суббота, 30 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Экономические отношения Казахстана и Китая: от ширпотреба до трубопроводов

Сегодня, в преддверии юбилея установлению дипломатических отношений Казахстана и Китая, многим существующий уровень взаимодействия кажется нечто самим собой разумеющимся. Однако, так было не всегда. Это станет ясно, если рассмотреть в хронологической последовательности тот путь, который пришлось пройти обеим сторонам.

На заре независимости, для Казахстана, только начавшего выстраивать свои связи с миром, было далеко неочевидно, как выстраивать свои экономические отношения с восточным соседом. Тем более, что Китай на тот момент тоже претерпевал гигантские метаморфозы в ходе «Реформ открытости» Дэн Сяопина.

Однако, первый этап становления отношений получился весьма бурным, так как Китай к этому времени (с 1978 года по 1991) нарастил возможности по производству дешевых товаров массового потребления. Очень важный момент, что в этом смысле повезло всем постсоветским странам, ведь буквально за десять лет до распада СССР, в конце 70-х, Китай сам страдал от неудовлетворённости потребительского спроса.

Тем не менее, в начале 90-х, Китай был одним из немногих стран, товары которого были достаточно дешевы и при этом многочисленны, чтобы удовлетворить потребительский голод постсоветского пространства, отчаянно нуждавшегося практически во всем, от обуви до электробытовых приборов. Огромные барахолки тех времен были от края до края забиты самыми дешевыми, но яркими товарами, которые «челноки» везли из китайских оптовых рынков.

Ситуация была выгодна для обеих сторон, но внешнеполитическим ведомствам пришлось приложить серьезные усилия, чтобы оформить юридически новую реальность. Особенно, конечно, непросто пришлось казахстанскому МИДу, который, по воспоминаниям ветеранов того времени, в условиях аврала и тотальной нехватки специалистов, выстраивал отношения с Китаем.

Надо заметить, что казахстанских дипломатам досталось непростое наследство, ведь у СССР были крайне напряженные отношения с КНР, сложившиеся в период правления Н.С. Хрущева. Визит М.С. Горбачева позволил сбить накал страстей и перевернуть страничку истории «Восточной Холодной войны», однако, последствия того противостояния ощущаются до сих пор. Чего уж говорить о 90-х, когда тень противостояния двух социалистических гигантов еще нависала над всеми. Но ветер перемен сделал свое дело, молодая казахская дипломатия сумела открыть путь не только на Запад, но и на Восток, возобновив традиции древнего Шелкового пути.

Второй этап ознаменовался периодом «большой нефти». Долгое время Китай сам был экспортером нефти в развитые страны. Но к середине 90-х, за счет гигантского скачка потребления энергоресурсов в ходе своего экономического развития, Китай перешел в статус чистых импортеров нефти. В 1997 году в Казахстан впервые пришла Китайская национальная нефтяная компания (CNPC).

Напомним, что западные компании пришли в Казахстан в начале 90-х, когда страна еще не была так привлекательна для зарубежных инвесторов. Остро стоял вопрос доверия к молодой стране и ее способности к выживанию. Поэтому Казахстан был вынужден идти на уступки, заключая договора о СРП (совместном разделе продукции), которые предполагали значительные преференции.

CNPC в 1997 году пришла уже на устоявшийся рынок, поэтому изначально работала и работает по полноценному казахстанскому налоговому законодательству, являясь на сегодня одним из крупнейших налогоплательщиков в бюджет.

Двухтысячные можно смело назвать периодом расцвета нефтегазовых проектов Казахстана и Китая. Здесь надо понимать, что до этого в восточном направлении не было никакой инфраструктуры по переброске энергоресурсов в Азию. Голая степь и горы. Опять же в силу упомянутого выше советско-китайского конфликта.

В начале нового тысячелетия мировая экономика испытывала небывалый подъем, цены на энергоносители били все рекорды. При этом, именно расцвет азиатских государств: Китая, Южной Кореи, Малайзии, Сингапура, и других, был главным мировым драйвером роста: вся Азия нуждалась в ресурсах.

Поэтому Казахстан и Китай начали стремительно строить совместную инфраструктуру: трубопроводы, железные дороги, перекачивающие станции и т.п. Причем, трубопровод Казахстан-Китай стал важной частью взаимодействия не только между двумя странами, но и всей региональной евразийской системы, так как одной из важных его точек стал станция Атасу, обеспечившая движение не только Запад-Восток, но Север-Юг, позволив использовать его и для подключения российских проектов.

Сейчас это кажется легким и само собой разумеющимся решением. Но стоит напомнить, что именно тогда казахстанским дипломатам пришлось доказывать своим китайским партнерам тезис, который сегодня может вызвать только улыбку: Казахстан сумеет обеспечить безопасность трубопровода. Но тогда было далеко не до смеха, многие международные консультанты выражали сомнение, указывали на близость Афганистана, говорили о росте террористической и военной активности в регионе.

На сегодня казахстанско-китайские проекты тянутся от портов Тихого океана до европейских столиц, не вызывая ни у кого сомнений в способности Казахстана обеспечить безопасность путей от террористической, военной или криминальной угрозы.

2010-е годы стали стартом нового этапа взаимоотношений, когда председатель Си Цзиньпин в столице Казахстана объявил о начале масштабной китайской инициативы «Один пояс – Один путь». С казахстанской стороны ответом стала программа национального строительства «Нурлы Жол», которая учитывала мировые тенденции и стремление Китая к новым путям в Европу.

В немалой степени это была реакция на новые политические и экономические реалии: страны Евразии создали сначала Таможенный, а затем Евразийский экономический союз, объединив огромные пространства материка едиными границами.

На этом этапе страны уже неплохо знали друг друга и был серьезный уровень доверия. Но теперь стоял вопрос в другом, насколько сухопутные пути, с их бесконечными проверками при пересечении границ, разной шириной колеи и прочими препонами могут составить конкуренцию морским путям, учитывая, что стоимость сухопутной отправки контейнера как минимум в два раза дороже морской. Но, что еще важнее, бизнес крайне консервативен, он не был готов рисковать собственными деньгами в испытании новых направлений, особенно при отсутствии гарантии выгоды. Поэтому транспортникам обоих государств пришлось и приходится до сих пор много работать над издержками сухопутной логистики.

Но уже сегодня есть ряд маршрутов, которые заслужили признание. Например, ставший регулярным маршрут Ляньюнган – Дуйсбург или Иу – Лондон, проходящие по территории Казахстана. Более того, в казахстанской экономике сложилась новая отрасль услуг: международная логистика, которая сегодня занимает в общем секторе услуг порядка 30%.

Мультикапликативный эффект затронул многие направления. Была построена железнодорожная ветка Казахстан – Туркменистан – Иран, давшая возможность выйти на ближневосточный рынок. Строительство и модернизация портов Актау и Курык дали шанс на выход к кавказским рынкам, а морское судоходство на Каспии получило новую энергию для развития.

Сегодня, когда мир охвачен пандемией, привычный образ жизни нарушен, границы закрыты, долгие годы выстраиваемые пути нарушены, требуется серьезная и кропотливая работа по преодолению этих вызовов. Перед современными казахстанскими дипломатами стоит сложнейшая задача преодолеть пандемийные последствия. Причем, в условиях, когда ни у кого в мире еще нет готового рецепта. Однако, сложившаяся традиция позволяет надеется, что казахстанская дипломатия сможет дать достойный ответ и найти новые формы взаимодействия, которые позволят перейти на более эффективные формы взаимодействия, а казахстанский бизнес и общество получат новые выгоды.  

Адиль Каукенов

Оставить комментарий

Политика

Центральная Азия: пора говорить без посредников Центральная Азия: пора говорить без посредников
Расул Жұмалы
Китай сокращает кредитование зарубежных стран Китай сокращает кредитование зарубежных стран
Редакция Exclusive
Встреча Путина с Байденом: дипломатия канонерок по-путински Встреча Путина с Байденом: дипломатия канонерок по-путински
Расул Жұмалы
Кто не работает, того не едят: кто такой Канат Бозумбаев? Кто не работает, того не едят: кто такой Канат Бозумбаев?
Рената Лачина
Ли Куан Ю: Америка, в отличие от Китая, собирает таланты со всего мира Ли Куан Ю: Америка, в отличие от Китая, собирает таланты со всего мира
Редакция Exclusive
30 лет независимости – хороший повод стать более амбициозными 30 лет независимости – хороший повод стать более амбициозными
Карлыгаш Еженова
Homo sovieticus или несколько слов о живучести «совка» Homo sovieticus или несколько слов о живучести «совка»
Расул Жұмалы
Қазақ пен Өзбек аймақтық интеграцияның ұйытқысына айнала ма? Қазақ пен Өзбек аймақтық интеграцияның ұйытқысына айнала ма?
Расул Жұмалы
Итоги недели: государство сохраняет монополию на наши жизни Итоги недели: государство сохраняет монополию на наши жизни
Расул Жұмалы
Налог на мобильные переводы: рынок возвращается к черному налу Налог на мобильные переводы: рынок возвращается к черному налу
Редакция Exclusive
Багдад Амреев: "Все тюркские страны впервые объединились в рамках одной организации" Багдад Амреев: "Все тюркские страны впервые объединились в рамках одной организации"
Карлыгаш Еженова
Конфликт Зеленского: олигархи, Майдан и госпереворот Конфликт Зеленского: олигархи, Майдан и госпереворот
Редакция Exclusive
Российские войска на украинской границе: причины и цели Российские войска на украинской границе: причины и цели
Редакция Exclusive
Борьба с религиозным экстремизмом: стоит присмотреться к узбекам Борьба с религиозным экстремизмом: стоит присмотреться к узбекам
Расул Жұмалы
Последняя неделя ноября, которая должна была потрясти наш мир Последняя неделя ноября, которая должна была потрясти наш мир
Расул Жұмалы
Транзит со знаком плюс – это не игра в царя горы Транзит со знаком плюс – это не игра в царя горы
Расул Жұмалы
До Кабула ближе, чем до Нур-Султана: талибская дилемма До Кабула ближе, чем до Нур-Султана: талибская дилемма
Расул Жұмалы
Организация Тюркских Государств: это не союз «против», это союза «за» Организация Тюркских Государств: это не союз «против», это союза «за»
Карлыгаш Еженова
Жозеп Боррель, ЕС: Шагреневая кожа экономики Европы сжимается Жозеп Боррель, ЕС: Шагреневая кожа экономики Европы сжимается
Редакция Exclusive
Организация Тюркских Государств: Турция не станет новым старшим братом Организация Тюркских Государств: Турция не станет новым старшим братом
Карлыгаш Еженова
Приведет ли смена поколений к модернизации страны? Приведет ли смена поколений к модернизации страны?
Редакция Exclusive
«Кровавый интеллектуал», или когда нет надобности читать между строк «Кровавый интеллектуал», или когда нет надобности читать между строк
Расул Жұмалы
Каким будет путь России в безуглеродное будущее Каким будет путь России в безуглеродное будущее
Редакция Exclusive
Что происходит на границе Беларуси и Польши на самом деле? Что происходит на границе Беларуси и Польши на самом деле?
Редакция Exclusive
Чего ждать от новых боев между Арменией и Азербайджаном Чего ждать от новых боев между Арменией и Азербайджаном
Редакция Exclusive
Конгресс Америки: сломлен и коррумпирован нефтяными и угольными компаниями Конгресс Америки: сломлен и коррумпирован нефтяными и угольными компаниями
Редакция Exclusive
Как остановить усиление конфликта между США и Китаем? Как остановить усиление конфликта между США и Китаем?
Редакция Exclusive
Возрождение общей духовности – основа для тюркского ренессанса Возрождение общей духовности – основа для тюркского ренессанса
Марат Смагулов
Смогут ли тюрки объединиться в 21-ом веке? Смогут ли тюрки объединиться в 21-ом веке?
Редакция Exclusive
Организация Тюркских государств: аплодисменты, скепсис, враждебность Организация Тюркских государств: аплодисменты, скепсис, враждебность
Расул Жұмалы
Казахстану грозят экономические санкции из-за коррупционеров Казахстану грозят экономические санкции из-за коррупционеров
Дана Салих
Багдад Амреев: "Все тюркские страны впервые объединились в рамках одной организации" Багдад Амреев: "Все тюркские страны впервые объединились в рамках одной организации"
Карлыгаш Еженова
Американская демократия и мягкая сила: ценности все еще в цене Американская демократия и мягкая сила: ценности все еще в цене
Редакция Exclusive
Чем запомнились премьер-министры Казахстана? Чем запомнились премьер-министры Казахстана?
Карлыгаш Еженова
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33