четверг, 28 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Уходит ли Россия с постсоветского пространства?

Вчера Служба безопасности Украины опубликовала сканированные документы по антиукраинскому проекту «Промінь» (с укранского языка – «Луч»), который является элементом «гибридной» войны России против Украины. По словам главы ведомства Ивана Баканова, участниками проекта «Промінь» являются украинские пророссийские политики от партии ОПЗЖ Тарас Козак и Виктор Медведчук. Личные рукописные пометки последнего стоят на самом документе (здесь и здесь).

По данным СБУ, с помощью проекта «Промінь» российские спецслужбы планировали вербовать трудовых мигрантов из Украины, создавать сеть своих агентов влияния, собирать персональные данные украинцев, скрыто влиять на внутреннюю политику Украины, распространять пропаганду и российские нарративы в украинском информационном пространстве.

Согласно документу, под видом организации, которая будет тесно заниматься украинцами, работающими и получающими образование в России, создавалась комплексная инфраструктура влияния РФ на Украину.

По задумке, проект должен способствовать решению проблемных вопросов украинцев в России, таких как трудоустройство, регистрация, получение гражданства, медицинское обслуживание, решение трудовых споров, социальная адаптация и т.д.

Для этого планировалось создать сеть организаций:

- агентство-агрегатор для помощи в трудоустройстве и решения проблемных вопросов украинцев в России;

- общественная платформа широкой поддержки граждан Украины с последующим присоединением к политической повестке в качестве участников пророссийской партии и общественных организаций;

- центр развития и поддержки украинского бизнеса – по сути, формирование зависимости украинских экономических кругов от России, которые впоследствии становятся инструментом давление на политическое руководство Украины;

- коммерческая организация с функцией привлечения студентов из Украины в российские университеты, в т.ч. через центры изучения русского языка на территории Украины, и решения всех связанных с их пребыванием в России вопросов;

- общественная организация для интеграции украинских граждан в российское общество и жизнь;

- финансовый сервис для перевода денежных средств в Украину, услуг страхования и кредитования.

Кроме насыщения российского рынка труда, в документе указаны такие задачи как «восстановление дружеских отношений между РФ и Украиной», и «решение внутриполитических задач в Украине». В частности, проект позволял наладить учет и анализ всего спектра информации по украинским гражданам на территории РФ, создать контролируемое финансовое окно между странами, выявлять лидеров и групп влияния на социальную повестку в Украине, анализировать проблемные вопросы и интересы в обществе. Впоследствии, с помощью лояльно настроенных украинцев предполагалось формирование необходимых мнений, предпочтений, настроений и распространение их на связанные группы граждан (семья, друзья, коллеги), подготовка к выборам в Украине (возможность на их основе привлечь 2-4 млн. новых голосов в пользу пророссийских сил).

О широте проекта говорит комплексное привлечение различных российских органов и организаций. Предполагалась поддержка со стороны МВД, ФСБ, Администрации президента, «Россотрудничества», профильных министерств, компаний и корпораций России.

Какие могут быть сделаны выводы:

  • РФ на постсоветском пространстве играет в долгую, и под видом общественных и образовательных проектов продолжает формировать лояльных к себе граждан, бизнесменов и политиков государств-соседей. Заявления некоторых российских экспертов о том, что Россия будет концентрироваться на себе, и меньше внимания будет уделять соседям – сказки, не имеющие ничего общего с реальностью.
  • В Украине этот процесс, ввиду стратегического значения для Москвы контроля над Киевом, происходит наиболее активно, однако подобные проекты на основе трудовой и образовательной миграции, культурных обменов также имеют место и в других странах постсоветского пространства, в т.ч. и в Центральной Азии.
  • О том, как работает российская пропаганда в странах Центральной Азии опубликовано исследование, однако есть еще и другие аспекты влияния:

 

- экономика (зависимость отечественного бизнеса от российского рынка и поставок из России, зависимость от транзита товаров через территорию России, создание искусственных препятствий для товаров на рынки РФ с одновременной беспрепятственной экспансией российских товаров на местные рынки);

- энергетика (Кыргызстан сейчас полностью зависим от РФ по нефтепродуктам и газу, наблюдаются последовательные попытки посадить на энергетическую иглу «Росатома» Казахстан, достигли успехов в этом в Узбекистане);

- искусственное ослабление или наоборот ужесточение трудового законодательства о мигрантах;

- военно-техническая и военно-политическая зависимость и др.

4) В общем, для экспертов и ученых, занимающихся международными отношениями, политологией и конфликтами, в ближайшее время работы и материала для анализа будет много. Насколько страны смогут справиться с подобного рода скрытыми вызовами – будет зависеть от понимания руководством, экспертными кругами и обществом реальной ситуации, а также от своевременной и адекватной реакции на вызовы и угрозы.

Юрий Пойта, политолог, руководитель секции азиатско-тихоокеанского региона New Geopolitics Research Network.

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33