Не совсем по сценарию: как прошли «знаковые» выборы сельских акимов
Вчера в Казахстане произошло действительно знаковое событие – по стране прокатились выборы акимов сельских округов и городов районного значения. Однако событие республиканского уровня превратилось в отдельные местечковые новости, что было выгодно властям всех уровней. Официальные результаты выборов могут объявить в течение трех дней, но из отдельных регионов уже поступают сообщения, которые, судя по всему, нарушили предписанный сценарий. Впрочем, кое о каких результатах прошедшего плебисцита можно говорить уже сегодня.
И тишина…
Мы уже не раз отмечали одну из главных особенностей этой выборной кампании – подозрительно минимальное освещение в СМИ. Несмотря на то, что инициатива президента, высказанная им впервые в рамках послания народу, является действительно важной для страны и ее народа, полноценной информации по этому поводу не было. Касым-Жомарт Токаев еще несколько раз высказывался по поводу выборов сельских акимов, в том числе во время январского голосования и на последующем заседании Нацсовета, но и эти новости оказались «проходными».
24 июня прошло большое заседание Центризбиркома, на котором были выработаны (точнее, формально приняты) основные документы, касающиеся предстоящих выборов, а на следующий день территориальные избиркомы сделали то же самое, уточнив только дату голосования – 25 июля. Отметим, что информация об этом часто размещалась в «подвале» сайтов областных и (или) районных акиматов, а районные газеты разнесли ее лишь через неделю, когда для подачи документов кандидатам оставалось 7-9 календарных дней.
Ресурс ЦИКа же сохранял молчание и хранит его до сих пор. А ведь именно там должна была быть размещена полная информация по стране в целом и отдельным регионах в частности. Из различных источников можно было узнать, что выборы намечались в 730 округах, а оставшаяся сотня регионов была перенесена на второй этап. В целом же информация не была сконцентрирована в одном месте – получить централизованные данные по тем или иным округам и узнать побольше про кандидатов было невозможно.
Понятно, что избирателю из Акмолинской области, по большому счету, нет дела до, скажем, Балтабайского сельского округа Енбекшиказахского района, а человек, прописанный в Алматы даже и не знал, что кого-то где-то выбирают. Но дело в другом. В том числе в том, что Центризбирком обязан по закону выкладывать такую информацию и делиться ею со СМИ. Правда, досконально это не расписано, но, если исходить из позиции Акорды, то ЦИК, МИОС, областные акиматы и, в целом, правительство, должны были взять инициативу в свои руки и постоянно пиарить президентское начинание. Но «день тишины», прошедший накануне дня голосования, похоже, был растянут на всю электоральную кампанию. Действительно, при помощи СМИ и лояльных блогеров можно было набрать немало дивидендов, представляя выборы в виде не просто шага, а стремительного прыжка в сторону демократии. Но отдельные публикации в местных газетах и блеклые, как под копирку написанные посты блогеров не возымели действия. Вообще, укрепилось ощущение, что власти не хотят лишнего шума, учитывая, что за ним может последовать волна гражданской самосознательности.
Выдвижение самовыдвиженцев
Не особо использовался властями и другой козырь – то, что более 60 процентов кандидатов в акимы являются самовыдвиженцами. Напомним, изначально ставка делалась на то, что те или иные партии будут выдвигать и продвигать своих кандидатов, а беспартийным согражданам дадут возможность определиться со своим – независимым. Предполагалось, что самовыдвиженцев будет минимальное количество, часть из них отсеют еще до дня голосования, а оставшиеся окажутся невольными статистами. В итоге же вышло наоборот – неожиданно для многих наблюдателей выдвиженцев от партий оказалось минимальное количество. Во многих округах на одного партийца приходилось по два самовыдвиженца.
В принципе, понятно, почему так произошло – государству было важно показать, что большая часть кандидатов была «из народа». Впрочем, понятно, что такое соотношение является искусственным и не отображает в полной мере истинную ситуацию. Скажем сразу, что более-менее объективную картину всей избирательной кампании могло бы дать долгосрочное наблюдение, но на этот раз многие неправительственные организации Казахстана оказались отстранены от этого процесса по разным причинам. Были те, кто включился слишком поздно – в том числе, и потому, что выборы были назначены неожиданно и не было полноценной информации о них. В любом случае, долгосрочное наблюдение даст свои результаты позднее – даже позже, чем огласят окончательные итоги голосования.
Что касается партий, то ожидаемо больше всех кандидатов представил Nur Otan – 586 человек. От «Ауыла» логично было бы ожидать большей активности, но он на втором месте со 102 кандидатами. Далее идут «народники» (между нами говоря, их реклама-агитация была более заметна) – 71, ДПК «Ак жол» – 60, Adal – 49 и замыкает список ОСДП с чертовой дюжиной (13) кандидатов. При этом, большинство партий не были заметны в предвыборной борьбе на республиканском уровне, а у некоторых мы даже не нашли на сайте какой бы то ни было внятной информации о голосовании.
В отношении препон во время предвыборной агитации и тому, что ей предшествовало, новостей тоже было мало, хотя отдельные сообщения все-таки просачивались. Это касается «социал-демократов» и «акжоловцев». Например, выяснилось, что часть претендентов (от 10 до 25 процентов в зависимости от региона) не была зарегистрирована – не предоставили необходимых документов, среди которых оказалась «трудовая книжка», хотя ее не было в официальном списке. Но оптимисты, напротив, считают, что массового и повального отсева кандидатов не было и многие из них достаточно хорошо подготовились несмотря на то, что выборы назначили неожиданно и времени на подготовку было мало.
Интрига
Надо признать, что не было проблем со сбором подписей. Действительно, собрать один процент от списка избирателей для местных жителей не так сложно и поэтому кандидатам можно было сконцентрироваться на других направлениях.
По сравнению с прошлыми выборами, парламентскими 2021-го и президентскими 2019 года, нынешний плебисцит прошел относительно тихо и мирно. По некоторым параметрам их можно даже назвать честными, но, как отмечалось выше, для этого нужен объективный взгляд и охват наблюдением всего электорального цикла, а не только дня голосования. Правда, вызывает традиционное недоверие цифры явки избирателей – от 64 до 85 процентов, хотя наблюдатели везде (где были) говорили о низкой активности сельского электората.
Вообще, можно сказать, что не было (больших) нарушений, так как не было (по большому чету) самих выборов. Однако кое-где кое-что все-таки фиксировалось. Так, в Акмолинской области в одном из округов оказалось, что все три кандидата (один от партии власти, а два других – «самовыдвиженцы») имеют абсолютно идентичные предвыборные программы. Наверное, это было не исключение. В некоторых местах фиксировались ставшие обычными нарушения прав наблюдателей, широко применялась практика ограничений в связи с отсутствием ПЦР-теста, ну и еще кое-что «по мелочи». Если не считать таких «мелких» для нас деталей, прошедшие выборы, интересные обществу только массовыми нарушениями, можно назвать даже разочаровывающими.
Есть подозрения, что результаты и этих выборов были расписаны заранее, но в некоторых местах интрига все же появилась. Опять-таки, все здесь зависело от работы доверенных лиц и наблюдателей. Об общей картине можно будет судить только после объявления официальных результатов и их детального анализа, но из отдельных регионов стала поступать информация, которая, судя по всему, немного не вписывалась в подготовленный сценарий.
Так, в Жанажолском сельском округе ЗКО, по предварительным данным, победу одержал кандидат от ОСДП Айбек Ишанов. Оказалось, что изначально этот кандидат состоял, как все учителя, в «Нур Отане», а когда выразил желание участвовать в выборах, ему сказали: «Ок, но будешь спойлером действующего акима – он выиграет на выборах». Однако, Ишанов неожиданно отказывается играть в эту игру, выходит из правящей партии, идет в филиал «ОСДП», становится ее членом и, соответственно, выдвиженцем от них. Конечно, есть некоторые сомнения, что это не «Косанов-2» сельского масштаба, но все же факт интересный. Точно также, как в Коктерекском сельском округе Байдибекского района Туркестанской области самовыдвиженец Абдразак Мауленов получил большинство голосов, оставив позади кандидата от партии «Нур Отан».
Повторим, это хоть подтвержденные протоколами, но еще не официальные сведения. Но уже сегодня можно сказать, что общество, в целом, проиграло эти выборы. К сожалению, оно не воспользовалось шансом потренироваться на местах – горожане не поддержали сельчан, сельчане не прочувствовали до конца выгоду, а правозащитники и журналисты в большинстве своем оказались оторванными от ситуации. Но это, как говорится, отдельная тема. Впрочем, скажем, что это проигрыш, кроме другого, касается сдачей стратегических позиций и отказом от хорошей практики для подготовки базы для самоуправления. Не зря же говорят, что прежде, чем идти на выборы президента, нужно научиться переизбирать председателя КСК – в данном случае, акима сельского округа. И здесь не особо важно, живешь ты на селе или в городе.
А вот власти, даже с учетом того, что в отдельных округах вышли победителями не те кандидаты, которые планировались, одержали безоговорочную победу. Уверены, теперь Центризбирком «проснется», а вместе с ним Администрация президента, местные власти и абсолютно все СМИ, которые дружно будут рапортовать об очередном шаге к демократии. Ну, а с прошедшими (случайно) независимыми или оппозиционными кандидатами все решается проще – они могут быть лишены своего кресла через голосование подконтрольных маслихатов или путем инициирования схода недовольных жителей. Впрочем, в любом случае, над независимым сельским акимом всегда стоит зависимый районный, а их выборы, по планам Акорды, пройдут только через три года, а к тому времени всякое может случиться.