вторник, 17 сентября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Афганский капкан. Зачем американцам Центральная Азия?

Недавно состоялся беспрецедентный по масштабам визит государственного секретаря США Джона Керри во все республики Центральной Азии. Впервые с момента появления на карте независимых государств ЦА глава американской дипломатии посетил сразу все пять стран региона. Любопытно, что этому турне предшествовала аналогичная поездка по республикам Центральной Азии премьер-министра близкой к США Японии - Синдзо Абэ.

Эксперты стали гадать, с чем связано такое неприкрытое внимание западной дипломатии к центральноазиатскому региону и какие цели поставил  здесь перед собой Вашингтон. Стоит отметить, что в ходе переговоров с лидерами Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, Казахстана, Туркменистана Джон Керри затронул ключевые проблемы, с которыми сталкиваются страны Центральной Азии – нехватка воды, вопросы безопасности и борьбы с Исламским государством, энергетика, территориальная целостность и независимость стран ЦА.

Научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК, эксперт по вопросам безопасности Анна Гусарова рассказала об итогах визита Джона Керри в Центральную Азию, и как он мог повлиять на дальнейшее положение региона в стратегических планах США.

 - Анна Юрьевна как вы оцениваете итоги визита Джона Керри в страны ЦА, чем он мог быть продиктован, ведь Центральная Азия. ЦА хоть и считалась приоритетным для Вашингтона регионом, но контакты с лидерами этих стран всегда были удаленными, в силу специфики государств?

 - Визит Джона Керри - это запланированный, проработанный со всех сторон ивент и выверенный ход американской дипломатии. По статистке, госсекретарь каждой администрации США традиционно посещает регион Центральной Азии раз в четыре года. Это не всегда все пять стран. В 2005 году Кондолиза Райс посетила Кыргызстан, Таджикистан и Казахстан. В 2010-2011 годах Хиллари Клинтон приезжала сначала в Казахстан и Кыргызстан, затем в Таджикистан и Узбекистан. Туркменистан, скорее, является исключением - встречи с его лидером проходили на территории США  - Вашингтон или Нью-Йорк. Поэтому визит Керри сразу во все страны Центральной Азии оказался в фокусе мировых СМИ. Что касается статуса приоритетного региона, то Центральная Азия практически никогда не считалась таковым для Белого дома. Анализ стратегий национальной безопасности США  с 1991 по 2015 год не фиксирует важность региона для достижения американских национальных интересов.

- Какие обстоятельства могли повлиять на изменение обозначенных Вами подходов?

 - Во-первых, это Афганистан, недавние события в Кундузе. Ситуация с безопасностью там остается критической. Редактор Long War Journal Билл Роджио утверждает, что около одной пятой части страны контролируется талибами. Исследование ООН, проведенное в сентябре этого года, также зафиксировало беспрецедентный рост и усиление позиций талибов практически на всей территории Афганистана по сравнению с 2001 годом. Усиление позиций талибов в Кундузе, сети хаккани в Кабуле и провинции Хост, а также союзников ИГ в Нанграхаре на границе с Пакистаном свидетельствуют об ухудшении ситуации в Афганистане. Некоторые американские эксперты и экс-сотрудники Пентагона склонны считать боевые действия в 2015 году одними из самых масштабных и ожесточенных за последнее время. Во-вторых, это нежелание и неготовность некоторых стран Центральной Азии углублять сотрудничество с Афганистаном. Американские усилия по его включению в центральноазиатскую повестку так и не увенчались успехом. Глубина сотрудничества прямо пропорциональна географическому соседству с этой страной. В-третьих, это отсутствие диалога между самими странами Центральной Азии. Страны действительно крайне мало взаимодействуют друг с другом, предпочитая стратегическое партнерство с внерегиональными игроками. Сейчас это скорее фрагментация в условиях геополитической турбулентности, различия в восприятии системы вызовов и угроз безопасности, нерешенные территориальные споры. Важным достижением является включение нейтрального Туркменистана в этот диалог. В-четвертых, это присоединение граждан Центральной Азии к ИГ и необходимость координации усилий и выработки коллективного подхода к противодействию насильственному экстремизму и терроризму.    

- В таком случае можно ли назвать визит Джона Керри попыткой застолбить свое место в регионе и показать серьезность западной заявки на лидерство в Центральной Азии?

- США всегда отличались тем, что столбили свое «место под солнцем», причем открыто и откровенно. Еще в 1997 году Мадлен Олбрайт (госсекретарь США с 1997 по 2001 год -  прим. ред.) высказывалась о том, что Америке надо управлять последствиями распада СССР. В 2002 году Колин Пауэлл (госсекретарь США на тот период - прим. Ред.), выступая перед Комитетом по международным отношениям Палаты представителей Конгресса США, заявил, что Америка обретет такое долгосрочное военное присутствие в Центральной Азии, о котором  раньше не мечтала. Кроме того, так или иначе, американцы присутствуют в Центральной Азии с начала военной операции в Афганистане на протяжении более 10 лет. Уместно говорить, скорее, об организационном лидерстве, поскольку Вашингтон предпринимает очередную попытку реанимировать интеграционные процессы и диалог в регионе. С единой Центральной Азией будет легче работать. Заявка сделана - дело за странами.

- Можно ли назвать этот визит началом новой стратегии ЕС и США в отношении ЦА? И как кризис в Украине мог повлиять на решение госсекретаря США приехать в регион?

- Визит, безусловно, сам по себе сложно переоценить. Стратегия США в ЦА подразумевает усиление региональных связей по торгово-экономическим, политическим, водно-энергетическим и иным вопросам, которых в регионе с момента обретения независимости накопилось достаточно много. На мой взгляд, кризис в Украине скорее косвенно повлиял на пересмотр позиций и подходов к региону с учетом его геополитических особенностей. Секъюритизацию интересов никто не отменял

- Тогда как бы Вы оценили перспективы США стать посредником в урегулировании водного кризиса в ЦА, такую попытку уже предпринял и Керри?

- Перспективы пока достаточно туманны, оценивать их рано. Сейчас американские эксперты совместно с коллегами из стран Центральной Азии создают аналитическую сеть для обсуждения вопросов в сфере устойчивого развития, водно-энергетических вопросов и перехода к альтернативным источникам энергии. Поэтому на данном этапе можно сказать, что главное достижение США - начало открытого диалога, в частности среди экспертного сообщества, по столь болезненному для всех вопросу.

- А какова роль энергетических проектов в отношениях Астаны и Вашингтона?

- Для США поддержание стратегического диалога с Казахстаном в энергетической сфере представляет особый интерес. Вероятное участие Казахстана в Транскаспийском газопроводе рассматривается Белым домом как одно из условий для установления военно-политического влияния в Каспийско-Центральноазиатском регионе и снижения роли России. Об этом еще в 2012 году было заявлено в докладе, подготовленном сенаторами-республиканцами на заседании Конгресса. Республиканцы добились того, что взаимодействие с государствами региона в энергетической сфере стало осуществляться исключительно в двустороннем формате. Конгресс продавил решение о ликвидации поста Специального посланника по вопросам евразийской энергетики в Госдепартаменте США.

Определение статуса Казахстана в доктринальных внешнеполитических документах можно обозначить как скорее средство, а не цель достижения национальных интересов США в области обеспечения международной безопасности. Поскольку Казахстан заявил о себе как о состоявшемся государстве, которое ставит амбициозные планы по вхождению в ТОР-30 развитых стран мира, это обязывает к выстраиванию качественно нового конструктивного диалога с Вашингтоном. В то же самое время, пока Астана является наиболее подходящим с точки зрения американских стратегов партнером США в регионе из всех центральноазиатских государств. Несмотря на смещение внешнеполитических ориентиров официального Вашингтона с Центральной и Южной Азии в зону АТР, вопросы обеспечения безопасности в регионе все же сохраняют свою актуальность. Учитывая современные тренды мирового развития, дестабилизирующий потенциал в Центральной Азии в перспективе может проявиться в сфере энергетики (Каспий), водно-энергетических ресурсов  (трансграничные реки) и геополитики (Афганистан и усиление индо-пакистанских противоречий). Об этом говорилось еще в конце 2012-начале 2013 годов. Достаточно широкий спектр задач существенно затрудняет реализацию стратегию Вашингтона. США в энергетической сфере будут осуществлять взаимодействие с государствами региона исключительно на двустороннем уровне, о чем свидетельствует ликвидация в 2012 году поста Специального посланника Госдепа США по вопросам евразийской энергетики

- Вы уже заговорили о проблеме трангсграничных рек. Могут ли США стать посредником между Узбекистаном и Таджикистаном для достижения консенсуса по этому вопросу?

- Говорить о миротворческой роли Вашингтона в решении таджикско-узбекских противоречий пока не приходится. Сейчас важно, что подписанное Соглашения о сотрудничестве в рамках визита Керри реально начало работать. Иначе о решении пограничных и иных вопросов, в частности водно-энергетических, в ближайшей перспективе речи не может быть. Пока участие США в распутывании клубка центральноазиатских противоречий оценить не представляется возможным в силу отсутствия каких-либо подвижек, как в позитивном, так и в негативном контексте.

- Создалось впечатление, что глава американской дипломатии всячески пытался обойти наболевшую проблему несоблюдения прав человека в Центральной Азии. Не хотел обострять отношения с авторитарными лидерами, в частности с наиболее репрессивным главой Туркменистана?

- На мой взгляд, Джон Керри вовсе не обошел тему прав человека. Неслучайно он сказал, что в борьбе с терроризмом права человека не должны нарушаться. При этом традиционные "нарушители" не остались в стороне. Правозащитная риторика США тем и отличается, что критикуют, когда необходимо. Что касается Туркменистана, но последние лет 10 все переговоры, экспертные встречи и обсуждения проходили без его участия. И каждый раз отмечалась необходимость привлечения Ашхабада в региональный диалог. В начале октября в Туркменистане началось строительство нового здания для посольства США. В рамках противодействия ИГ и другим террористическим группировкам роль Туркменистана как одного из партнеров США в регионе возрастает.

Посол США в Казахстане Джордж Крол

-Откровенно говоря, трудно согласиться, что американская дипломатия была готова к открытому обсуждению центральноазиатских проблем, ведь журналистам не дали задать интересующие их вопросы, и некоторым из них пришлось их буквально выкрикивать в ходе протокольных съемок?

- На самом деле выкрикивать вопросы с места - традиция американской журналистики. Каждый брифинг в Белом доме сопровождается криком и шумом. Не считаю, что минимальное участие прессы отражает специфику центральноазиатских стран. Тем более, это никоим образом не говорит о том, что США не готовы к «неудобным» вопросам. Скорее всего, здесь два момента. Первый - обсуждался достаточно широкий круг вопросов, и не все можно было «сделать доступным». Второй - вполне логическое объяснение в контексте информационного противостояния США и России максимально нейтрально без каких-либо проколов осветить визит Джона Керри.

- Как Вы считаете, что в итоге показал  визит Джона Керри? Кому США отдают предпочтение в регионе?

- Вопреки устоявшемуся мнению многих российских и центральноазиатских экспертов относительно приоритетности Узбекистана или Казахстана в центральноазиатской стратегии США, официальные документы не содержат никакой информации по данному вопросу. В то же время, в докладе конгрессменов-республиканцев за 2012 год отмечается, что в перспективе именно ставка на Ашхабад позволит Вашингтону сохранить свое военно-политическое присутствие в регионе, в том числе направленное на изоляцию Ирана, снижение роли Китая и России в Центральной Азии.

 

 

 

Оставить комментарий

Политика

Крылья для ЭКСПО-2017 Крылья для ЭКСПО-2017
Карлыгаш Еженова
17.08.2015 - 15:57
Back in USSR Back in USSR
Карлыгаш Еженова
29.04.2015 - 16:08
Фактор Украины. Часть 2 Фактор Украины. Часть 2
Карлыгаш Еженова
23.04.2015 - 16:09
Фактор Украины. Часть 1 Фактор Украины. Часть 1
Карлыгаш Еженова
22.04.2015 - 10:46
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33