понедельник, 25 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Германия больше не будет поддерживать авторитарные страны?

Сильные результаты партии Зелёных на федеральных выборах в Германии дают надежду, что теперь эта страна начнёт постепенный отказ от политики уходящего канцлера Ангелы Меркель, которая потакала авторитарным режимам, в частности поддерживала проект газопровода «Северный поток-2» между Германией и Россией, а также инвестиционное соглашение Евросоюза с Китаем (которое затем было заблокировано Европейским парламентом).

И Христианско-демократический союз (ХДС) Меркель, и Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) демонстрируют пророссийские наклонности со времён канцлерства Герхарда Шрёдера в 1998-2005 годах. В отличие от этих двух партий, Зелёные выступают за ужесточение политики в отношении и России, и Китая. Более того, сейчас у них появилась возможность ограничить былой уклон СДПГ в сторону России, поскольку они могут войти в новую правящую коалицию во главе с кандидатом в канцлеры Олафом Шольцем, отправив, тем самым, ХДС в оппозицию.

Во время финальных теледебатов предвыборной кампании Шольц и Анналена Бербок из партии Зелёных выступили в поддержку именно такой договорённости. Хотя формирование нового правительства может оказаться медленным процессом, и возможен целый ряд комбинаций и перестановок, Зелёные практически в любом случае будут играть ключевую роль. Они являются общим знаменателем, и этот факт не укрылся от внимания президента России Владимира Путина, который, как считают многие немцы, активно действовал за кулисами, пытаясь минимизировать электоральный успех Зелёных.

Проблема для СДПГ в том, что даже, казалось бы, позитивная политика Меркель в поддержку экспорта и рабочих мест приобрела политически неприятные свойства в последние годы. В 2020 году объём немецкой торговли с Китаем составил 212,9 млрд евро ($249 млрд), в то время как у США эта цифра равнялась 171,5 млрд евро, у Франции – 147,3 млрд евро, у Италии – 114,4 млрд евро и у Великобритании – 101,6 млрд евро. Поскольку столь значительная часть немецкой занятости и доходов зависят от торговли с Китаем, немецкое руководство зачастую игнорирует нарушения прав человека в этой стране и бросаемый ею вызов открытому, основанному на правилах мировому порядку. Как выразился бывший вице-канцлер Германии и лидер СДПГ Зигмар Габриэль в недавнем интервью, «Германия балансирует на канате между осуждением случаев нарушения прав человека в Китае и обеспечением доступа немецких компаний к китайским рынкам».

Тем не менее, я уверен, что многих немцев беспокоит тот факт, что платой за их экспорт становятся жертвы нарушений прав человека в Китае. Ситуация усугубляется тем, что излишняя зависимость Германии от китайской торговли не позволяет Евросоюзу сформировать единый фронт против китайского авторитаризма. Как Европа может быть жёсткой в отношении Китая, если страна с крупнейшей в Европе экономикой ведёт себя так мягко?

Меркель шла не в ногу с партнёрами по ЕС в вопросах отношений с авторитарными лидерами. Если Зелёные начнут активней влиять на немецкую политику, в ЕС появится больше солидарности в делах с Китаем и Россией. И появится больше трансатлантической солидарности, что будет соответствовать данному президентом США Джо Байденом в ООН обещанию отказаться от «неустанной войны» в пользу «неустанной дипломатии» в отношениях с Китаем и Россией.

Так или иначе, больше всего Зелёные хотят, чтобы у Германии появилась современная экономика вместо ретроградной экономики меркантилизма. Их главный предвыборный лозунг – «Прощай, статус-кво. Здравствуй, будущее» – идеально демонстрирует их отличие от ХДС и СДПГ, двух главных партий вчерашнего дня.

Лозунг Зелёных предполагает новую, проевропейскую стратегию роста для немецкой экономики. Среди прочего, это означает перенаправление производительных ресурсов Германии от экспорта (значительную часть которого составляют загрязняющие природу машины, например, Mercedes и BMW) к возобновляемой энергетике, а также к высокотехнологичным, цифровым и иным отраслям экономики.

Большинство критиков согласны, что самым главным недостатком эпохи Меркель стала неспособность помочь росту отраслей будущего. «Несмотря на рост экономики и увеличение занятости, – отмечает старший экономист компании Allianz Катарина Утермёль, – в стране практически не проводилась модернизация». Из-за низкого уровня государственных инвестиций при Меркель страна в итоге оказалась плохо подготовлена к будущему. Экономическая политика сводилась к тому, чтобы жить сегодня, забыв о завтра. Хотя Германия получила процветающую экономику с множеством рабочих мест (особенно для женщин), эта экономика является устарелой, и она будет неизбежно стагнировать, если власти не сменят курс.

Меркель оставляет большую свободную нишу, которую могут заполнить Зелёные, что они сейчас и собираются сделать. Одна из многообещающих мер – введение налога на экспорт, доходы от которого будут поступать в фонд отраслей будущего. Это позволит убить двух птиц одним камнем: свернуть политику меркантилизма Меркель и инвестировать в отрасли, необходимые для поддержания глобальной конкурентоспособности Германии.

Да, партия Зелёных не очень активно отстаивает этот экспортный налог. В ходе предвыборной кампании она выступала за повышение налогов на богатых, за активные действия регуляторов по сокращению выбросов парниковых газов, за реформу долговых бюджетных правил в Германии, а также за ужесточение политики в отношении Китая и России. Но если идея заключает в том, чтобы покончить со статус-кво и провести экономическую модернизацию, тогда экспортный налог придаст этой партии авторитета и привлечёт значительное внимание СМИ. А есть ли лучший способ ускорить гибель меркантилистской экономической модели Меркель?

Статус-кво в Германии пока ещё не побеждён. Но сильные результаты Зелёных на сентябрьских выборах должны значительно сократить срок его жизни.

Мелвин Краусс – почётный профессор экономики в Нью-Йоркском университете.

Copyright: Project Syndicate, 2021. www.project-syndicate.org

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33