Пойдешь в ЕС, ЕАЭС потеряешь?
На прошлой неделе Казахстан подписал новое соглашение о расширенном партнерстве с Европейским союзом. В Астану с визитом наведалась верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини.
Впервые ЕС и Казахстан подписали Соглашение о партнерстве и сотрудничестве в 1999 году. Новый договор предполагает существенное укрепление связей Запада с Казахстаном. Чем продиктован интерес ЕС к далекой центральноазиатской республике. Возможно ли переформатирование РК с евразийского направления на европейское, учитывая, что из-за проблем соседней России темы роста казахстанской экономики существенно замедлились, а главным торговым партнером РК по-прежнему остаются европейские страны?
Exclusive.kz попросил экспертов оценить новые грани сотрудничества Казахстана с ЕС и какое противодействие этому процессу может оказать Россия и будет ли она его оказывать.
Гибридный подход
Политолог Эдуард Полетаев заметил, что подписание Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Казахстаном – важный успех казахстанской дипломатии, но не революционный. Кардинальных изменений в экономике и политике от реализации соглашения ждать не стоит. 29 областей сотрудничества, в том числе такие наиболее знаковые, как торговля и инвестиции, указанные в документе – это много. Но в Европе никто не собирается, к примеру, создавать с Казахстаном зону свободной торговли, что было сделано в случае с Украиной и вызвало недовольство России, а озабоченные страны ЕАЭС решили выработать защитные меры. Переговоры о новом соглашении Казахстан-ЕС шли довольно долго, 4 года. Среди явных плюсов нового соглашения – возможность привлечения дополнительных европейских инвестиций. Более тесное сотрудничество Казахстана с Европейским Союзом совпадает с проводимой республикой политикой совершенствования инвестиционной привлекательности страны. При этом Соглашение не противоречит участию Казахстана в ЕАЭС, убежден Эдуард Полетаев.
«Наша страна, работая с ЕС, учитывала те обязательства, которые были взяты на себя в рамках участия в ЕАЭС. Казахстан не собирается противопоставлять два союза друг другу. Между прочим, одной из важнейших ожидаемых целей создания ЕАЭС является как раз улучшенная инвестиционная привлекательность данной организации с более чем 180 млн потенциальных потребителей и единой таможенной границей. Не случайно глава МИД Казахстана Ерлан Идрисов в одном из недавних интервью говорил о перспективах формата зоны свободной торговли от Лиссабона до Владивостока, а президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на заседании ВЕЭС предложил обсудить, что делать ЕЭАС дальше в условиях создания Транстихоокеанского партнерства. Казахстан видит свои бонусы в развитии и укреплении трансконтинентального сотрудничества. А как еще быть огромной по территории стране в центре континента и не имеющей выхода к мировому океану? Что же касается активизации межгосударственных контактов в 2015 году, то они, на мой взгляд, вызваны кризисными тенденциями в мировой экономике. А чтобы выжить, надо укреплять и расширять сотрудничество. Например, ЕС - крупнейший торговый партнер Казахстана. Но, по данным министерства национальной экономики страны, за первые 10 месяцев 2015 года товарооборот Казахстана и ЕС упал почти на 40% - с 26,7 млрд. долларов в 2015 году против 45,6 млрд. долларов за первые 10 месяцев 2014 года. Упал товарооборот и со странами ЕАЭС, но не так сильно, поскольку в ЕС Казахстан в большей степени экспортирует энергоресурсы и металлы, на которые сильно упали цены. Что касается ожидаемого облегчения визового режима, то это именно облегчение, а не отмена. Казахстан – не Грузия с Украиной. Это транзитная страна, через которую, по мнению Европы, просачиваются разные проблемы, например, с Афганистана. Скажу так, что, вероятно, тем, кто часто ездит в Европу, можно будет получить сразу пятилетнюю визу, а тем, кто нечасто или в первый раз, могут упростить условия, примерно, на уровне визовых требований Болгарии, входящей в ЕС, но не в Шенгенскую зону. Чтобы не говорили европейские дипломаты о приоритете для них Казахстана в Центральной Азии, ментально для них страна продолжает оставаться «станом». Да и основной вопрос идет о том, как отсюда получать сырье в обмен на технологии. Что же касается вопроса многовекторности, Казахстан выступает за гармонизацию имеющихся форм экономического взаимодействия. Есть двустороннее сотрудничество, есть межгосударственное. Казахстан использует гибридный подход, направленный на одновременное партнерство со всеми заинтересованными сторонами, без противопоставления их друг другу», - отметил Эдуард Полетаев.
Разрушая тылы
Общественный деятель, издатель Модест Колеров считает, что Запад последовательно разрушает экономические и политические тылы России - и в направлении Белоруссии и Казахстана это получается хорошо. Например, Казахстан поддержит Украину и не станет присоединяться к продовольственному эмбарго со стороны России. Об этом заявила торговый представитель министерства финансов Украины Наталия Микольская на брифинге в Киеве. Казахстан не будет применять к Украине ограничения, которые применяет РФ, и не будет выходить из ЗСТ в рамках СНГ, заметила она. Кроме того, по ее словам, Казахстан ищет пути обхода ограничений ранее наложенных на украинские товары Москвой, заметил издатель.
«Соглашение с ЕС принципиально никак не отразится на ситуации в Казахстане, а отменой, что вполне возможно, визового режима воспользуются лишь те, кому это по карману - 5% населения. Центральная Азия - уже сейчас растущий фронт войны с террором, причём противники терроризма здесь находятся в глухой обороне. А завтра частью театра военных действий станет и собственно Средняя Азия. Так что речь здесь не о политическом торге или экономических преференциях, а о войне. На деле Казахстан не признает, и не будет признавать необходимости наднациональных органов в ЕАЭС, пользуясь форматом Союза лишь в интересах своих двусторонних отношений с Россией. Так что речь здесь идёт не о многовекторности, а о простой риторике. Можно ничего не выверять: Москва простит Казахстану всё. И повторю: никаких реальных плюсов договор с ЕС Казахстану не даст, ибо дать не может хотя бы просто географически», - заметил он.
Ресурсный интерес
Эксперт по внешней политике Института мировой экономики и политики при президенте РК Жумабек Сарабеков подчеркнул, что стороны шли к подписанию соглашения о расширенном партнерстве достаточно долго. Переговоры по этому вопросу начались еще в 2011 году, и только в октябре прошлого года было объявлено о завершении переговоров по проекту соглашения.
Соглашение создает возможности для расширения и углубления экономического сотрудничества между РК и странами ЕС. Казахстан был очень заинтересован в подписании документа, считает эксперт.
«Как известно, Европейский союз является крупнейшим нашим торговым партнером. К тому же основной инвестиционный поток идет к нам со стороны стран ЕС. Важно отметить, что в центральноазиатском регионе подобное соглашение подписано только с Казахстаном. Поэтому факт подписания нового соглашения без преувеличения можно назвать прорывом в отношениях ЕС и Казахстана. Основной интерес внешних игроков связан с ресурсным потенциалом региона. В частности, речь идет о диверсификации маршрутов поставки энергоносителей, так как последние события показывали уязвимость европейских стран в плане энергетики от России. Вызывает интерес также транзитные возможности стран Центральной Азии. Астана, верно, следует политике многовекторности даже в условиях сужения пространства для маневрирования. Об этом свидетельствует поведение РК в ходе украинского кризиса. Безусловно, на данном этапе для стран ЦА задачи в рамках многовекторности заметно усложнились и риски в связи с такой политикой возрастают. В то же время в наших условиях другой подход не приемлем. Плюсов много. К примеру, соглашение предусматривает 29 направлений сотрудничества, в том числе: политический диалог; сотрудничество в области правосудия, свободы и безопасности; сотрудничество в сфере торговли и производства; сотрудничество по вопросам устойчивого экономического развития; транспортно-логистическое направление; энергетическое сотрудничество; сотрудничество в области внешней политики и безопасности и другие области сотрудничества. Особенно следует отметить, что для казахстанских ученых и студентов открываются новые возможности в сфере образования и совместной научно-исследовательской деятельности. Перспектива и необходимость развития отношений с Европейским Союзом для Казахстана определяется ролью и местом этого союза в европейской и мировой политике, экономике и культуре. Интересы ЕС в Казахстане разнообразны, их можно подразделить на политические, экономические, геостратегические, интересы безопасности и другие. После двух десятилетий сотрудничества, дальнейшее развитие партнерских отношений Казахстана с ЕС требовало углубления политико-правовой базы. Сам документ состоит из 280 страниц. Таким образом, это новое Соглашение стало новой вехой усиленного сотрудничества. Среди приоритетов дальнейшего сотрудничества министр иностранных дел Казахстана Е. Идрисов также назвал сферу образования: «Казахстан и ЕС будут усиливать взаимодействие в рамках образовательных программ, в рамках научно-исследовательской деятельности», - сказал Жумабек Сарабеков.
Сохраняющийся статус-кво
Председатель Экспертного совета Фонда поддержки научных исследований "Мастерская евразийских идей « Григорий Трофимчук заметил, что Казахстан всегда имел свой взгляд на вещи и на ситуацию в мире, вне зависимости от вхождения в те или иные блоки. Что касается взаимоотношений с Евросоюзом, то это направление всегда было приоритетным для Астаны, хотя, как известно, сам Казахстан, географически, и близко не касается Европы. Тогда и Китай можно смело записывать в ЕС, подчеркнул он.
«Диалог ЕС с Казахстаном теперь наоборот, станет ещё плотнее, со стороны Запада в целом, на фоне всех начавшихся войн. Теперь уже в принципе никто и не скрывает, что Запад был бы за то, чтобы слегка растворить российско-казахстанские связи. Но у Астаны, в этих непростых условиях, всегда была своя чёткая линия. Запад, по сути, пытается предложить Астане ту же самую – но слегка видоизменённую, в виде «расширенного партнёрства» – форму евроассоциации, которая уже была предложена ряду постсоветских стран, включая Украину. В какой-то степени Астане готовят аналогичное предложение, чтобы посмотреть, готова ли она от него отказаться и как этот отказ будет выглядеть на практике. Одним из запасных рычагов для ЕС теперь является Турция, которая не останется посторонней в этой работе, так как и ей, в том числе, в очередной раз обещано членство в данной структуре. Безвизовый режим с ЕС обязательно будет предложен Казахстану, так как это стандартный приём со стороны Запада. За этим предложением не стоит ничего, тем более это не стоит для Запада никаких денег. Тем не менее, такой шаг автоматически создаёт а) ощущение, что страна-собеседник почти, что попала в рай; б) что активная связь с ЕС началась. Хотя перед визами людям сначала надо бы дать денег, чтобы они элементарно могли воспользоваться этой немыслимой льготой. В противном случае – она, как говорится, «ни о чём». Центральная Азия является одним из ключевых регионов не только для ЕС, но прежде всего для США и НАТО. Одна из целей – разрушить стратегическое российско-китайское партнёрство, буквально распилив его посередине. Через Узбекистан это сделать достаточно сложно, а через Казахстан – в самый раз. Но пока у власти находится Нурсултан. Назарбаев, этого осуществить нельзя. Поэтому активно готовится почва на ближайшее будущее. И поэтому у сегодняшнего Казахстана ещё сохраняется ресурс так называемой многовекторности, которого уже нет у Баку и который на наших глазах исчезает из рук Минска. По этой же причине действия Астаны находятся в русле договорённостей с Москвой и Евразийским экономическим союзом, – для которого родным «отцом» является сам президент Казахстана. В этом и состоит весь вопрос. Если бы родоначальником ЕАЭС был Бишкек или Минск, тогда ситуация была бы более непредсказуемой. Сегодняшняя позиция руководства страны абсолютно выверена и максимально сбалансирована. А из реальных плюсов от взаимодействия Астаны с Брюсселем – пока что только один, тактический: чтобы страну не трогали, не пробовали на разрыв», - отметил Григорий Трофимчук.
Метафизический путь в Европу
Профессор Института мировой экономики и политики при президенте РК, профессор Международной академии бизнеса Валихат Тулешов подчеркнул, что 29 сфер соглашения - это своего рода 29 треков, дорожек сближения законодательства и норм жизни, экономики, политики, экологии по формированию общего социального пространства. Сюда относятся вопросы получения виз и достижения безвизового режима между ЕС и Казахстаном, потому что только в одинаковых политико-правовых условиях возможно реальное равенство граждан из разных стран, что собственно и составляет социальную основу безвизового режима. Поэтому, так важно унифицировать социальные стандарты ЕС и Казахстана, сказал эксперт.
«Как я утверждал с начала 2000-х годов, взаимодействие с Европой - это кардинальный путь развития Казахстана, который мы должны пройти сами, без посредников, это, в целом, философский, метафизический путь. Наши политики, однако, долгое время наивно полагали, что путь Казахстана в Европу лежит через Россию, то есть, понимали путь в Европу по бытовому, эмпирически или географически, без общих идей, ценностей, идеалов и стандартов. Они, в силу своей метафизической слабости и неподготовленности, вынуждены были «апробировать" с соседями некий заменитель, эрзац европейского пути - «евразийский путь» и обосновать это принципом многовекторности внешней политики как равноудаленности и равновесия от центров геополитической силы. Поэтому Россия и Китай оказались ближе Европы, хотя основным торгово-экономическим и политическим партнером являлась Европа. Но, ни в сущностном значении, ни во всем богатстве культурно-исторического и духовно-философского содержания европейского пути, они с самого начала не разобрались, что привело к сегодняшнему кризисному состоянию наших государств. Теперь же, мы снова, но уже обогащенные опытом глубокого кризиса, вынуждены возвращаться к нерешенным ранее задачам и должны заново переосмыслить свой европейский путь метафизически, где наша многовекторность не должна снова стать завесой нового ценностного и стандартизированного в правах и свободах личности отношения к миру и к себе. Наша многовекторность сегодня во время кризиса должна стать функциональной, нацеленной на достижение более свободного и лучшего качества жизни наших граждан, она должна стать цивилизационно ориентированной. И она становится такой, когда мы используем опыт Европы для улучшения качества нашей жизни», - отметил Валихан Тулешов.
Лекарство от терроризма
Директор аналитического центра МГИМО Андрей Казанцев заметил, что принятая в председательство Латвии обновленная стратегия ЕС относительно Центральной Азии содержит один интересный новый пункт – дифференциацию политики относительно отдельных стран региона. При этом, очевидно, Казахстан будет главным приоритетом в силу его существенного отрыва в плане социально-экономического развития от всех других стран региона, а также в силу его большей территориальной близости к Европе. Кроме того, у Казахстана очень большой объем торговли со странами ЕС, который существенно превышает торговлю с ЕС всех остальных стран региона вместе взятых. Есть в Казахстане и немецкое этническое меньшинство, что тоже немаловажно, с учетом огромной роли Германии в ЕС, сказал Андрей Казанцев.
«Подписание нового соглашения с Европейским союзом об углубленном сотрудничестве подтверждает наличие казахстанского приоритета для европейцев. Именно в этом контексте я лично бы интерпретировал визит Федерики Могерини в Казахстан. Правда, надо при этом понимать, что даже Казахстан пока не относится к сфере приоритетных направлений внешней политики ЕС. Это, к сожалению, сложившаяся европейская традиция, так как страны Центральной Азии не входят в Совет Европы, а это членство является признанием «европейской природы страны», кроме того приоритетом ЕС являются страны «Восточного партнерства», граница которого проходит по Каспийскому морю. Подписание нового соглашения с Европейским союзом может сыграть положительную роль в дальнейшей экономической модернизации Казахстана, кроме того оно положительно скажется на инвестиционном климате и реализации проводимых по инициативе президента Нурсултана Назарбаева институциональных реформ. Если учитывать традиции сбалансированной внешней политики Акорды, это не будет в ущерб российско-казахстанским отношениям, как это, к сожалению, часто бывает в случае других бывших советских республик. Наоборот, Казахстан часто играет роль эффективного посредника в отношениях России и Запада, в частности, России и ЕС. Кроме того, успех институциональных реформ в Казахстане положительно скажется на общем деловом климате, на евразийском экономическом пространстве и будет способствовать ускорению аналогичных реформ и в России. Наконец, усиление сотрудничества с ЕС в дальнейшей модернизации экономики Казахстана очень важно в свете роста угроз терроризма и религиозного экстремизма в Центральной Азии. Именно это стало в последнее время причиной повышенного интереса всех ключевых мировых игроков в регионе.. Ускоренное социально-экономическое развитие, всесторонняя модернизация – это лучшие лекарства от терроризма и религиозного экстремизма, и руководство Казахстана, на мой взгляд, это очень хорошо понимает», - заключил Андрей Казанцев.