суббота, 23 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Кого и как будут выбирать акимами в наших селах?

У казахстанцев мало шансов влиять на ситуацию в стране, им остается только наблюдать. Однако, если это утверждение касается выборов в Казахстане, то наблюдение за всем избирательным процессом является большой и важной работой. Именно этим занимается НПО «ЭХО». Программный директор Мария Лобачева рассказала о закулисной стороне предстоящих выборов акимов «низшего уровня» – сельских округов.

– Мария, выборы в Казахстане, как правило, наступают неожиданно. Можно ли сказать это в отношении наступившей кампании? Готов ли к ним гражданский сектор?

– Я бы не сказала, что эти выборы стали неожиданными. Еще зимой президент при обращении к свежеизбранному парламенту упомянул, что выборы сельских акимов пройдут в этом году. СМИ пестрели заголовками о выборах сельских акимов и в связи с заявлением президента, и в связи с рассматриваемыми поправками. Срок полномочий сельских акимов – 4 года, а последние массовые выборы прошли в августе 2017 года, поэтому проведение очередных выборов акимов было вполне ожидаемым.

Но я бы обратила внимание, что выборы коснутся тех округов, где истекут либо досрочно прекратятся полномочия действующих акимов, а это далеко не 100% сельских округов. У нас почти 2400 сельских акимов, летом 2017 выборы проводились всего в 1400 округах. Сейчас говорят примерно о 750 округах, где пройдут выборы акимов до конца этого года. Цифры показывают высокий уровень текучки, то есть очень мало акимов занимают свои должности до конца срока. Надо уже принять тот факт, что это действительно местные выборы, а не общенациональная единовременная кампания. То есть выборы сельских акимов назначаются и будут назначаться то в одном округе, то в другом, и в любое время можно будет найти округ, где идут выборы.

– Но, на наш взгляд, информацию об объявлении выборов акимов сельских округов нельзя назвать общедоступной. Как вы считаете, с чем это связано?

– Проблема, связанная с информированием о местных выборах, в большей степени касается аналитиков, политологов и организаций по наблюдению за выборами – то есть тех, кто занимается анализом всего избирательного процесса. Чтобы судить о процессе в целом, необходимы обобщенные данные. Местные выборы назначает районная избирательная комиссия, а объявление о них публикуется в местных средствах массовой информации. ЦИК на днях выпустила инструкцию по сопровождению интернет-страниц территориальных комиссий разных уровней. В ней говорится, что информация о назначении выборов акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов публикуется на интернет-страницах ТИК областей, районов, городов областного значения. Это тот источник информации, который необходимо мониторить тем, кто наблюдает за выборами. Конечно, это очень неудобно - чтобы собрать полную информацию, необходимо прошерстить около 180 сайтов районных и областных акиматов, хотя Центризбирком все равно собирает всю информацию и мог бы публиковать ее на своем сайте, но пока что желание сделать поиск информации легким и полностью доступным совершенно не выражено.

– Что вам вообще известно на сегодняшний день о нынешней кампании? По какому принципу выбраны регионы, где 25 июля пройдут выборы, сколько избирателей в них примут участие, какие затраты понесет государство и местные бюджеты?

– Как я уже упоминала, выборы пройдут в тех округах, где заканчиваются полномочия действующих акимов, либо аким по какой-то причине оставил свою должность. Выборы должны быть назначены не позднее чем за 40 дней до истечения срока полномочий акима или в течение месяца со дня прекращения полномочий. Сообщалось, что на сельские выборы в этом году выделят 4,7 млрд тенге. Сколько избирателей примут участие – сказать сложно, здесь тоже надо собирать информацию. Можно предположить, что раз охвачено чуть меньше трети округов, то, наверное, получат возможность проголосовать около 1,5 миллионов избирателей, но все зависит от размера конкретных сельских округов, поэтому это число может существенно отличаться.

– В минувшую пятницу, 25 июня, президент Токаев внес некоторые изменения в указ своего предшественника от 2013 года. В частности, речь идет о том, что собрание местного сообщества может поднять вопрос об освобождении избранного ими сельского акима от должности. Прописан ли в законодательстве механизм этого «увольнения» и является ли эта поправка «шагом к демократии» или же это превентивный способ устранения «случайно» попавшего в кресло акима человека?

– Здесь ничего нового президент не изобрел. Соответствующие статьи были в законе «О местном государственном управлении и самоуправлении» уже несколько лет. Теперь это вписали и в типовой регламент маслихата. Честно говоря, я не слышала, чтобы маслихаты воспользовались этими нормами. Ради интереса загуглила по словам «вынес вотум недовериям акиму», но все ссылки были только на нормы законодательства либо на новости в других странах. Но я уверена, что любая подобная норма может использоваться властью для фильтрации чиновников.

– Какие еще «дырки» существуют в законах о выборах и местном самоуправлении, которые могут выявиться в ходе избирательной кампании? Могут ли ими воспользоваться власти или избиратели?

– Об использовании закона о выборах для фильтрации кандидатов еще до дня голосования мы говорим уже много лет. Это все процедуры, которые закрыты для наблюдения. И на выборах сельских акимов эти фильтры сохраняются. Во-первых, это проверка подписей, собранных в поддержку самовыдвиженцев. Как будут устанавливать их достоверность - одному теркому известно, будут ли они проверять только правильность данных, или же обращать внимание на почерк и что-нибудь еще. Кстати, это касается только самовыдвиженцев, что, на мой взгляд, ставит кандидатов в разные условия. Во-вторых, это проверка деклараций об активах и обязательствах – все прекрасно помнят, сколько кандидатов в маслихаты отсеивалось в ходе проверки таких деклараций. В-третьих, акимы являются государственными должностными лицами и проходят спецпроверку органами безопасности. Каким критериям при такой проверке должен соответствовать кандидат – из закона о выборах непонятно, но кандидату могут отказать на ее основании.

– Кстати, как вы оцениваете реакцию общества? Можно ли предположить, что в нынешних выборах сельчане примут активное участие?

­­– Сложно сказать. Конечно, появившаяся возможность может привлечь активное внимание местных жителей, наверняка появятся желающие участвовать. Вопрос в том, насколько информировано местное население о такой возможности, да и о самих выборах. Интерес сильно поубавится, если будут активно применять вышеупомянутые фильтры.

– Что «ЭХО» намерено делать при сложившейся ситуации? С какими сложностями вы, как правозащитники, можете столкнуться?

– Мы собираемся отслеживать информацию в СМИ и на сайтах районных акиматов – на страницах теркомов. Даже по тому небольшому количеству публикуемой информации можно будет сделать некоторые выводы. Кроме того, мы, как и всегда, будем оказывать поддержку любым независимым наблюдателям консультациями. Сложности же, скорее всего, будут традиционными, ведь поправки по усилению прав наблюдателей не рассматривались, хотя такие предложения исходили и от членов рабочей группы парламенты. Мы пока не видим политической воли в отношении повышения прозрачности процесса выборов. Пока что власть держит в руках слишком много нитей, чтобы выборы оставались подконтрольными.

– А как с наблюдателями – независимыми и представителями кандидатов в акимы? Можно ли сегодня говорить о полном покрытии всех округов, где пройдут выборы?

– Наблюдатели, скорее всего, будут в тех округах, где выдвигаются независимые кандидаты, доверенные лица, наблюдатели от местных организаций.

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33