Токаев объявляет войну монополистам
Бизнес-климат улучшат через развитие конкуренции и усиление антимонопольной службы. По уверению разработчиков, это будет делаться не для улучшения позиции Казахстана в Doing Business, а для реального создания благоприятных условий по развитию бизнеса. По мнению экспертов, рейтинг является важным, но побочным эффектом, поскольку рейтинг – это не цель, а инструмент достижения главной цели - улучшения бизнес-климата. Сегодня мы занимаем 25 место в мире по степени легкости ведения бизнеса.
Казахстан занимает 3-е место среди 190 стран мира по количеству реформ, начиная с 2005 года, реализовав за последние пять лет 66 реформ. Поскольку рейтинг является сравнительным, методологически невозможно оценить влияние реформ в Казахстане на точный итоговый рейтинг страны.
Вклад МСБ в экономику не высок
По мировым меркам, в Казахстане достаточное количество малого и среднего предпринимательства, но его вклад в экономику не высок. Одна из главных причин в том, что усилия предпринимателей уходят не столько на развитие своего бизнеса, сколько на преодоление административных барьеров.
Отчет Doing Business Всемирного Банка признает важнейшую роль государства в стимулировании развития частного сектора и направлен на продвижение разумного регулирования. Идея проста: если законы и правила ясны, они дают предпринимателям больше уверенности и возможностей для инвестирования. Нормативные правовые акты должны быть эффективными, прозрачными, доступными и исполнимыми. В числе первых ясным сделают регулирование естественных монополий, а также будут развивать конкуренцию в АПК и на рынке связи.
В регионах тоже будут экспертные советы по тарифам
В соответствии с Законом «О естественных монополиях» при министерстве национальной экономики действует Совет по тарифной политике, который является консультативно-совещательным органом по выработке предложений по разработке основных направлений тарифной политики в сфере естественных монополий. В его состав входят представители центральных государственных органов и Парламента.
Так как большинство субъектов естественных монополий работают в сфере предоставления коммунальных услуг в самых отдаленных населенных пунктах, они практически вне сферы влияния Совета по тарифной политике.
Кроме того, законом предусмотрена процедура проведения отчетов субъектами естественных монополий перед потребителями в форме публичных слушаний. Поэтому предлагается исключить из действующей нормы полномочия Совета по тарифной политике по обсуждению и выработке рекомендаций к проектам инвестиционных программ и вносимым изменениям в действующие инвестиционные программы, а также заслушивание отчетов субъектов естественных монополий.
Уполномоченный орган предлагается наделить компетенцией по созданию «регионального экспертного совета», определить его статус и полномочия. Также будут привлечены независимые эксперты для проведения анализа и экспертизы проектов тарифов, тарифных смет, что позволит обеспечить обоснованность и прозрачность процедуры формирования тарифов.
Антимонополистам дадут больше власти
Антимонопольный орган наделят функциями в рамках внедрения подхода технического регулирования субъектов естественных монополий. У них появятся полномочия по утверждению нормативных технических потерь, технических и технологических норм расхода сырья, материалов, нормативной численности персонала, проведению технической экспертизы деятельности с привлечением независимых экспертов.
«Ранее указанные функции способствовали сдерживанию роста тарифов на регулируемые услуги субъектов естественных монополий и упорядочению подходов к тарифообразованию», – аргументируют разработчики проекта поправок.
В правительстве прозрели: каждое повышение тарифа чувствительно для бизнес-сообщества и потребителей, так как снижаются доходы в условиях нестабильности мировой экономики. Ожидается, что введение указанного государственного регулирования позволит сдержать рост тарифов на регулируемые услуги субъектов естественных монополий, обеспечить прозрачность и упорядочить подходы к тарифообразованию.
Кроме того, эта программа позволит провести детальный анализ отчетов об исполнения инвестиционных программ субъектов естественных монополий.
Бумажные тендеры отменят, базу «Монополист» сделают открытой
Для повышения прозрачности и доступа всех заинтересованных лиц к процедурам закупок предлагается предусмотреть осуществление субъектами естественных монополий закупок товаров, работ, услуг способом конкурса на специализированных электронных торговых площадках и через товарные биржи. По мнению разработчиков реформы, бумажный вид закупок ограничивает доступ бизнеса к тендерам.
Кроме того, в электронный формат переведут отчеты монополистов по исполнению и корректировке тарифных смет и инвестиционных программ, а также заявления об их изменении. Обещают предоставить доступ к этой информации через базу «Монополист».
Акиматы будут соревноваться в KPI по конкуренции
Для повышения значения конкурентной политики государства предлагается утвердить отраслевые и региональные стандарты развития конкуренции для министерств и аикиматов. Антимонопольное ведомство согласует стандарты, которые будут включать такие показатели, как снижение уровня рыночной концентрации, снижение доли госучастия, увеличение доли МСБ. По мнению авторов реформы, это позволит вовлечь в работу по развитию конкуренции всю систему госуправления и сместить акценты с государственной поддержки крупных предприятий на развитие МСБ.
Для постоянного контроля достижения ключевых индикаторов (KPI), предусмотренных стандартами развития конкуренции, внедрят механизм оценки и рейтинга министерств и акиматов.
Утверждается, что подобную практику успешно реализуют в России с сентября 2015 года.
Неравный доступ к услугам зерновых элеваторов запретят
В настоящее время в зерносеющих регионах – СКО, Акмолинская и Костанайская области – где расположена значительная часть действующих хлебоприемных предприятий (ХПП), имеются факты дискриминационного доступа к их услугам.
Закон «О зерне» запрещает зерновым элеваторам навязывать условия доступа к оказываемым услугам или совершать иные действия, ведущие к дискриминации потребителей оказываемых услуг. Однако нормы действующего закона не рабочие. Не понятно, по каким критериям определять условия и действия, ограничивающие доступ к услугам ХПП. Поэтому антимонопольному органу дадут право разработать и утвердить ясный и понятный порядок недискриминационного доступа к услугам элеваторов. В документе конкретизируют критерии определения условий и действий, ведущих к дискриминации при оказании услуг элеваторов.
Радиочастоты будут использовать совместно
Рынок сотовой связи в Казахстане является олигополистическим с высоким уровнем концентрации. Здесь действуют три оператора: АО Kcell с торговыми марками Kcell и Activ, ТОО «Кар-Тел» – с его Beeline, ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» – с Tele2 и «Алтел». Причем, двое из них являются аффилированными между собой через АО «Казахтелеком». При этом на долю нацкомпании АО «Казахтелеком» приходится более 60% рынка мобильной связи.
Монополисты злоупотребляют своим положением на рынке связи, о чем свидетельствует поступающие жалобы на действия операторов сотовой связи и проведенные в отношении них антимонопольные расследования.
По итогам анализа выявлены пять системных проблем, сдерживающих развитие конкуренции на рынке сотовой связи: ограниченность ресурса радиочастотного спектра, неравные условия распределения новых радиочастот, проблемы равного доступа к инфраструктуре телекоммуникаций, чрезмерная экономическая концентрация рынка, присутствие государства на конкурентных рынках услуг связи.
Одним из ключевых трендов в развитии мобильной связи продолжает оставаться совместное использование сетей – NetworkSharing (шеринг) – совместное планирование, строительство и эксплуатация сетей сотовой связи несколькими операторами с целью экономии затрат и ускорения запуска сетей.
Существует два вида шеринга. Пассивный шеринг (PassiveSharing) определяется как совместное использование пассивных элементов сетевой инфраструктуры (мачты, сайты, кабинет, мощность). Активный шеринг (ActiveSharing) определяется как совместное использование активных элементов сети радиодоступа и транспортных сетей, в том числе совместное использование частотного спектра).
В целом по миру этот процесс идет достаточно активно и поддерживается регулирующими органами. В таких странах, как Австрия, Болгария, Хорватия, Дания, Франция, Германия, Черногория, Норвегия, Польша, Румыния, Испания, Швеция, Швейцария, Турция активный шеринг привел к улучшению покрытия 2G/3G и заметному ускорению развертывания 4G. А в Испания, Румынии и Польше отмечено снижение розничных цен.
Отмечаются такие выгоды от ActiveSharing, как уменьшение дублирования инвестиций в сеть (меньше антенн и базовых станций, сокращение потребления электроэнергии, расходов на аренду); уменьшение затрат для операторов, ускорение ввода новых сетей в эксплуатацию, возможность предоставить сервис в удаленных/малонаселенных регионах, ускорение внедрения новых продуктов и технологических инноваций; повышение качества сервиса для абонентов; рентабельность развертывания сетей в малонаселенных регионах; эффективное использование частотного спектра в условиях его острого дефицита.
Проанализировав международный опыт, власти решили ввести порядок совместного использования радиочастот.
Планы властей по улучшению бизнес-климаты не ограничатся развитием конкуренции и усилением контроля над естестнными мономолиями. В следующих материалах Exclusive.kz расскажет, какие меры правительство намерено принять в сфере долевого строительства, рекламы, жилищных отношений, регистрации бизнеса. Власти также намерены пересмотреть условия подключения к системе электроснабжения и регистрации собственности, меры по защите миноритарных инвесторов и по обеспечению исполнения контрактов. Кроме того, планируется ввести новое комплексное регулирование и продолжить исключать препятствия к защите бизнеса.