Они пахали!
Известие о том, что Мажилис Парламента Казахстана решил «самоликвидироваться» и единогласно попросил Президента страны распустить его, вызвало сильный, но в целом кратковременный общественный резонанс. Как и водится, СМИ и особенно социальные сети запестрели различными комментариями и предположениями, первые из которых были, в основном, негативно-скептическими, а вторые, как это у нас чаще всего происходит, напоминали глубокомысленное блуждание между трех сосен.
Деятельность же уходящего Мажилиса парламента V созыва также подверглась сильной критике, здесь господствовали насмешливо-саркастические интонации. Пишут о том, что Мажилис показал себя вполне сервильным по отношению к исполнительной власти учреждением, что депутаты его не работали над законами, а лишь «штамповали» решения, принятые наверху – даже были созданы несколько скороспелых шуток и анекдотов на эту тему! Все это, как представляется, вполне отражает отношение народа, и в частности – его образованной части, к высшему законодательному органу страны, нравится это нам или нет. Но, как мы знаем из истории, в том числе и из своей, «общий глас» отнюдь не всегда является истиной в последней инстанции, часто он отражает лишь поверхностные, легкомысленные представления о предмете. « И в детской резвости колеблет твой треножник…» - это ведь и сказано было поэтом о толпе, которая, по своей лени и незнанию, судит о людях и учреждениях легко и наотмашь, совершенно не вникая в суть дела. Так и о деятельности Парламента люди судят по той обрывочной информации, которая доносится до них из телевизора, СМИ и интернета, совершенно оставляя без внимания факты его реальной, повседневной работы. А так как эти оценки также очень часто грешат поверхностностью и предвзятостью, то у людей зачастую возникает впечатление, что депутаты – просто бездельники, которые нежатся в мягких креслах в уютном здании парламента, да еще и получают за эту свою нирвану хорошие денежки… Один из блогеров, комментируя само- отставку депутатов, привел басню Ивана Дмитриева «Муха», в которой, как известно, муха, сидя на рогах усталого быка, заявляет: «Мы пахали!». Вот с такой мухой он и сравнил наших народных избранников.
Этот Мажилис, конечно, заслужил немало критических стрел со стороны общества, и у нашего журнала нет никакого желания защищать его от них. Но все-таки мы считаем, что нужно быть справедливыми и уж чего-чего, а обвинений в безделье и сравнения с басенной мухой, присваивающей чужие труды, парламентарии не заслужили.
В редакцию попал любопытнейший документ: «Информационно- аналитический доклад об итогах деятельности Мажилиса Парламента Республики Казахстан V созыва за четвертую сессию». И та информация, которая есть в этом толстеньком томе, объемом в 247 страниц, опровергает многочисленные клише и стереотипы, которые господствуют сегодня в общественном сознании, складываясь затем в негативное отношение к одной из важнейших ветвей власти.
Например, из этих данных следует, что депутаты вовсе не бездельники, как многие думают, а напротив – одни из самых интенсивно работающих людей в стране. Четвертая сессия Мажилиса длилась со 2 сентября 2014 года и по 15 июля 2015 года – чуть больше 9 месяцев. И за это время депутаты сделали немало.
Судите сами: четвертая сессия продолжалась 317 дней. За это время было проведено 40 пленарных заседаний Мажилиса, на которых рассмотрены 334 вопроса. В течение четвертой сессии на рассмотрении Мажилиса находились 184 законопроекта, что на 19,4% больше, чем было на третьей сессии, и на 54 законопроекта больше, чем во второй сессии. Законодательная инициатива по 168 законопроектам исходила от правительства, по 16 законопроектам – от парламентариев.
116, или 63% рассматривавшихся в течение сессии проектов законов были одобрены Мажилисом и направлены в Сенат. 113 из них приняты Парламентом. Законодательство страны в течение четвертой сессии пополнили 38 законов и 52 закона о ратификации международных соглашений.
Согласитесь – результативность работы весьма высокая! Столь активная работа Мажилиса объяснялась в не последнюю очередь и острыми, актуальными задачами, которые поставил перед депутатами Президент в своей речи на открытии четвертой сессии. Это было время ускорения административной реформы, создания новой структуры правительства, когда необходимы были разграничения полномочий между уровнями государственного управления. Необходимо было завершить принятие Предпринимательского и Гражданско-процессуального кодексов нового поколения. Еще одна задача – развитие системы арбитража. Упрощение государственных услуг населению, в их числе – перевод выдачи разрешений и уведомлений в электронный формат. Упрощение таможенных процедур – еще одна важная цель. И так далее – поручений Президент дал немало. И все это требовало законодательного обеспечения, поэтому депутатам приходилось работать очень интенсивно.
Из 184 законопроектов, рассматривающихся в течение четвертой сессии, 144, или 78,2% были внесены в течение сессии; 40 законопроектов (21,7%) – перешли с предыдущих сессий. Из этих перешедших «с портфелей» предыдущих сессий четырех десятков законопроектов, три четверти были инициированы правительством, одна четверть – депутатами.
7 законопроектов были отозваны правительством из Мажилиса.
15 законопроектов из одобренных Мажилисом были возвращены Сенатом в Мажилис.
2 законопроекта были признаны Конституционным Советом противоречащими Конституции. На конец сессии в разной стадии рассмотрения в Мажилисе оставались 61 законопроект (33,1% от находившихся в работе), 9 (14,7%) из которых инициированы депутатами.
В течение сессии Президент подписал 90 законов ( в том числе четыре, рассмотренных Мажилисом в третьей сессии) или 48,9% от общего числа законопроектов, находившихся на рассмотрении палаты.
По видам законов, одобренных Мажилисом и направленных в Сенат: 3 конституционных, 8 самостоятельных законов, 2 закона периодического характера, 34 закона о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты и 69 законов о ратификации международных договоров и соглашений Казахстана с другими государствами и международными организациями. ( Нас очень порадовала последняя цифра – значит, Казахстан все больше и теснее интегрируется в международную правовую систему!)
Придется развеять миф о том, что Мажилис работает медленно, как и миф о том, что он же работает чересчур быстро, которые парадоксальным образом одновременно уживаются в сознании нашего казахстанского обывателя. Для принятия закона необходимо пройти ряд обязательных процедур, этапов, о которых обычные люди понятия не имеют. И прохождение законопроекта через эти этапы идет не быстро, не медленно, а в точном соответствии с регламентом, через многочисленные обсуждения и голосования.
Например, один из первостепенных по важности законов «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления» был обсужден и принят в Парламенте за 24 дня: 2 сентября 2014 года он был зарегистрирован в Мажилисе, а уже 29 сентября готовый закон подписал Президент. Для этого рабочей группой Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса было проведено 12 заседаний и два заседания головного Комитета. Сравнительная таблица по законопроекту содержала 329 принятых позиций. Законопроектом были внесены изменения и дополнения в 15 кодексов и 126 законов РК.
Подобной работоспособности, думается, позавидовал бы и Наполеон, который, как известно, мог трудиться над законами сутками и такого же требовал от своего Законодательного Собрания, которое, кстати, сам он держал в «ежовых рукавицах»…
Думается, приведенные факты вполне убедительно свидетельствуют, что мнение о легкой работе депутатов – миф, который давно пора развеять. Они действительно пахали, ребята! Ответственно выполняли свою работу. И уже за это мы должны сказать им хотя бы сдержанное, но заслуженное «спасибо».