Кто будет третьим президентом Казахстана?
2024 год будет очень драматичным для Казахстана – нам предстоит не только жить с третьим президентом, но и многое будет зависеть от того, кто станет хозяевами Кремля и Белого дома, как они будут ладит между собой и как будет складываться судьба Компартии Китая. Там же рядом выборы в Турции, значение которой стало играть для нас все более важную роль.
Будем надеяться, что сохранит свои позиции Мирзиеев, произойдет наконец-что-то в Туркмении и Таджикистане, где, при всем богатстве воображения, хуже уже, кажется, быть не может. Ну и уже привычно лихорадящий Бишкек ограничится своими локальными «играми в песочнице». Понятно, что в ближайшие три года можно произойти многое, но будем исходить из «благоприятного» сценария, при котором сохраняется ныне существующий хрупкий баланс.
А баланс действительно весьма и весьма хрупок и зависит от слишком многих «если». Первое «если» - присутствие Елбасы, который по-прежнему является «гарантом стабильности». Можно долго спорить об отрицательной или положительной роли этой стабильности, но истина, как всегда, где-то посередине. С одной стороны – в сегодняшней сложной (как, впрочем, и всегда) геополитической обстановке Назарбаев нужен нам как воздух – как бы там ни было, его политический вес в мире достаточно высок, особенно в условиях, когда и других политиков мира с большой натяжкой можно назвать масштабно мыслящими. И это плохая новость, потому что хаос будет нарастать и из-за последствий пандемии, и из-за того, что в целом меняется весь миропорядок в целом. А это всегда сопровождается политическими и экономическими цунами. А потому вся надежда на инстинкт самосохранения, выкидывающий на волну новые фигуры, способные взять на себя ответственность за принятие решений.
С другой – несмотря на приход Токаева (или благодаря ему?), Назарбаев играет «консервирующую роль» во внутренней политике, тормозя неизбежный процесс перераспределения собственности. А ее в нашей разграбленной стране все еще очень много, даже с учетом продолжающегося вывода за рубеж.
Именно вопрос: «Как будем делить страну: по-братски или по-справедливости?» определяет завтрашнюю повестку дня, потому как с сегодняшней все более или менее понятно – в основном по-братски, то бишь по-старому.
Тут нужно немного вспомнить нашу, пусть и совсем юную, но шебутную историю. Справедливости ради надо сказать, что Нурсултан Абишевич не сразу пришел к соломонову решению «братской» модели – на ее поиски у него ушло почти десять лет. Ни он, ни его семья и окружение тогда еще не понимали, что делать с этими ресурсами и даже пытались разделить их почти «по справедливости» в рамках приватизации и паевых инвестиционных фондов. Да и в целом, до 2000 года мы развивались, как подающая надежды на цивилизованное развитие молодая страна.
Но потом как-то все смешалось: вместе с нефтедолларами, как это часто бывает, подросли и аппетиты. А тут еще этот злосчастный рахатгейт, вышедший из-под контроля ДВК, внезапно повзрослевшие дети… Назарбаев испугался – он понял, что может потерять власть именно теперь, когда он знает, что с ней делать. И с тех пор больше не верил никому. И ему тоже больше никто не верил…
Надо сказать, что это глобальное взаимное недоверие очень быстро пропитало всю властную вертикаль, неторопливо, но настойчиво поглотило горизонталь управления, а потом, почти с облегчением, спустилось до самых низов и основательно поселилось в самых сокровенных уголках сознания нашего всегда аполитичного общества.
С ровно обратной пропорциональной силой на освободившееся место пришла всепоглощающая и бесцеремонная коррупция. Как однажды сказал в теплой беседе один очень известный японский меценат, «В коррупции гораздо меньше зла, если интересы воров совпадают с интересами общества». В нашем случае трагизм оказался в том, что с каждым годом конфликт между этими интересами расширяется в геометрической прогрессии. И, пожалуй, именно в этом главное преступление власти перед собственным народом.
Но, говорят, нет ничего фатального. Понятно, что чудовищное количество денег было не просто своровано, а сожжено в печах некомпетентности, как например, в сельском хозяйстве, промышленности или проведении помпезных предприятий. Но страна наша все еще богата, к тому же часть денег все же осела не только на зарубежных счетах, но и в местной экономике: все вывезти не удалось даже нашим олигархам.
Таким образом, у процесса передела собственности есть две составляющие: внутренняя и внешняя. С внешней, как ни странно, все понятно. Либо эти деньги бесславно пропадут за рубежом по мере расследования их легитимности, либо здравый смысл все же восторжествует и хотя бы часть из них вернется в страну. Скорее всего, один вариант не исключает другого. Другое дело, что второй сценарий коснется только ничтожного количества выведенных активов.
Проблема в том, что наши так называемые элиты – это только у нас элиты, связь с ними в приличном международном сообществе – актив весьма токсичный. Однако, очевидно, это не помешает тому, чтобы в определенный час Х в небо Казахстана взлетели десятки частных самолетов, груженных «нажитым непосильным трудом». Их было бы гораздо больше, но самые предприимчивые либо уже улетели, либо улетят при первых звуках приближающейся грозы.
Волшебники улетят, а мы останемся
Как всегда, народ останется один на один со своими проблемами. Хорошо, если они ограничатся резко ослабевшим тенге, длинными очередями в банках, еще более стремительной инфляцией и коротким саботажем коммунальных служб.
Однако волна турбулентности может выплеснуться на улицы. И там уже будет не важно – происки ли это внешних сил, или отражение борьбы кланов. Пострадают все.
Проблема в том, что даже сейчас в условиях относительной стабильности, коррозия управления уже не справляется с тем, что называется глобальным износом основных фондов. Нас ждет идеальный шторм, когда запас прочности иссякнет везде и одновременно, как это часто бывает не только в блокбастерах, но и жизни.
Елбасы сделал ход конем, избрав в качестве своего преемника Касым-Жомарта Токаева. Он оказался именно той фигурой, которая позволяет сохранять контроль над транзитным периодом с одной стороны, и в то же время создать видимость решения главного политического вопроса – с другой. В то же время, теперь народ может убедиться в том, что «при Назарбаеве такого не было».
Но как надолго? Вот в чем вопрос. Три года пролетят быстро. Конечно, самый простой вариант – все живы и здоровы, Токаев остается на второй срок, и мы с постоянством старой телеги едем по колее провинциального государства. Но это слишком хороший сценарий для нашего нестабильного времени. Период турбулентности неизбежен. Слишком много активов в государстве еще есть и едва ли наши агашки смогут начать цивилизованный диалог и сесть за стол переговоров. Даже если и договорятся о чем-либо, то не надолго – обязательно кто-нибудь начнет импровизировать, кивая на внешних покровителей, вызвав раздражение тех, кто имеет других внешних покровителей. И тогда «бояре будут драться, а у холопов чубы трещать». А это идеальный повод для введения в стране внешнего управления, сначала временного, а потом фатального.
Опыт других государств в аналогичной ситуации, к сожалению, очень типичный для авторитарной страны) говорит о том, что альтернативой внешнему управлению становится фигура, связанная с силовым блоком. Это не член Семьи, но и не чужой ей человек. Всегда державшийся в тени, но достаточно известный. Его влияние заключается в чрезвычайной информированности, но при этом, по крайней мере, пока, формальной «политике невмешательства». Скажем так, это более совершенная версия Токаева, но в определенный час Х способная на решительные действия, обладающая влиянием и ресурсами.
Хотя, не исключено, что у нашего хитромудрого Папы есть еще один джокер в кармане и он опять переиграет всех, даже после своего ухода.
Однако при любом варианте, даже наши элиты начнут понимать, что деньги в буквальном значении стремительно девальвируют. В цене будет реальный сектор и социальный капитал – как, впрочем, и всегда. Уже сейчас роль общественного мнения растет и с этим трендом бороться, как минимум, смешно. А значит, как ни странно, масс-медиа, как и любые другие нематериальные активы, постепенно начнут возвращать свое утраченное влияние.
Поэтому возможен и третий сценарий – оптимистический. Общество будет мудрее своих правителей и отнесется к переделу собственности с королевским спокойствием. Появится плеяда кризис-менеджеров, которые смогут удержать руль штурвала. К этому времени обескровленные взаимной травлей элиты будут готовы к теперь уже трезвому и спокойному диалогу. И все начнется сначала.