Политический транзит, как проблема передачи власти. Часть 2
Возможность и необходимость политической модернизации
Возвращаясь к словам Президента, следует сказать, что осторожность не отрицает неизбежности и последовательности реформ. То, что они должны осуществляться обдуманно, не означает того, что они не должны проводиться вообще или заменяться эрзацами, типа Программы 5 институциональных реформ и 100 шагов. Очевидно, что политические реформы надо прочно опереть на сохранившийся базис «коллективного бессознательного» народа, на достигнутый за время независимости уровень его современной модификации, сохраняя инерционное движение политической системы и пользуясь импульсами, которые уже получила политическая сфера для ее дальнейшего развития по восходящей линии. По такому пути прошли успешные восточные государства – Япония, Южная Корея, Сингапур и другие. Их опыт показал, что никакого приоритета экономики над политикой нет и не может быть, что экономические и политические изменения происходят в непосредственной связи и единстве друг с другом.
Поэтому, прежде всего учитывая мнение Президента, можно без изменения Конституции, поскольку в ней в общем виде уже представлены основные тенденции развития политической системы Казахстана, начать проводить настоящие демократические реформы.
Во-первых, при сохранении института Лидера нации и сильной вертикали власти в Казахстане необходимо провести такое же укрепление горизонтальных политических связей и отношений в государстве, а также обеспечить разрастание и развитие социальных связей человека в культуре, что собственно и называется демократизацией. Используя все достижения президентской формы правления, необходимо провести такие структурные изменения в политической сфере государства, которые бы сплотили разные ее элементы не только по иерархическому принципу, но прежде всего по сетевому, ризоматическому принципу, не отделяя интересы государства от интересов общества, интересы власти и народа, а наоборот, сплачивая и соединяя их.
Вместо этого, спичрайтеры Президента в содержании 5 институциональных реформ и расшифровывающих их 100 шагов, предлагают по-прежнему отделять интересы профессионального государства, судей и госслужащих от интересов остальной и самой большой части населения, существенно обделяя ее правосубъектностью, отказывая ей в полномочности и не сосредотачивая внимание на изменении методологических подходов и концептуального идейного содержания предложенных изменений. На самом деле, здесь всего лишь необходимо установить и закрепить забытый конкурентный принцип формирования и отбора политической элиты в виде конституционной нормы, не допускающей безальтернативных внутрипартийных и иных выборов, ротации государственных служащих, их переквалификации и т.д. А также в дополнение к нему утвердить, к примеру, нравственную общественную норму, не позволяющую оставаться у руля политических партий, государственных органов и учреждений тем лидерам и руководителям, которые проиграли выборы, допустили нарушения законодательства или получили моральное осуждение общества. И для этого не надо менять Конституцию, стоит ограничиться всего лишь принятием дополнения. Это необходимо делать, потому что история независимого Казахстана изобилует случаями возвращения проштрафившихся политиков и бюрократов на ответственные государственные должности и в коридоры политической власти, которые своим возвращением наносят нестираемые нравственные беды казахской нации и государству. Много ли нерадивых чиновников и коррупционеров было отведено «за руки в суд»? Единицы. В то время когда вся система власти построена на возможности «ручного» или инструментального «распила» бюджетных денег.
Одновременно с этим, чтобы более конкретно и серьезно структурировать политические интересы в сложившемся плюралистическом политическом пространстве необходимо либерализировать условия образования партий, условия набора на государственную службу, снять, как, например, для бизнеса, некоторые запреты и административные барьеры, кардинально сократить формальные требования к ним. Это существенным образом обновит политическую элиту, даст мощный импульс для развития внутрипартийной и общественной демократии на фундаменте того «коллективного бессознательного», на которое постоянно ссылается Президент.
Во-вторых, необходимо начать переход от форм «ручного управления» к собственно институциональному – перераспределить от Президента к парламенту, о чем неоднократно высказывался сам Глава государства и чему собственно посвящены 5 институциональных реформ, в том числе некоторые такие важные полномочия как утверждение кабинета министров по итогам выборов и осуществление полного контроля над государственным бюджетом – средствами налогоплательщиков. Такой шаг, осуществленный, например, несколько веков назад английским монархом позволил Англии в среднесрочной и долгосрочной перспективе выиграть противоборство с Испанией и стать могущественной мировой державой, сохранив лидерство и поныне. Иными словами, необходимо начать осуществлять предметный, зримый и осязаемый, а не декларативный, переход к президентской-парламентской форме правления, где парламент станет также полноценной опорой государственности.
В-третьих, наряду с этим, для утверждения судебной системы в качестве третьей опоры и действительной ветви власти необходимо создать полноценный Конституционный суд РК вместо ограниченного полномочиями Конституционного Совета, либо наделить полномочиями Конституционного суда Верховный суд Республики Казахстан. Потому что накопившиеся за время независимости несостыковки и разногласия в прочтении, интерпретации и применения норм Конституции Республики Казахстан стали способом хаотичной, «ручной» модернизации, при которой не сокращаются, а увеличиваются общенациональные издержки производства ВВП. Недостаточность институтов компенсируется «ручными», эмпирическими и бытовыми средствами и инструментами, которые исчерпали свой потенциал.
Институт Лидера Нации, как и институт Первого Президента, достаточно сильно защищен, что позволяет без труда проводить нужные изменения, влиять на текущий политический процесс. Хотя от этого надо постепенно и неуклонно отказываться. Помимо этого, основополагающие идеи Лидера Нации неаутентично претворяются в программных документах правящей партии и правительства, неточно интерпретируются. А между форматами Лидера Нации, Президента, Председателя правящей партии и высшего должностного лица Правительства неизбежно возникает путаница. Помимо этого происходят наслоения форматов законодательной, судебной и исполнительной ветвей власти друг на друга, порой ненужное дублирование.
В - четвертых, необходимо начать переход от континентальной системы права к англосаксонской системе права как праву прецедентному и инновационному не только при создании Международного финансового центра в Астане, а повсеместно. Такой перевод права на англосаксонские принципы по-настоящему и до конца укоренит права и свободы личности, право частной собственности и деполитизирует, в целом, государственную, а, в частности, правоохранительную систему – полицию, вооруженные силы и силы государственной безопасности. Произойдет очищение социально-политической структуры общества, ее смыслов и содержания. Она по-настоящему десоветизируется, избавится от останков тоталитарного прошлого, станет в целом модернистской и гуманистичной.
В-пятых, сегодня, когда все государственные структуры практически напрямую направляются и руководятся институтом президентства, роль Н.Назарбаева как Лидера Нации существенно занижена и обесценена. Как только станут осуществляться предлагаемые институциональные политические реформы, роль Елбасы кардинально возрастет. Удастся оградить его от административно-бытовых и эмпирических действий, загрязняющих его миссию в национально-государственном строительстве. Станет возможным канонизировать институт Лидера Нации как охранителя и выразителя национального духа, языка и культуры казахов. Миссия Лидера Нации при этом вырастет из категории эмпирического и инструментального руководства государством в сферу институционально-духовного творчества принципов жизни и деятельности нации. Незыблемость такого института как институт Лидера Нации станет понятным для всех граждан и патриотов Казахстана, когда его Секретариат будет работать отдельно от Администрации Президента и начнет обеспечивать полноту и аутентичность его непреходящих идей для превращения страны в Мангилик Ель – универсальное государство, способное в современное время и в будущем находить все ответы на встающие перед ним задачи.
Итак, эти первые шаги политической модернизации при поддержке Лидера Нации может без всякой угрозы дестабилизации социально-политической обстановки начать осуществлять Дарига Назарбаева, поскольку ее политический путь не был похож на путь «продуктов» и помощников Президента. Они позволят запустить механизм полноценного общенационального и общественного контроля, что даст оформиться режиму перманентной стандартизации и постоянного обновления политико-правовой сферы в соответствии со стандартами развитых государств, о переходе на которые было объявлено несколько лет назад. А в последующем, такие шаги запустят механизм выбора эффективной модели социально-экономического развития, а также модели цивилизационного пути. Формула обновления: «Сначала – стандартизация, потом – модернизация» – нацелит энергию общества на постоянный поиск правильных и нравственных решений. Без стандартизации законов и норм станет невозможно достижение целей социального и правового государства.
Они приведут к росту внутринационального доверия и более эффективным формам консолидации нации, ее сплочению и духовно-цивилизационному единству. Качественно вырастет и оформится национальный социальный капитал как подлинно общественный способ поддержания и укрепления целостности общества, нации и государства.
На основе этих политических инноваций, которые в ближнесрочной перспективе существенно поднимут суверенный рейтинг Казахстана в глазах всего мирового сообщества, а не отдельных мировых финансовых организаций и агентств, будет запущен механизм инновационного развития как способ кардинального раскрепощения экономической и социальной энергии народа, создадутся новые правила, на основе которых станет возможным реализация стандартов самых развитых государств мира и их сообществ.
Фото с сайтов liter.kz, kashagan.today