Солдат Троцкий
Нина Хрущёва
Сегодня у Льва Троцкого, наверное, не очень много последователей, но его революционные тактические приёмы, которые он использовал одним из первых, по-прежнему весьма активно применяются, причём не только коммунистами и не только в современной России, где эти приёмы получили название «политтехнологии». Один из таких приёмов, известный как «энтризм» (члены экстремистской группировки вступают, разлагают и в конечном итоге ставят под контроль более сильную организацию, которую в дальнейшем они используют в качестве политического оружия), стал популярен у группировок крайне правых в США. Их цель – американская армия.
6 января Америка получила представление о том, насколько далеко зашло это проникновение. Среди сотен сторонников бывшего президента Дональда Трампа, которые штурмовали Капитолий, пытаясь остановить официальное утверждение победы президента Джо Байдена на выборах, примерно 15% служили или служат сейчас в армии США (для сравнения примерно 7% американских взрослых являются военными ветеранами). По данным газеты «The Washington Post», из 380 человек, которым предъявлены федеральные обвинения в связи с этим мятежом, как минимум 44 являются нынешними или бывшими служащими вооружённых сил США.
Министр обороны США Ллойд Остин – четырёхзвёздный генерал в отставке и первый афроамериканец во главе Пентагона – пытается сейчас сделать выводы из этих новых данных. Практически сразу после вступления в должность Остин отдал приказ о 60-дневной «паузе» во всех вооружённых силах США. Иными словами, практически все подразделения армии должны были провести дискуссии о белом расизме и экстремизме в своих рядах.
Этот процесс сейчас завершён, и Пентагон отдал приказ о серии «немедленных изменений», в числе которых совершенствование сбора информации (для определения масштаба проблемы) и обновление инструкций для отставников (с целью предупредить тех, кто уходит из армии, об угрозах, создаваемых экстремистскими группировками). Была также создана рабочая группа для наблюдения за реализацией этих приказов и определения дальнейших шагов на пути к среднесрочным и долгосрочным целям.
Но это только начало. Остин несомненно понимает, что искоренение экстремизма в американской армии будет трудной битвой. Проезжая недавно по восточному побережью штата Мэриленд (это консервативный анклав, где живут многие отставные и действующие полицейские и военные), я была шокирована тем, что практически у каждого третьего дома развевался флаг в поддержку Трампа.
Невозможно отделить Трампа от дьявольской смеси из белого расизма, презрения к верховенству закона и националистическому авторитаризму, которой вдохновляются экстремистские группировки крайне правых, например, Proud Boys, Oath Keepers и Three Percenters. Эти группировки поддерживают бывшего президента, который общается с ними с помощью тайных сигналов (а иногда и вполне открыто).
Доказательства инфильтрации крайне правых в армию США – это не просто какие-то отдельные факты. И дело не только в данных об их участии в Капитолийском мятеже. Более трети всех действующих военнослужащих и более половины военнослужащих, принадлежащих к меньшинствам, заявили, что лично были свидетелями случаев демонстрации белого национализма или расистской идеологии в армейских рядах.
Хуже того, есть причины опасаться, что энтризм простирается вплоть до высшего армейского начальства. Генерал-лейтенант Майкл Флинн, бывший советник Трампа по национальной безопасности, которого осудили за то, что он лгал ФСБ (Трамп его затем помиловал), едва ли не громче всех выступал за аннулирование победы Байдена на выборах.
Ещё тревожней то, что брат Флинна, генерал-лейтенант Чарльз Флинн, присутствовал при важнейшем телефонном разговоре во время капитолийского мятежа: капитолийская полиция и руководство округа Колумбия умоляли Пентагон отправить на Капитолий Национальную гвардию, но высшее руководство армии не захотело удовлетворить эту просьбу. Между тем, в течение многих дней армия отрицала его присутствие при этом разговоре.
Трудно переоценить опасность, которую создаёт энтризм. Когда Троцкий придумал эту тактику, он наполнил царскую армию революционными кадрами, чтобы устраивать беспорядки и нарушать нормальную работу командования. После большевистской революции и появления Советского Союза Троцкий стал основателем и руководителем вновь созданной Красной Армии.
Наверное, это был величайший триумф тактики энтризма, но далеко не единственный. Как показал историк Пол Янковски, за десять лет до официального начала Второй мировой войны на Тихом океане дисциплина внутри японской армии была нарушена небольшими ячейками ультранационалистов. Многие из них стали последователям радикального буддистского проповедника Ниссё Иноуэ.
Весной 1932 года организация Ниссё – «Кэцумэйдан» («Лига кровавого братства») – совершила убийства министра финансов Дзюнноскэ Иноуэ и гендиректора компании Mitsui Дана Такумы. Начатая кампания убийств унесла жизни премьер-министра Инукаи Цуёси и многих других министров и деловых лидеров страны, которые были признаны недостаточно преданными делу японского империализма. Вскоре после этого японская армия начала фальсифицировать инциденты, которые помогали ей совершать всё более глубокие вылазки в Китай.
Во Франции офицеры, выступавшие против ухода страны из Алжира в конце 1950-х и начале 1960-х годов, раскололи армию изнутри. В 1958 году, когда французское правительство попыталось начать переговоры с главным противником – алжирским Фронтом национального освобождения, военные лидеры устроили государственный переворот. Чтобы спастись, Четвёртая республика вернула к власти – спустя 12 лет – генерала Шарля де Голля. Тот быстро отправил Четвёртую республику на свалку истории и создал Пятую республику, в которой доминирует исполнительная власть; она существует по сей день.
Несмотря на популярность де Голля, его действия, направленные на предоставление Алжиру независимости, были встречены внутри армии вторым восстанием. «Секретная вооружённая организация» («Organisation Armée Secrete») устроила кампанию терактов по всей Франции и едва не убила самого де Голля. Потребовались десятилетия, чтобы залечить раны, нанесённые OAS французской армии.
Судя по всему, сегодня армия США не находится на пороге внутреннего развала, а уже тем более подготовки государственного переворота. Но мало кто мог предсказать что-либо подобное мятежу на американском Капитолии, когда протестующие в бронежилетах, с электрошокерами и пластиковыми наручниками, ворвались в здание американского парламента. Прежде чем Америку опять что-нибудь внезапно шокирует, лидеры страны должны решительными действиями искоренить экстремизм в армии.
Помимо шагов, уже перечисленных Пентагоном, Остину следует потребовать (и публично обнародовать) прозрачное объяснение, почему армия солгала об участии Чарльза Флинна в телефонном разговоре с полицией Капитолия 6 января. Сегодня Флинн командует всеми вооруженными силами США на Тихом океане. Человек с экстремистскими связями не должен занимать столь важный пост.
Нина Хрущёва – профессор международных отношений в университете The New School, соавтор (с Джеффри Тайлером) книги «По стопам Путина: В поисках души империи через одиннадцать часовых поясов России».
Copyright: Project Syndicate, 2021. www.project-syndicate.org