Нарынский каскад противоречий
Невозможность России исполнить свои обязательства по проекту строительства Нарынской и Камбаратинской ГЭС в Кыргызстане вызвало заметное неудовольствие со стороны Бишкека, который денонсировал ранее подписанное странами соглашение. Эксперты не исключают, что это подтолкнет Кыргызстан в объятия Запада, первые признаки геополитического разворота уже есть – риторика политиков КР в отношении европейских и американских партнеров стала меняться.
Напомним, что отношения КР с ЕС и США в последнее время были напряженными, после того, как Бишкек фактически сделал разворот в направлении России и закрыл американскую базу в Манасе. Однако сейчас Кыргызстан столкнулся с серьезными проблемами из-за неспособности Кремля исполнить взятые на себя обязательства по строительству гидроэлектростанции. Это означает, что зависимость КР от электроэнергии, в первую очередь из Казахстана будет расти, а с ней и социальная напряженность в стране, в которой многие районы не электрифицированы, и в зимнее время целые села сидят без света. Бишкек возлагает на строительство Камбаратинской и Наарынской ГЭС особые надежды, видя в этих проектах не только возможность обеспечить граждан электричеством, но и источник серьезных доходов. Вместе с тем, история с кыргызскими гидроэлектростанциями оказалась показательной – Россия готова отказываться от даже согласованных на уровне глав государств соглашений, и это тревожный звонок не только для Бишкека, но и Астаны, считают эксперты.
Время отрезвления
Директор Аналитического центра МГИМО МИД РФ Андрей Казанцев убежден, что в срыве проекта строительства Нарынской и Камбаритинской ГЭС виноваты обе стороны. Российская из-за экономического кризиса и бюджетных проблем не смогла обеспечить финансирование проекта, а кыргызская затянула с выделением земли под строительство. При этом проект имел изначально множество недостатков. Против него всегда выступал находящийся ниже по течению Узбекистан, особенно, в связи с тем, что из-за таяния ледников есть прогнозы по уменьшению стока на реке Нарын, на которой должны были строиться ГЭС. Это негативно сказалось бы и на выработке электричества и на снабжении Узбекистана водой. Регион сейсмически опасный, и прорыв плотины в случае землетрясения означал бы реальную катастрофу, заметил эксперт.
«Наконец, в Кыргызстане очень низкие тарифы на электроэнергию, да и со сбором денег есть проблемы, поэтому окупаемость проекта, если бы она вообще имела место, планировалась лет за 15−20 лет. И немаловажно то, что в Кыргызстане очень слабо защищены права собственников, так что зарубежным инвесторам, в том числе, даже российским или китайским, зачастую приходится довольно тяжело «отбивать» свои деньги. С учетом перечисленных выше негативных факторов можно говорить о том, что проект, видимо, заморожен надолго. Минус заключается в том, что Кыргызстан традиционно испытывает проблемы с электроэнергией, особенно, зимой, когда электричества потребляется больше, а проблемы с Узбекистаном ограничивают сброс воды в плотинах, ее ведь надо накапливать для поливного сезона. Эти проблемы будут только расти. Видимо, Кыргызстану придется восполнять дефицит энергии закупками у Казахстана. Что касается российско-кыргызских отношений, то они от этого совсем уж не испортятся. Страны многое связывает, в том числе, перечисления от кыргызских мигрантов, работающих в России, составляют до трети ВВП КР. Россия поставляет Кыргызстану ГСМ по сниженным ценам, фактически бесплатно вооружает и обучает силовые структуры. Эти три фактора для выживания кыргызского государства куда важнее, чем недостроенные электростанции. Правда, возможно, в Кыргызстане наступит определенное «отрезвление». Были у части населения и у политических элит явно завышенные ожидания от вступления в ЕАЭС. Однако, в реальности, членство в интеграционной структуре это всегда, прежде всего, выполнение своих обязательств, добровольное самоограничение, например, в случае Кыргызстана, в плане обуздания китайской контрабанды. И только потом уже от этого получается в долгосрочной перспективе всеобщая польза. Это – опыт всех интеграционных структур, в том числе, ЕС. Что касается новых инвесторов для гидроэлектростанций, то они могли бы прийти теперь, видимо, только из Азии. Это могут быть китайские источники или, возможно, азиатские международные банковские структуры, где участвуют многие государства, типа АБР, Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. Казахстан также мог бы поучаствовать в таком проекте, ведь соседям нужно помогать. Но пока, в условиях глобального экономического кризиса, ждать быстро инвесторов не приходится. Сами же кыргызы пока могли бы сделать одну вещь, которая бы серьезно ускорила этот приход. Им нужно существенно улучшить свою инвестиционную привлекательность, повысить безопасность инвестиций», - сказал Андрей Казанцев.
Геополитическая надстройка
Кыргызский политолог и конфликтолог Эдиль Осмонбетов заметил, что Россия хотела построить каскад ГЭС на Нарыне, условия соглашения были ей выгодны. Они позволили бы стране контролировать управление водными ресурсами в бассейне реки Нарын, основного притока реки Сырдарья. Это стало бы экономическим и геополитическим рычагом давления на страны ЦА, заметил он.
«Объявление о возможности денонсации соглашения произошло на пресс-конференции президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева в период подготовки его визита в арабские страны, что достаточно символично. Вместе с тем, заявление МИД РФ косвенно подтверждает версию кыргызской стороны об экономических трудностях воплощения проекта российской стороной. Однако, вероятность ухудшения кыргызско-российских отношений маловероятна, такие серьезные политические шаги, были бы нереальны без согласования с руководством России. Возможности Казахстана в строительстве каскада ГЭС на реке Нарын по сравнению с РФ ограничены. Будущее покажет, какие инвесторы заинтересованы в строительстве. Претендентов достаточно: Европейский Союз, богатые арабские страны, Китай. Следует отметить, что данный проект выгоден всем странам Центральной Азии», - заметил Эдил Осмонбетов.
Координатор проектов по внешней политике Института мировой экономики и политики Аскар Нурша подчеркнул, что кыргызская сторона была недовольна затягиванием сроков реализации проекта и торопила российских инвесторов. Но Россия, хотя и заинтересована в данном проекте политически, в настоящее время в силу растущих экономических трудностей критически оценивает финансовую сторону своего участия в проектах за пределами страны и не готова выводить деньги из своей экономики из-за неопределенных сроков окупаемости, сказал он.
«Отношения между Кыргызстаном и Россией не пострадают. Российская сторона, как представляется, сама с облегчением воспримет разрыв невыгодных для нее на данный момент контрактов, и вернется к ним лишь при более выгодных финансово-материальных условиях. В целом, на примере этого события видно, что инвестиционные возможности России в Центральной Азии сокращаются, основной упор в региональной политике будет Москвой сделан на военно-политическом сотрудничестве и интеграционном экономическом взаимодействии со странами региона, включая Кыргызстан. Бишкек займется поиском нового инвестора. Вместе с тем, в качестве компенсаторного механизма Кыргызстаном рассматриваются проекты строительства серии малых ГЭС», - сказал Аскар Нурша.
Туманные энергетические перспективы
Заместитель директора компании Smart business solutions Central Asia Марат Мусуралиев заметил, что когда еще лет 7-8 назад, Россия предложила Кыргызстану самому предложить инвестиционные проекты, правительство КР выбрало, на его взгляд, далеко неоднозначные по ряду критериев проекты ГЭС на реке Нарын. Он выделил ряд причин. Так, по уровню рентабельности они низко прибыльные. По срокам окупаемости - средне- и долгосрочные. При этом тарифы на электроэнергию в КР - одни из самых низких в мире: 1 цент за 1 кВт/ч. для населения и 2 цента - для юрлиц. На север из КР можно экспортировать только в Казахстан, который и сам в целом самодостаточный в части энергообеспечения. На юг, даже в случае прокладки ЛЭП-500 кВ "Датка - Худжанд" дальше Худжанда экспортировать электричество не удастся, так как в Таджикистане одна-единственная ЛЭП Юг-Север, которая постоянно загружена только в этом направлении. И соответственно по ней невозможно будет транспортировать электроэнергию в обратном направлении от Худжанда на юг, что декларируется сомнительным проектом CASA. Тем более, что далее нет ЛЭП из Афганистана в Пакистан, да и в самом Афганистане недавно боевики подорвали ЛЭП в провинции Баглан. Говорить о функционировании ЛЭП в таких условиях в Афганистане - не серьезно. Там война идет уже десятки лет, а количество терактов - измеряется тысячами ежегодно. Боевики атакуют даже защищенные объекты в Кабуле и военные базы в ИРА. Для них будущая ЛЭП протяженностью в сотни километров не будет сложной целью, заметил эксперт.
Этот проект был непонятен и с политической точки зрения, считает Марат Мусуралиев, так как общеизвестно, что Узбекистан выступает против строительства рек на трансграничных реках. Естественно это тоже напрягает потенциальных инвесторов в такие проекты в ЦА. Да и с логистической точки зрения было не очень понятно, как крупные ГЭС в КР можно будет построить. В советское время агрегаты ГЭС весом в сотни тонн везли по железной дороге до станции Таш-Кумыр, а оттуда тралом - до дамбы ГЭС: Токтогульской и Курпсайской. Учитывая вышеизложенный пункт, было не ясно каким образом, удастся транспортировать такое оборудование через Узбекистан? Везти агрегаты со стороны Чуйской долины до Нарына можно лишь теоретически, так как на пути встанут перевалы и множество автомобильных мостов, которые не рассчитаны на такие весовые нагрузки. При этом возможность самостоятельного возведения КР Камбаратинской ГЭС с бюджетом в $2-3 млрд - обсуждать не серьезно, убежден эксперт. Он заметил, что КР даже кратно меньшую по размерам и бюджету Камбар-Атинскую ГЭС-2 не может никак достроить. Сначала сделали непрофессиональный взрыв таким образом, что дамба оказалась недосыпанной. И при этом ведь не выставили иска компании-подрядчику, что тоже наводит на определенные размышления о коррупции. Затем начался процесс размывания конструкции возводимой ГЭС, на нейтрализацию последствий которого пришлось затратить дополнительные миллионы. Ну и далее уже совсем плохо: руководство строительства обвинили в хищениях на миллиард сомов и затем технично подвели этих лиц под амнистию. То есть и похищенные госбюджетные средства не возместили, и к уголовной ответственности никого не привлекли. Все это наглядно демонстрирует истинные организационные и финансовые возможности республики, подчеркнул Марат Мусуралиев.
«КР даже поддержать построенные при СССР ГЭС в рабочем состоянии не удается. Крупнейшую Токтогульскую ГЭС на протяжении последних лет преследуют одна за другой серьезные аварии. В отдельные периоды она используется лишь на 50-75% от своей проектной мощности. Аварии на других ГЭС которые эксплуатируются десятки лет и изношены - тоже становятся все более систематическими.. Главной проблемой Кыргызстана - является отсутствие внутренней железнодорожной сети, создать которую жизненно необходимо. И данный проект, в отличие от ГЭС на трансграничных реках, не является конфликтным в международном плане. Против него никто из соседей КР не выступает. Но после распада СССР и за предыдущие десятилетия до этого, в Кыргызстане не было построено ни одной новой ветки. Даже действующие линии находятся в крайне неблагоприятном состоянии. В результате отсутствия внутренней сети железных дорог, более 90% грузов ввозятся в КР лишь до Чуйской долины. А внутри КР 96,6% грузов перевозится автомобильным транспортом - самым энергоемким, дорогостоящим и экологически вредным. Экономика стран, у которых имеет место такая структура грузоперевозок в разрезе видов транспорта - просто по умолчанию никогда не сможет развиваться. Что касается того, как поступила российская сторона. Она не исполнила свои обязательства по финансированию ГЭС в КР, и это было понятно еще как минимум за два-три года. Падение цен на нефть в 2 и более раза - подрезали госбюджет России настолько, что правительство РФ сейчас производит сокращение все возможные расходные статьи. Рассчитывать в таких условиях на получение финансовых средств из России на инвестпроекты за ее пределами - не стоит. Что касается отношений между странами. Да, такие денонсации влекут за собой процесс некоторого охлаждения отношений, но не радикально. Также как и не было значимого потепления после подписания таких соглашений. КР и РФ связывают более значимые аспекты: - 95% трудовых мигрантов - граждан КР, работают в России. Их денежные переводы составляют 1,5-2 млрд.долларов в год, что достигает 30% ВВП КР; - 96% ГСМ КР также импортирует из России; - порядка 80% экспорта швейной продукции КР отправляет в Россию», - заключил Марат Мусуралиев.