Сколько стоит «макияж» акимов: особенности регионального пиара
За полгода акимы областей и городов Алматы, Шымкент и Нур-Султан потратили на пиар своей работы более 11 миллиардов тенге. В лидерах по затратам на госинформзаказ акиматы Алматы (2.662 млрд) и Алматинской области (1.012 млрд). До конца года сумма госинформзаказа может удвоиться.
Как выглядит пиар акимов?
В пятницу, 9 июля, за день до расширенного заседания правительства, аким Жамбылской области Бердибек Сапарбаев устроил показательную порку своих подчиненных. Журналистам дали записать, как он ругает аппарат за рост цен на продукты питания.
«Перед вами стоит одна важная задача – снизить цены на продукты. Подорожали растительное масло, морковь, лук, картофель, яйца. Если в нашем регионе лук продают по 130 тенге, то как обстоят дела в других областях? Если бы был контроль со стороны ответственных лиц, этого удалось бы избежать», – процитировал Сапарбаева Nur.kz и другие новостные сайты.
Подобные совещания акимы всех областей проводят регулярно. Кто-то бравым шагом обходит базарные ряды в окружении свиты, и пресса каждый раз пишет одно и то же, причем тексты выходят как из-под копирки. Очевидно, что ответственные люди, «не установившие контроль», о котором говорил Сапарбаев, сидят в соседних с акимом креслах. Всем понятно, что никакой контроль, никакие акиматовские прогулки по рынкам не удержат цены. Весь этот спектакль лишь для того, чтобы местную власть упомянули в прессе.
В начале этого года акимы областей и городов Алматы, Шымкент и Нур-Султан потратили на пиар своей работы более 11 миллиардов тенге. В лидерах по затратам на госинформзаказ акиматы Алматы (2.662 млрд) и Алматинской области (1.012 млрд). Тендеры объявляют несколько раз в год, так что это не окончательные суммы текущего года. Из 30 лотов, объявленных акиматом Алматы только 4 закупки произведены в результате открытого конкурса, остальные услуги закуплены из одного источника по несостоявшимся закупкам. В казахстанской практике, обычно, это работает так: организатор закупок допускает к конкурсу одну желаемую компанию. Из-за отсутствия предложений от конкурентов, тендер признают несостоявшимся, и та самая единственная компания получает госзаказ. В Алматинской области из 36 разыгранных в начале года лотов путем открытого конкурса выиграли тендер только 11 компаний.
Выглядит странно, когда на суммы, превышающие 100 миллионов тенге, акиматы проводят закупки из одного источника по несостоявшимся закупкам. На затраты для СМИ они не скупятся. Госзаказ раздают по принципу «всем сестрам по сережке», так что журналистские редакции, подсаженные на иглу госфинансирования, уже не надо «ловить мышей».
Социальные темы – цены на продукты питания, бензин и комуслуги, проблемы здравоохранения и образования – главные в любом СМИ, особенно в региональном, как правило, обеспечивают приток аудитории. Но, когда редакция вынуждена отрабатывать госзаказ, журналисты вряд ли будут докапываться до сути проблем, тем более, если все дороги, как правило, ведут прямиком в акимат, щедрой рукой раздающий госзаказ.
Отрабатывать госзаказ – скучно, критиковать тех, кто финансирует редакцию – чревато безденежьем и не только. Поэтому журналистам проще писать «левой пяткой» в оптимистичном ключе, лишь бы заказчик принял отчет. Результативность выполнения госзаказа измеряется количеством символов статей и часов видеопродукции. Главный критерий – соответствие продукта заявленной теме. В итоге налогоплательщиков, по сути, кормят фейками о благополучии, которого нет. А власть в какой-то момент, прочитав ею же заказанные материалы, окончательно верит в свою эффективность.
Тем временем, несмотря на «разъяснение казахстанской модели общественного согласия» количество межэтнических конфликтов растет, а общество становится все менее толерантным. «Освещение мероприятий в честь 30-летия независимости страны», когда местным чиновникам раздают медали и грамоты за хорошую службу, вызывает у общества раздражение на фоне растущих цен на продукты питания.
Действительно, какому акиму нужно, чтобы масс-медиа помогали ему видеть реальную картину происходящего?
В субботу, 11 июля, на заседании правительства, президент поднял проблему посредников, благодаря которым завышаются цены на продукты. Касым-Жомарт Токаев считает необходимым создать комиссию по расследованию подобных посреднических схем в регионах. Уже сейчас понятно, кто в эти комиссии войдет и каким будет результат. Если бы акимы не кормили СМИ госзаказом, пресса и без комиссий давно бы выяснила, к примеру, почему цены на фрукты и овощи в Талдыкоргане, что в 270 километрах от Алматы, не сильно отличаются от цен в магазинах столичного левобережья.
Создавать комиссии и заседать в акиматах – любимое занятие чиновников, о них же журналисты и пишут, чтобы отработать госзаказ. Именно поэтому в результате казахстанцы плотно сидят на игле российской телевизионной пропаганды или, в лучшем случае, разбрелись по интернету. Внимание граждан, тотально не доверяющих государству, прибрали к рукам артисты и блогеры, зазывающие то в очередную финансовую пирамиду, то в сомнительные религиозные течения. Именно они, а не акиматы со своими бюджетами на госинформзаказ формируют информационную повестку.
В любой государственной инициативе граждане видят подвох, не чувствуют собственную ответственность ни за себя, ни за происходящее в стране. Показателем эффективности государственной информационной политики может служить фактический провал кампании по вакцинации от COVID-19.
По данным Минздрава на 11 июля, с начала вакцинации, прививочные пункты посетили 4,3 миллиона казахстанцев. Это меньше, чем 25% населения. Но граждане, отрицающие пользу прививок, легче поверят, что в акиматах едят младенцев, чем в желание властей сделать что-то полезное для народа хотя бы организацией бесплатной вакцинации.
145 миллиардов тенге потратят на «размещение госинформзаказа в 2020-2022 годы, то есть в год – примерно 50 млрд. тенге, из которых добрая половина – в регионах.
Вот как примерно выглядят названия лотов в [goszakup.gov.kz]:
- Услуги, оказываемые информационными агентствами и сетевыми изданиями, по проведению информационной политики на русском языке
- Информационное освещение через интернет ресурс по формированию положительного имиджа Кызылординской области на государственном и русском языках
- Услуги по подготовке информационных материалов и публикации/размещению в средствах массовой информации: Информационно-аналитическое освещение хода реализации Стратегии «Казахстан-2050» в Западно-Казахстанской области через интернет-ресурс (на русском языке)
- Обеспечение публикации позитивных материалов в сфере укрепление общественно-политической стабильности в области с целью реализации политики Елбасы и достижений социально-экономического развития региона
- Услуги по информационному сопровождению проводимых мероприятий в Алматы и освещение актуальных вопросов жизнедеятельности города на русском языке
- Проведение государственной информационной политики Алматинской области через средства массовой информации
Размытость формулировок предполагает очень четкую установку – happy end. Как результат, большинство СМИ можно привлечь к ответственности по все более популярному обвинению «за распространение заведомо ложной информации», оплаченной из кармана налогоплательщиков.
Недавно министр информации и общественного развития Аида Балаева сообщила о том, что теперь госинформзаказ будет распределяться централизованно и акимы теперь не будут иметь возможности объявлять конкурсы на то, кто похвалит их лучше всех, а участие в тендерах на госинформзаказ для аффилированных компаний станет сложнее. Как это будет в реальности – покажет время.
Умай Беймарал