воскресенье, 03 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Они пахали!

Известие о том, что Мажилис Парламента Казахстана решил «самоликвидироваться» и единогласно попросил Президента страны распустить его, вызвало сильный, но в целом кратковременный общественный резонанс. Как и водится, СМИ и особенно социальные сети запестрели различными комментариями и предположениями, первые из которых были, в основном, негативно-скептическими, а вторые, как это у нас чаще всего происходит, напоминали глубокомысленное блуждание между трех сосен.

Деятельность же уходящего Мажилиса парламента V созыва также подверглась сильной критике, здесь господствовали насмешливо-саркастические интонации. Пишут о том, что Мажилис показал себя вполне сервильным по отношению к исполнительной власти учреждением, что депутаты его не работали над законами, а лишь «штамповали» решения, принятые наверху – даже были созданы несколько скороспелых шуток и анекдотов на эту тему! Все это, как представляется, вполне отражает отношение народа, и в частности – его образованной части,  к высшему законодательному органу страны, нравится это нам или нет. Но, как мы знаем из истории, в том числе и из своей, «общий глас» отнюдь не всегда является истиной в последней инстанции, часто он отражает лишь поверхностные, легкомысленные представления о предмете. « И в детской резвости колеблет твой треножник…» - это ведь и сказано было поэтом о толпе, которая, по своей лени и незнанию, судит о людях и учреждениях легко и наотмашь, совершенно не вникая в суть дела. Так и о деятельности Парламента люди судят по той обрывочной информации, которая доносится до них из телевизора, СМИ и интернета, совершенно оставляя без внимания факты его реальной, повседневной работы. А так как эти оценки также очень часто грешат поверхностностью и предвзятостью, то у людей  зачастую  возникает впечатление, что депутаты – просто бездельники, которые нежатся в мягких креслах в уютном здании парламента, да еще и получают за эту свою нирвану хорошие денежки… Один из блогеров, комментируя само- отставку депутатов,  привел басню Ивана Дмитриева «Муха», в которой, как известно, муха, сидя на рогах усталого быка, заявляет: «Мы пахали!». Вот с такой мухой он и сравнил наших народных избранников.

Этот Мажилис, конечно, заслужил немало критических стрел со стороны общества, и у нашего журнала нет никакого желания защищать его от них. Но все-таки мы считаем, что нужно быть справедливыми и уж чего-чего, а обвинений в безделье и сравнения с басенной мухой, присваивающей чужие труды,  парламентарии не заслужили.

В редакцию попал любопытнейший документ: «Информационно- аналитический доклад об итогах деятельности Мажилиса Парламента Республики Казахстан V созыва за четвертую сессию». И та информация, которая есть в этом толстеньком томе, объемом в 247 страниц, опровергает многочисленные клише и стереотипы, которые господствуют сегодня в общественном сознании, складываясь затем в негативное отношение к одной из важнейших ветвей власти.

Например, из этих данных следует, что депутаты вовсе не бездельники, как многие думают, а напротив – одни из самых интенсивно работающих людей в стране. Четвертая сессия Мажилиса длилась со 2 сентября 2014 года и по 15 июля 2015 года – чуть больше 9 месяцев. И за это время депутаты сделали немало.

Судите сами: четвертая сессия продолжалась 317 дней. За это время было проведено 40 пленарных заседаний Мажилиса, на которых рассмотрены 334 вопроса. В течение четвертой сессии на рассмотрении Мажилиса находились 184 законопроекта, что на 19,4% больше, чем было на третьей сессии, и на 54 законопроекта больше, чем во второй сессии. Законодательная инициатива по 168 законопроектам исходила от правительства, по 16  законопроектам – от парламентариев.

116, или 63% рассматривавшихся в течение сессии проектов законов были одобрены Мажилисом и направлены в Сенат. 113 из них приняты Парламентом. Законодательство страны в течение четвертой сессии пополнили 38 законов и 52 закона о  ратификации международных соглашений.

Согласитесь – результативность работы весьма высокая! Столь активная работа Мажилиса объяснялась в не последнюю очередь и острыми, актуальными задачами, которые поставил перед депутатами Президент в своей речи на открытии четвертой сессии. Это было время ускорения административной реформы, создания новой структуры правительства, когда необходимы были разграничения полномочий между уровнями государственного управления. Необходимо было завершить принятие Предпринимательского и Гражданско-процессуального кодексов нового поколения. Еще одна задача – развитие системы арбитража. Упрощение государственных услуг населению, в их числе – перевод выдачи разрешений и уведомлений в электронный формат. Упрощение таможенных процедур – еще одна важная цель. И так далее – поручений Президент дал немало. И все это требовало законодательного обеспечения, поэтому депутатам приходилось работать очень интенсивно.

Из 184 законопроектов, рассматривающихся в течение четвертой сессии, 144, или 78,2% были внесены в течение сессии; 40 законопроектов (21,7%) – перешли с  предыдущих сессий. Из этих перешедших «с портфелей» предыдущих сессий четырех десятков законопроектов, три четверти были инициированы правительством, одна четверть – депутатами.

7 законопроектов были отозваны правительством из Мажилиса.

15 законопроектов из одобренных Мажилисом были возвращены Сенатом в Мажилис.

2 законопроекта были признаны Конституционным Советом противоречащими Конституции. На конец сессии в разной стадии рассмотрения в Мажилисе оставались 61 законопроект (33,1% от находившихся в работе), 9 (14,7%) из которых инициированы депутатами.

В течение сессии Президент подписал 90 законов ( в том числе четыре, рассмотренных  Мажилисом в третьей сессии) или 48,9% от общего числа законопроектов, находившихся на рассмотрении палаты.

По видам законов, одобренных Мажилисом и направленных в Сенат: 3 конституционных, 8 самостоятельных законов, 2 закона периодического характера, 34 закона о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты и 69 законов о ратификации международных договоров и соглашений Казахстана с другими государствами и международными организациями. ( Нас очень порадовала последняя цифра – значит, Казахстан все больше и теснее интегрируется в международную правовую систему!)

Придется развеять миф о том, что Мажилис работает медленно, как и миф о том, что он же работает чересчур быстро, которые парадоксальным образом одновременно  уживаются в  сознании нашего казахстанского обывателя. Для принятия закона необходимо пройти ряд обязательных процедур, этапов, о которых обычные люди понятия не имеют. И прохождение законопроекта через эти этапы идет не быстро, не медленно, а в точном соответствии с регламентом, через многочисленные обсуждения и голосования.

Например, один из первостепенных по важности законов «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления» был обсужден и принят в Парламенте за 24 дня: 2 сентября 2014 года он был зарегистрирован в Мажилисе, а уже 29 сентября готовый закон подписал Президент. Для этого рабочей группой Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса было проведено 12 заседаний и два заседания головного Комитета. Сравнительная таблица по законопроекту содержала  329 принятых позиций. Законопроектом были внесены изменения и дополнения в 15 кодексов и 126 законов РК.

Подобной работоспособности, думается, позавидовал бы и Наполеон, который, как известно, мог трудиться над законами сутками и  такого же требовал от своего Законодательного Собрания, которое, кстати,  сам он держал в «ежовых рукавицах»…

Думается, приведенные факты вполне убедительно свидетельствуют, что мнение о легкой работе депутатов – миф, который давно пора развеять. Они действительно пахали, ребята! Ответственно выполняли свою работу. И уже за это мы должны сказать им хотя бы сдержанное, но заслуженное «спасибо».

 

 

Оставить комментарий

Политика

Сердца трех Сердца трех
Карлыгаш Еженова
09.12.2015 - 14:15
Парадоксы законности Парадоксы законности
Карлыгаш Еженова
02.12.2015 - 11:11
Крылья для ЭКСПО-2017 Крылья для ЭКСПО-2017
Карлыгаш Еженова
17.08.2015 - 15:57
Back in USSR Back in USSR
Карлыгаш Еженова
29.04.2015 - 16:08
Фактор Украины. Часть 2 Фактор Украины. Часть 2
Карлыгаш Еженова
23.04.2015 - 16:09
Фактор Украины. Часть 1 Фактор Украины. Часть 1
Карлыгаш Еженова
22.04.2015 - 10:46
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33