Дружба с Россией обойдется Беларуси очень дорого
Ужесточение международных санкций может усилить уязвимость экономики Республики Беларусь и повысить зависимость страны от России.
Возможные новые санкции со стороны ЕС в отношении Беларуси в ответ на принудительную посадку пассажирского самолета, пролетавшего над территорией Беларуси, могут привести к снижению экспортных доходов страны, что обусловит дальнейшее сокращение и без того относительно невысоких валютных резервов Национального банка Республики Беларусь (НБРБ). При этом расширение санкций потребует скоординированных действий всех стран ЕС, что может и не быть реализовано. Если санкции приведут к усилению изоляции Беларуси, перспективы развития ее экономики еще в большей степени, чем раньше, будут зависеть от позиции России и готовности российского правительства оказывать поддержку Беларуси. Рейтинг Беларуси, присвоенный S&P Global Ratings, — «B», прогноз изменения рейтинга — «Негативный».
Принудительная посадка пассажирского самолета обусловила вероятность принятия ответных мер со стороны США и ЕС
Вынужденная посадка пассажирского самолета, пролетавшего над страной, 23 мая 2021 г. и последующий арест находившегося на борту оппозиционера привели к тому, что в настоящее время США и ЕС рассматривают возможность введения новых, более обширных санкций против Беларуси. Рассматриваемый пакет санкций представляет собой более значительный перечень мер, чем тот, что был принят в последние 12 месяцев, и может затрагивать многие сферы, в частности ключевые экспортные статьи, белорусские государственные финансовые институты, транзит российского природного газа, а также возможный запрет на участие инвесторов из ЕС и США в выпусках белорусских государственных облигаций. Если такие меры будут реализованы, они могут оказать негативное влияние на хрупкие экономические показатели, платежный баланс и финансовую стабильность Беларусию Влияние санкций будет еще более значительным, если ЕС присоединится к санкциям США в отношении ключевых белорусских государственных предприятий, работающих в том числе в секторе нефтепереработки, действие которых было временно приостановлено с 2015 г. и которые вновь вступят в силу 4 июня 2021 г. Экспорт сырьевых товаров, главным образом нефтехимической продукции и калийных удобрений, составляет примерно треть всего объема экспорта Беларуси.
Форма и сроки введения дополнительных санкций остаются неопределенными
Для введения более жестких санкций в отношении Беларуси существует множество препятствий, в том числе негативные последствия таких санкций для европейских компаний и возможное отсутствие единства среди стран ЕС. Несколько пакетов санкций были утверждены к настоящему моменту, однако их влияние сравнительно невелико. Они включали санкции в отношении отдельных лиц, принятые в ответ на действия белорусских властей в ходе общественных протестов после президентских выборов 2020 г., и недавнее прекращение авиасообщения между ЕС и Беларусью. Принимая во внимание небольшую долю авиационной отрасли в ВВП страны (менее 1%) и объеме экспортных поступлений, мы полагаем, что связанные с этим последствия для белорусской экономики и государственного бюджета, скорее всего, будут управляемыми. Более важным фактором представляется то, что торговые и финансовые связи Беларуси с ЕС и США слабее, чем связи с Россией, и это обстоятельство может в определенной степени смягчить негативное влияние возможных санкций.
Рисков для рефинансирования Беларусью коммерческого долга в краткосрочной перспективе нет
Правительство должно выплатить 1,1 млрд долл. по обязательствам в иностранной валюте до конца 2021 г., при этом практически весь объем выплат уже обеспечен кредитами, полученными от России и российских государственных институтов развития, а также поступлениями от выпусков ценных бумаг на внутреннем рынке. Несмотря на довольно напряженный график погашения внешнего долга правительства после 2021 г., он включает главным образом кредиты от России и Китая (более 65% долга в среднем в 2022-2023 гг.). Первая крупная выплата основного долга по выпущенным Беларусью еврооблигациям на сумму 800 млн долл. предстоит лишь в начале 2023 г. Таким образом, у правительства еще есть время, чтобы подготовить план по их рефинансированию. Помимо дополнительных двусторонних кредитов Беларусь также может воспользоваться доступом к российскому рынку капитала.
Профиль государственного долга Беларуси по-прежнему уязвим
Почти весь объем долга (более 90%) номинирован в иностранной валюте и поэтому сильно зависит от изменений валютного курса. Мы отмечаем, что ежегодные (после 2021 г.) совокупные платежи по обязательствам в иностранной валюте составляют 20-30% валютных резервов центрального банка, в то время как число источников финансирования ограниченно, если не считать средства двусторонних кредиторов, в первую очередь России. Финансирование со стороны Китая, как правило, предоставляется под конкретные проекты, в связи с чем возможные новые кредитные линии, скорее всего, будут покрывать только дефицит бюджета и потребности в рефинансировании действующих кредитных линий. Кроме того, мы полагаем, что ввиду возможных новых санкций доступ к международным рынкам капитала для Беларуси в ближайшее время, скорее всего, будет закрыт. В начале мая 2021 г. валютные резервы центрального банка составляли 7,3 млрд долл., что на 20% меньше, чем в конце 2019 г.
Продолжающаяся конфронтация с ЕС и США, а также ограниченное число альтернативных источников финансирования, скорее всего, обусловят дальнейшее усиление зависимости Беларуси от готовности России оказывать ей поддержку
Несмотря на официальные заявления о политической поддержке и недавнее выделение второго транша (500 млн долл., или 0,8% ВВП Беларуси) в рамках двусторонней кредитной линии объемом 1 млрд долл., о которой страны договорились в 2020 г., в последние годы объем финансовой поддержки белорусского правительства со стороны России постепенно снижается. Это связано не только с изменениями режима налогообложения нефтяной отрасли в России, которые фактически приводят к повышению цены российской нефти для Беларуси, но и с возникавшими противоречиями между двумя странами. В некоторых случаях подобные противоречия приводили к задержкам в предоставлении средств в рамках ранее оговоренных кредитных линий. Мы также отмечаем, что прошлогодняя кредитная линия России направлена на рефинансирование текущего долга Беларуси перед Россией, а не на представление дополнительных кредитных ресурсов. В связи с этим на данный момент неясно, в какой степени возможная дополнительная поддержка со стороны России компенсирует утрату доступа Беларуси к внешним источникам ликвидности в случае введения новых санкций. Учитывая сокращение возможностей белорусских властей для маневра, мы полагаем, что Россия может предоставлять дальнейшее кредитование при условии политических уступок, на которые в прошлом Беларусь не соглашалась. Альтернативный выход — соглашение с ЕС о проведении экономических и политических реформ в обмен на финансирование и инвестиции (в соответствии с предложением Еврокомиссии от 28 мая 2021 г.) — представляется еще более отдаленным.
Предоставлено S&P Global Ratings