеченные или связанные с широко распространенными и систематическими нарушениями прав человека». Заодно евродепутаты призывают еврочиновников и государства-члены «рассмотреть возможность введения адресный санкций в отношении лиц, виновных в нарушениях прав человека».

Можно подумать, что к этому моменту сводится весь документ- пригрозить санкциями. Однако европейская дипломатия не настолько однобока, хотя руководство Казахстана много раз предупреждалось ею о том, что дальше так продолжаться не может. Теперь она, дипломатия уже обязана предпринимать какие-то конкретные меры, а не молча наблюдать или выражать недовольство дипломатической почтой. После принятия «глобального режима санкций» придется действовать по-другому. Проще говоря, если раньше вы слышали, как сосед воспитывает детей ремнем и могли только советовать ему не делать этого, то сейчас вы просто обязаны (по закону) обратиться в полицию и добиться наказания папаши.

Так же следует понимать, что этот документ появился не просто так и уж точно не от того, что европарламентариям делать нечего. Ведь такие решения не принимаются в горячке – им предшествует большая работа с соблюдением всех бюрократических норм. Более того, скажем по секрету, что эта резолюция могла родиться и раньше, но пандемия, карантинные санкции и другие объективные причины заставили перенести сроки. А тут как раз у нас «выборы» прошли, которые, меду прочим, европейские наблюдатели назвали «упущенной возможностью продемонстрировать эффективную реализацию политических реформ».

С точки зрения внешней политики, эта резолюция является последним или, может быть, предпоследним официальным предупреждением – чтобы потом не говорили, что Европа «напала на Казахстан» или что Брюссель шантажирует Астану. Впрочем, такие разговоры, в том числе с подачи кремлевской пропаганды уже начались – мол, Запад противится союзу России, Казахстана и Беларуси, боится нового объединения этих и некоторых других стран. Это было бы смешно, если бы не было так грустно.

Наш ответ Чемберлену

На следующий день после обнародования резолюции, несмотря на выходную субботу, наше Министерство иностранных дел поспешило опровергнуть резолюцию, что у него не очень хорошо получилось. Напротив, своим официальным сообщением МИД лишь подтвердил практически все приведенные в документе факты. Сам же ответ, озвученный устами официального представителя ведомства Айбека Смадиярова, нельзя назвать таковым в полной мере – хотя бы потому, что там нет никакой конкретики и, так сказать, детального и по-пунктного опровержения. В целом же он попадает под определение «Вы все врете!».

Вообще, «опровержение» было распространено через государственные СМИ, причем, многие из них старательно обошли тему самой резолюции, но зато напечатали о том, что Евросоюз погорячился. По мнению МИД, резолюция «искажает реальное положение дел в нашей стране и был инициирован недружественно настроенными политиками, подпитываемыми сфальсифицированной информацией деструктивных кругов». Опять обтекаемые фразы без никакой конкретики и, соответственно, доказательств.

Было упомянуто и о «слышащем государстве» вместе с «широкомастштабными политическими реформами», которые запустил президент Токаев, а также высказано «полное недоумение и непонимание относительно достоверности сведений, использованных при его подготовке». Смадияров также заявил, про том, что некоторые документы в Европе принимаются автоматически, без тщательной проверки и изучения вопроса. Впрочем, об этом мы уже говорили выше. Более наивно выглядит его утверждение, что «новая резолюция изобилует множеством «старых кейсов», которые традиционно «кочуют» из одного документа в другой». Ведь это говорит не о том, что Европарламент повторяется, а о том, что Казахстан не хочет менять то, в чем его постоянно упрекают.

Вообще, создалось впечатление, что в нашем внешнеполитическом ведомстве невнимательно читали документ. В частности, про отмену смертной казни и некоторые другие достижения казахстанской демократии там было упомянуто. Но речь ведь не о достижениях, а о конкретных рекомендациях, пусть «настоятельных», но при этом обернутых в точные факты и с приведением конкретных фамилий.

Возможно, более детальный ответ МИДа мы еще увидим, как ранее наши пытались оправдываться, например, за критические доклады ОБСЕ по парламентским или президентским выборам, но по этой реакции можно судить, что руководство Казахстана судорожно и поэтому агрессивно восприняло резолюцию – наиболее резкую из всех предыдущих. В этом плане очень интересна была бы реакция режима на намек относительно адресных санкций – ведь до сегодняшнего дня наши власти никак официально не отреагировали на все предпринимаемые Западом шаги в этом плане. Ну, конечно, если не считать некоторых инициатив нынешней Акорды, направленных на предотвращение вывода капиталов и сокращение числа коррупционных преступлений. Например, это запрет госслужащим на владение счетами в иностранных банках. Впрочем, как мы отмечали ранее, это не является особым препятствием для этого.

Как бы то ни было, лед тронулся, господа-товарищи. Повторимся, подобная реакция казахстанских властей говорит о том, что они не собираются меняться, но, возможно, какие-то подводные течения будут менять направления, что так или иначе проявится на поверхности. Например, можно ожидать, что водимые персональные санкции будут представлены в виде покушения на независимость страны и стремление подчинить ее «Дикому Западу» – как это делается в нынешней России. Кстати, Кремль в этом тоже будет помогать, учитывая последние намеки Лаврова о том, что «хочешь мира – готовься к войне». Но, думаем, сейчас главное слово не за Акордой и даже не за «Библиотекой», а за обществом, которое должно высказать свое мнение по этому поводу. И, судя по реакции на резолюцию в соцсетях, оно одобрительно отнеслось к ней – со словами «Наконец-то!».

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33