понедельник, 23 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Синдром Биртанова: «инициатива наказуема»

Вот уже почти полгода экс-министр здравоохранения Елжан Биртанов находится под домашним арестом, но проблемы здравоохранения только углубились, несмотря (или в силу?) на щедрое финансирование. Многие понимают, что он стал «сакральной жертвой» правительства, недовольство которым, тем не менее, продолжает расти. Так может быть, дело не в Биртанове, а в целом системе управления?

Теперь, когда эмоции улеглись, можно попытаться сделать трезвую оценку того, что попытался сделать Елжан Биртанов. Его «арбузной корочкой» изначально стал «Кодекс о здоровье». Необходимость такого документа в принципе очевидна – кризис системы здравоохранения, как, впрочем, и всех других отраслей, требовал принципиально новых концептуальных подходов. Поэтому само стремление реформировать такую консервативную и огромную отрасль, как здравоохранение, можно только приветствовать. И задумано все было вполне логично. Однако, из-за того, что любая реформа неизбежно болезненна и, как правило, ассоциируется с провалом, профессиональное сообщество априори всегда настроено против. К тому же, она всегда связана практически со всеми другими отраслями, где одно ведомство контролировать ситуацию просто не в состоянии – изменения должны быть синхронными и последовательными. Влияния и опыта Биртанова для этого явно не хватило, как не хватит ни у одного госоргана, включая все правительство в целом. Отсюда и все наши беды, и страх перед любыми изменениями, несмотря на их необходимость.

Так что же хотел Биртанов в сухом остатке?

Прежде всего шла речь о модернизации инфраструктуры сети государственных медицинских организаций, и поддержка частного сектора в оказании медицинских услуг – то есть либерализации рынка в целом.

Во-первых, были разработаны и теперь уже реализуются перспективные планы развития инфраструктуры здравоохранения каждого региона до 2026 года. Например, родильные дома были объединены с многопрофильными стационарами, что позволило обеспечить многопрофильность медицинской помощи и доступность врачей – узких специалистов для пациентов в критическом состоянии.

Во-вторых, в отрасли была создана правовая база для развития проектов государственно-частного партнерства, что уже привело к существенному росту частных медицинских организаций и, соответственно, количества и видов услуг.

В-третьих, несмотря на все издержки, связанные с реализацией, созданы равные условий для участия в системе обязательного социального медицинского страхования. Другими словами, у пациента появился выбор - среди около 1600 поставщиков медицинских услуг, заключивших контакты с Фондом социального медицинского страхования на оказание медицинских услуг в рамках ГОБМП и ОСМС, почти половина – 47% являются частными. На сегодня в частном секторе работает 21% врачей, в государственном секторе 76% и 3% в других ведомствах.

Сегодня мало кто помнит, что впервые в расширенный список бесплатных лекарств, 100% оплаченных государством, вошли современные и эффективные препараты, в том числе таргетные лекарства для онкологических пациентов и других «хроников».

Когда стали выявляться фиктивно списанные партии лекарственных средств, было достаточно оперативно внедрено смс-оповещение пациентов, получающих бесплатные лекарства. Эффект сказался не только в повышении прозрачность и экономии средств, но и к росту закупа большего числа медикаментов большему числу пациентов.

Кроме того, стала более транспарентной и инклюзивной за счет участия НПО и трансляцией в интернет национальная Формулярная комиссия, которая обеспечивает принятие решений на основе доказательной практики для определения перечня бесплатно предоставляемых населению лекарственных средств.

Для того чтобы лекарственные средства стали доступны для населения, были внедрены механизмы регулирования всех цен при оптовой и розничной реализации. До сих пор наценка на лекарства составляла от 30% до 300%.

А еще раньше по инициативе Биртанова был запущен процесс возврата санитарной службы в Министерство здравоохранения и социального развития.

В январе 2017 года при формировании Минздрава в отдельное ведомство, Президент поддержал возврат службы, а также был создан Комитет охраны общественного здоровья (санитарная служба), началось ее комплексное усиление. Был создан Национальный центр общественного здоровья, включающий национальный центр санитарной экспертизы, где была усилена центральная санитарная лабораторная служба, что в итоге позволило в 2018 году успешно справиться с подъемом заболеваемости менингитом, а также с серьезной вспышкой кори в 2019 году.

В марте 2020 года Биртанов принял решение о выделении подготовки санитарных врачей в отдельную специальность в медицинских ВУЗах. ВУЗам было дано поручение уже летом 2020 года обеспечить максимальный выпуск подготовленных санитарных врачей и эпидемиологов, включая переподготовку и повышение квалификации.

Все это было предпринято в рамках системного повышения качества медицинской помощи. В частности, объединенная комиссия по качеству медицинских услуг при Министерстве здравоохранения стала институциональной основой для рассмотрения протоколов диагностики и лечения (одобрено свыше 1300 клинических протоколов), которые разрабатываются в профессиональной среде на основе современной доказательной литературы. Была передана в конкурентную среду независимая оценка знаний и навыков медиков как обязательное условие для допуска к клинической практике, внедрена аккредитация медицинских организаций на соответствие стандартов качества и безопасности пациента.

Коротко говоря, Биртанов заложил системные изменения в отрасли, которые незаметны для постороннего глаза, но ощутимы для профучастников рынка. Но сейчас об этом предпочитают умалчивать.

Сегодня у многих топ-менеджеров государства все чаще появляется «синдром Биртанова» - страх взять на себя ответственность за серьезные решения. Гораздо безопаснее либо вообще ничего не менять, либо ограничиваться косметическими изменениями. В итоге, вся система госуправления все чаще напоминает парализованный организм на искусственном жизнеобеспечении без права на эвтаназию.

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33