четверг, 19 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Сенсационный ориентализм западных СМИ

Базовое правило журналистики при освещении любой массовой трагедии деликатное отношение к жертвам и к тем, кто скорбит. Западные СМИ, которые одновременно выступают в роли международных СМИ, обычно соблюдают это правило в собственных странах, но игнорируют его, сообщая о катастрофах в незападных обществах.

Примером подобных подходов является освещение смертоносной второй волны Covid-19 в Индии. Западная пресса полна фотографий мёртвых тел и других ярких сцен, которые, как правило, не публикуются после аналогичных катастроф в странах Запада. На долю Европы и США приходится примерно половина всей мировой смертности от Covid-19, но западные СМИ не публиковали картин ужаса из этих стран.

Даже когда пандемия в США и Европе была на пике, немыслимо было себе представить, чтобы команды телевизионщиков вторгались в реанимационные отделения ради того, чтобы показать, как перегружены работой врачи и медсёстры. Но из индийских больниц такие сцены транслируются на весь мир, без всякой заботы о том, как подобное вмешательство может повлиять на решения, касающиеся жизни и смерти. Тележурналисты так и вьются вокруг индийских семей, потерявших близких; они превращают их личную скорбь в публичный спектакль на потребу западной публике.

Сообщая о скорбящих в собственных странах, те же самые СМИ действуют намного более осторожно. Например, рассказывая об общих могилах, которые приходилось выкапывать, чтобы похоронить всех умерших в Нью-Йорке на ранних этапах пандемии Covid-19, они публиковали отредактированную съемку с видами туманных аллей. Напротив, пандемия в Индии запомнится кошмарными кадрами мёртвых тел, горящих на кострах – западные СМИ транслируют их по всему миру.

Погребальные костры – это классический элемент западных романов, рассказов о путешествиях и художественных полотен, посвящённых Индии. Направляя телекамеры на эти костры, западные СМИ стремятся насытить патологический интерес своей аудитории к индуистской традиции кремации мёртвых (хотя этот дружественный природе обычай становится всё более популярен на Западе). В этих репортажах совершенно игнорируется тот факт, что показ кошмарных сюжетов с горящими кострами является гротескным и крайне неуважительным вторжением в личную жизнь индийцев.

Уже далеко не первый раз западные СМИ демонстрируют свою бесчувственность при освещении катастроф за рубежом. В репортажах о катастрофе 2011 года в Фукусиме тема жертв отходила на второй план на фоне сенсационных сюжетов об утечках радиации. Кроме того, западные сообщения изобиловали культурными и расовыми стереотипами: работников, которые работали с повреждёнными ядерными реакторами, называли «ядерными самураями», «человеческим жертвоприношением» и «ядерными ниндзя, выполняющими самоубийственную миссию».

В реальности в Фукусиме не было ни одной жертвы радиации, поскольку оттуда своевременно были эвакуированы 100 тысяч жителей. Это, впрочем, не помешало западным СМИ раздувать истерию лживыми, подстрекательскими сравнениями с Чернобылем. Из-за этого стремления к сенсационности в репортажах СМИ грузовые суда начали избегать японских портов, причём даже те порты, которые расположены вдали от Фукусимы, а некоторые страны эвакуировали своих граждан из Токио и других городов.

Аналогичные подходы западные СМИ используют в Африке, изображая её континентом варварских орд и бесконечных катастроф, местом, где очень мало счастливых, улыбающихся лиц. Эпидемия Эболы, охватившая в 2014-2016 годах Гвинею, Либерию и Сьерра-Леоне, в конечном итоге унесла жизни 11325 человек. Иными словами, за два года от этой болезни там умерло столько же человек, сколько за два дня умирало от Covid-19 в США всего три месяца назад. Тем не менее, освещение западной прессой эпидемии Эболы сосредоточилось исключительно на мешках с трупами, традиционных обычаях поминовения усопших, а также похоронных ритуалах Западной Африки. Пулитцеровская премия 2015 года за лучшую фотографию была присуждена фотожурналисту-фрилансеру, который ходил за людьми, собиравшими мёртвые тела, и документировал страдания, смерть и отчаяние жителей Западной Африки для газеты «The New York Times».

А вот освещение пандемии Covid-19 – величайшего глобального медицинского бедствия нашего времени – никак не фигурировало в Пулитцеровской премии 2020 года, причём даже в номинациях. Когда в июне объявят лауреатов премии 2021 года, будет большим сюрпризом, если хоть что-нибудь получат журналисты, документировавшие высокую смертность от пандемии на Западе. В западной прессе нелакированное освещение страданий, боли, отчаяния и ошибок с гораздо большей вероятностью появляется в сюжетах из далёких стран. В ней редко публикуются фотографии мёртвых американских солдат, а кадры с погибшими афганцами, иракцами и представителями других народов весьма часты.

Да, нельзя считать западную прессу чем-то монолитным – в ней действительно доминируют англо-американские редакции. И да, западные СМИ не чуждаются сенсационного освещения «плохих» новостей, когда они происходят в их собственных странах. Однако общая тенденция ясна: освещение западной прессой трагедий в других странах обычно транслирует культурные стереотипы и нарушает конфиденциальность частной жизни и достоинство людей так, как в их собственных странах считалось бы неприемлемым.

Подобные двойные стандарты приводят к важным последствиям. Международное восприятие событий зависит от того, как доминирующие западные медиа-организации представляют эти события. Как продемонстрировала история с эпидемией Эболы, сенсационные кадры и статьи заставляют нас считать, будто размах той или иной ужасной трагедии намного шире и глубже, чем в реальности. Случаи заражения и смерти от Эболы почти полностью ограничивались тремя западноафриканскими странами, но этот вирус стал ассоциироваться со всей Африкой.

Обязанность журналиста заключается в том, чтобы информировать, а не эксплуатировать человеческие страдания агрессивным вуайеризмом, помогающим повысить рейтинги, при освещении трагедий в далёких странах. Хорошая журналистика стоит выше использования дешёвых клише или стремления шокировать. Коронавирус быстро мутирует, рождая новые, опасные штаммы, поэтому нам срочно нужно повысить ответственность и деликатность при освещении прессой подобных тем.

Брама Челлани – профессор стратегических исследований в Центре политических исследований (Нью-Дели), научный сотрудник Академии Роберта Боша (Берлин), автор девяти книг, в том числе «Азиатский джаггернаут», «Вода: Новое поле битвы в Азии», «Вода, мир и война: Как противостоять глобальному водному кризису».

Copyright: Project Syndicate, 2021. www.project-syndicate.org

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33