воскресенье, 17 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

МИД Украины: «Запад должен ответить России силой, а не умиротворением»

Влиятельный журнал Foreign Affairs (США) опубликовал авторскую статью министра иностранных дел Украины Дмитрия Кулебы, в которой была дана оценка последним событиям в треугольнике: Украина, Россия, США.

Президент России Владимир Путин выдвинул строгий ультиматум. В ряде недавних публичных выступлений он обратился с требованием к США предоставить «надежные и долгосрочные юридические гарантии», что НАТО не будет расширяться на восток. Иначе, намекнули его приспешники, Россия вторгнется в Украину. Требование Путина, озвученное на фоне наращивания Россией военного присутствия вдоль государственной границы Украины и введение ею в тупик мирных переговоров по завершению войны на Донбассе, может показаться привлекательным предложением для Запада: в обмен на всего лишь закрепление статуса-кво Альянса завершить смертоносный и предотвратить еще более разрушительный конфликт.

На самом же деле глупо думать, что предоставление такой гарантии сделало бы Путина менее агрессивным. История показывает, что уверения о внеблоковом статусе Украины или любой другой страны региона никак не утоляют аппетиты Путина: наоборот, они их еще больше разжигают. Лучший способ ответа на подобные ультиматумы вообще их игнорировать.

В то же время нельзя игнорировать всё более агрессивные намерения Путина. Сейчас он не только рассматривает возможность нового полномасштабного вторжения в Украину, но и стремится в конечном итоге перестроить всю архитектуру безопасности Европы в ущерб Западу. Слишком долго Запад не хотел воспринимать серьезно путинские амбиции и отвечал на них медленно, нерешительно и слабо. Пора действовать с позиции силы.

Путинская игра мышцами

Вполне понятно, почему Россия требует от Украины уступить ее амбиции членства в ЕС и НАТО, но гораздо сложнее понять, для чего кому-либо на Западе подыгрывать этим неразумным идеям. В 2013 году народ Украины сделал свой выбор, когда украинский президент Виктор Янукович, выполняя приказы Путина, попытался вопреки общественному мнению интегрировать Украину с Россией вместо ЕС. В ноябре того же года украинцы вышли на улицы в знак протеста. Янукович попытался разогнать демонстрации брутальной силой, но недооценив волю украинцев, ответивших гневом, а не страхом – в конце концов был вытеснен из президентского кресла.

Послание не могло быть яснее: украинцы не хотят быть под крылом России и никогда не откажутся от продвижения своей страны на Запад. Но Путин, похоже, не усвоил этот урок. Когда его соратник Янукович потерял власть, а смена курса Украины оказалась невозможной, Президент России прибег к насилию. В начале 2014 Россия вторглась в Украину, оккупировала Крым и развязала смертоносную войну на Донбассе.

Россия планировала блицкриг, который должен был разделить Украину пополам и создать в ее восьми восточных областях марионеточное государство Новороссия. Тем не менее, Путин сильно недооценил сопротивление украинского народа. Десятки тысяч украинцев из всех уголков страны вышли с оружием в руках защищать свою страну. Их поддержали сотни тысяч волонтеров, обычных граждан Украины, которые обеспечили свою армию всем — от еды до самодельных бронированных автомобилей. Вскоре всем стало очевидно, что Путин напал не на беззащитное государство, как он рассчитывал. Украинский народ, несмотря на плохое оснащение, был высоко мотивирован. Вскоре грандиозные планы Путина потерпели фиаско, а ситуация зашла в тупик многолетнего противостояния на относительно небольшом клочке земли вблизи украинской границы. Эта война уже унесла более 14 тысяч жизней.

В 2014 году Запад – США, ЕС и НАТО – опоздал с реакцией, которая с самого начала была слишком слабой. Серьезные экономические санкции были введены только после месяцев войны и гибели 298 безвинных пассажиров самолета Малазийских авиалиний рейса MH17, сбитого российской ракетой в июле 2014 года. Запад постепенно начал изолировать Россию и корректировать свою политику. Но нерешительность 2014 года поощрила Россию на дальнейшие агрессивные действия, в частности, кибератаки, вмешательство в выборы и политические убийства оппонентов Путина за границей.После начала российской агрессии украинцы принялись с двойной силой работать над интеграцией Украины в западный мир. В 2018 году стратегическая цель обретения членства в ЕС и НАТО была закреплена в Конституции Украины. Общественная поддержка этого стратегического курса продолжает расти из года в год.

Ошибка компромиса

Путин принял во внимание эти усилия и, вполне ожидаемо, сейчас настаивает, что внеблоковый статус Украины является ключом к разрешению кризиса. Но исторические факты опровергают реалистичность таких предложений. В начале 2014 Украина была де-факто и де-юре внеблоковой страной. Действующий на тот момент закон 2010 года закреплял внеблоковый статус Украины и отсутствие каких-либо намерений вступления в любой военный блок. Не было и широкого общенационального обсуждения перспективы членства в НАТО; основным лейтмотивом революции достоинства, которая началась в 2013 году, был не военный союз, а экономическая и политическая интеграция с ЕС. Если внеблоковость не остановила Путина от нападения на Украину в 2014 году, сложно представить, как она могла бы остановить его сейчас.

Еще одна необдуманная идея, которую выдвигают некоторые эксперты, заключается в том, чтобы надавить на Украину и принудить ее к односторонним уступкам и компромиссам, которые якобы должны сделать Путина более миролюбивым. Например, Москва давно требует от Киева прямого диалога с Донецком и Луганском, двумя оккупированными Россией регионами на востоке Украины. Украина всегда отвергала это требование по очевидным причинам: Россия – сторона конфликта, и мы не позволим ей притворяться посредником.

К тому же исторический опыт показывает, что выполнение такого требования вряд ли удовлетворило бы Россию. В 1992 году в Приднестровском регионе Молдовы обострился вооруженный конфликт. Несмотря на то, что Россия подпитывала его, Москва требовала прямого диалога правительства Молдовы с Тирасполем, взяв на себя роль посредника. Молдова согласилась и приступила к прямому диалогу с марионетками России в надежде, что этот шаг позволит урегулировать конфликт и восстановить территориальную целостность. В 1994 году Молдова предприняла еще одну попытку содействовать урегулированию, официально провозгласив внеблоковый курс и отказавшись от движения в членство в НАТО. Каков результат этих уступок? Три десятилетия «замороженного» конфликта и никакого урегулирования. Российские военные и оружие до сих пор находятся в Приднестровском регионе Молдовы.

Чего хочет Путин

Требования Путина предоставить ему гарантии нерасширения НАТО — это дилемма. Если Запад уступит, Россия, безусловно, будет счастлива получив новое право вето относительно внешней политики Украины и процесса принятия решений в НАТО. Если же Запад отбросит эти требования, Путин также будет удовлетворен, потому что это поможет ему создать новую идеологическую основу для повторного вторжения в Украину.

Начиная с 2014 года, Россия оправдывала свою агрессию против Украины якобы нарушенным обещанием, которое Запад дал Москве в конце Холодной войны. Согласно этому нарративу, во время переговоров касательно объединения Германии в 1990 году, госсекретарь США Джеймс Бейкер пообещал Президенту СССР Михаилу Горбачеву, что НАТО никогда не будет расширяться на восток. На самом деле, эта история является безосновательной выдумкой, которую позже опроверг даже сам Горбачев. Но еще хуже для Путина то, что она давно потеряла свежесть, и поэтому ему нужен новый сюжет. Новый отказ в предоставлении гарантий НАТО позволит Путину распространять гораздо более актуальный исторический миф.

Факт того, что Путин ищет новую идеологическую основу для вторжения в Украину, указывает, что он может стоять на грани принятия больших решений: например, попытки перекроить сложившийся в Европе порядок безопасности, который сложился после завершения Холодной войны. Создав кризис, он надеется пригласить Президента США Джо Байдена к столу переговоров для его решения. За этим столом, в воображении Путина, два лидера будут чертить новые границы на карте Европы, деля ее на новые сферы влияния. Москва фантазирует на эту тему уже много лет.

Что нужно Украине

Россия умеет мастерски продавать ложь, и ее неправомерные требования «гарантий» и односторонних уступок именно этим и являются. Но мы не должны покупать то, что нам продают, или вообще признавать такое предложение. Запад не должен ни потакать России, соглашаясь на переговоры по НАТО, ни делать подарки России, отвергая их. Лучшая стратегия для Запада – просто игнорировать их. Продолжать раунды переговоров, не подвергаясь давлению Путина по Украине и НАТО.

Параллельно США и европейские союзники должны усилить сдерживание России. В отличие от попустительства сдерживание неоднократно успешно работало в прошлом. Взять хотя бы пример весны 2021 года, когда Россия стала масштабно наращивать военное присутствие вдоль украинских границ и фонтанировать военной риторикой и угрозами уничтожить Украину. Тогда по призыву Украины партнеры дали Путину понять, как публично, так и за закрытыми дверями, что они нерушимо поддерживают наше государство в этой ситуации. Москва была вынуждена снизить напряжение.

Единственная эффективная стратегия – это применение комплексного пакета сдерживания России, который Украина и партнеры сейчас воплощают в реальность. Его первый элемент составляет ряд четких политических сигналов в сторону Москвы: дать Кремлю трезво уяснить, что Украина является частью Запада и будущим членом ЕС и НАТО, а суверенитет и территориальная целостность Украины не могут быть предметом переговоров. Второй элемент предполагает последствия: жесткие санкции, которые Запад введет в случае сценария российского вторжения. Разрабатывая их уже сейчас, мы лишаем себя потребности впоследствии их реального применения. Третий элемент пакета сдерживания – углубление военно-технического сотрудничества с нашим государством. Украина имеет сильную армию, и мы не полагаемся на иностранную помощь. В то же время, нам нужно больше оружия для укрепления обороны. Полезно все, от боеприпасов и медицинского оборудования до высокотехнологичных комплексов, но наиболее острые потребности – в усилении противовоздушной и противоракетной обороны.

Выбирая силу

Цель Украины проста: мир благодаря силе. На нынешнем этапе США и европейские союзники должны продолжать говорить с Путиным, чтобы выиграть время для усиления Украины до того уровня, который сделает саму опцию нового военного вторжения невозможной для России. Когда такой уровень будет достигнут, появится возможность справедливого политико-дипломатического урегулирования на Донбассе, а также, наконец, вступление Украины в ЕС и НАТО.

Обе стратегические цели могут казаться отдаленными, но в долгосрочной перспективе народ Украины не согласится ни на какой другой сценарий развития событий. Мы никогда не свернем с нашего пути несмотря не давление Россия, США или европейские партнеры. И когда я слышу, как некоторые эксперты на Западе начинают говорить, что близость к НАТО является «чувствительным» вопросом для Путина, у меня возникает к ним только один вопрос: а жизнь и будущее 44 миллионов украинцев для вас столь же чувствительны?

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33