понедельник, 23 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Чем дольше не меняется власть, тем сильнее потрясения при её смене

Системные ошибки власти на протяжении 30 лет независимости Казахстана закономерно привели к трагическим январским событиям 2022 года. Об этих ошибках многократно говорили не только оппозиционные политики, но и общественные активисты, независимые политологи, учёные-юристы, экономисты, социологи и другие специалисты в области социальных наук. Поэтому произошедшие в Казахстане события были ожидаемы. Неизвестен был только триггер, который мог бы их вызвать. В начале января 2022 года таким триггером стало повышение цен на автомобильный сжиженный газ. В разных городах страны начались мирные протесты, которые переросли в массовые беспорядки с человеческими жертвами.

Власть устояла. Теперь, как писал китайский государственный деятель периода династии Мин Лю Цзи по схожему поводу, чтобы навести порядок, надо знать причину беспорядка. Взяв за основу эту мысль, рассмотрим общие предпосылки прошедших событий.

Бессменная власть. Политическая усталость

Во-первых, основанием такого социального всплеска в нашей стране явилось длительное, бессменное нахождение у власти одного лидера. Это видно из тех требований, которые выдвигали участники мирных акций во всех населённых пунктах Казахстана, где они проходили. Продолжительное нахождение у власти одного политика, как правило, порождает в любом обществе политическую усталость. Такая усталость имеет две разновидности: усталость политической элиты от существующего режима и усталость населения уже от самой политической элиты.

В качестве первого примера можно привести группу членов Правительства Казахстана, которые подвергли резкой критике в 2001 году политическую и экономическую ситуацию в стране и сформировали оппозиционное движение «ДВК» (в настоящее время это движение является запрещённым в Казахстане). По требованию тогда премьер-министра Токаева они были уволены главой государства из состава правительства. Впоследствии ряд бывших членов правительства, вошедших в оппозиционное движение «ДВК», вышли из него и создали в 2002 году партию «Ак жол».

В качестве второго примера политической усталости населения от политической элиты стали мирные протесты, которые начались в Казахстане 2 января 2022 года.

Феномен политической усталости является ведущим триггером при проведении любой политической акции. Когда в информационном поле постоянно появляется одна и та же группа лиц, у части общества появляется желание отдалить таких лиц от власти, при этом, последствия этого шага уже не имеют значения.

Кроме того, длительное нахождение власти в одних руках неизбежно ведёт к авторитаризму, волюнтаризму, зарождению культа личности, расцвета коррупции как в окружении таких политиков, так и в обществе в целом.

Также известно, что если государством длительное время руководит одно должностное лицо или партия, то в итоге такого правления, как правило, происходят народные восстания и, как следствие, смена властных элит или даже распад государства. В новейшей истории немало примеров служат тому подтверждением.

В СССР длительное нахождение во главе государства Генерального секретаря ЦК КПСС и Председателя Президиума Верховного Совета СССР Леонида Ильича Брежнева после его смерти породило нестабильность, которая в конечном итоге привела к распаду советского государства. В Югославии пожизненное правление Иосипа Тито привело к распаду страны. Конечно, в перечисленных странах были и другие основания к их распаду, но и названный фактор играл не последнюю роль.

Молодёжный бугор

Во-вторых, в Казахстане за 30 лет независимости произошли большие демографические изменения. Изменился не только национальный состав населения, его образовательный и культурный уровень, уровень благосостояния, но и возрастной состав. Так, согласно данным переписи населения 2021 года, средний возраст казахстанцев составляет 31 год.

Как отмечает известный американский социолог и политолог Джек Голдстоун, это самая взрывоопасная часть общества. В своей книге «Революции. Очень краткое введение» он писал по этому поводу: «Молодёжь играет важнейшую роль в политическом насилии на протяжении всей письменной истории. Большинство крупных революций, включая и большинство революций ХХ века, в развивающихся странах произошли там, где наблюдались особо значительные «молодёжные бугры».

«Молодёжный бугор» появляется там, где имеет место резкое улучшение жизни, что вызывает рост рождаемости. Детей становится больше, чем родителей. Так, по данным Смагуловой Д.К. и Ушбаевой Б.Ж., расцвет экономики Казахстана приходился на период с 1995 по 2007 годы, что, соответственно, породило рост рождаемости. Такой дисбаланс Голдстоун рассматривает в качестве причин социального взрыва, поскольку негибкие экономические и политические системы не могут подстраиваться под рост молодого населения. В результате теряется социальный контроль над молодёжью, она перестаёт признавать авторитет старших, заражается протестным духом, идеями радикализма. Такая ситуация создаёт базу для дестабилизации и политических потрясений.

В то же время, критическая ситуация в сельском хозяйстве вызвала значительную миграцию молодёжи в город. Не имея профессии, они пополнили ряды малоквалифицированной низкооплачиваемой рабочей силы. Справедливая неудовлетворённость своим положением, их бытовая неустроенность стали социальной базой политических протестов, что особенно ярко проявилось в таких мегаполисах, как Алматы и Шымкент.

Дуумвират – это опасно

В-третьих, властный дуумвират, который возник в 2019 году после добровольной отставки первого президента РК, породил сложную систему государственного управления. Как свидетельствует история, такая модель была опробована ещё в древнем Риме, Иудее, Карфагене, Спарте. В новейшей истории – в Китае и Сингапуре. Как правило, такое правление со временем вело к противостоянию если не самих руководителей-соправителей, то их поддерживающих элит. В итоге оно рано или поздно приводило к открытому столкновению в борьбе за власть. Можно предположить, что нечто подобное произошло и у нас. Однако действующая власть это не признаёт и объясняет массовые беспорядки действиями террористов и преступных элементов. Такие заявления, на наш взгляд, выглядят малоубедительными, поскольку террористы всегда заявляют о своей ответственности за совершённые ими теракты. Это делается с целью психологического запугивания населения. В нашем же случае, ни одна запрещённая в Казахстане террористическая организация не взяла на себя ответственности за совершённые беспорядки.

Сегодня мы видим, что действующая власть оперативно решила ряд вышеназванных предпосылок, вызвавших социальный протест в Казахстане. Но это, надо полагать, только начало. В стране фактически сложилась известная ситуация, когда верхи не могут управлять по-старому, а низы не хотят жить по-старому.

Также известно, что из этой ситуации есть лишь три выхода. Первый – пойти по пути ужесточения наказаний и усиления карательных органов, ограничения прав и свобод граждан; второй – путь реальных, требуемых обществом реформ, и третий, самый радикальный, – это народная революция.

Какой путь выхода изберёт действующая власть, покажет время.

«Мальтузианская ловушка»

При этом, надо учитывать, что в будущем наша страна может столкнуться с ещё более сильными социальными потрясениями. Они могут быть связаны с так называемой «мальтузианской ловушкой», когда рост населения превысит рост экономики. Казахстан – страна с растущим населением. С 2010 по 2021 годы количество казахстанцев выросло почти на 3 миллиона человек, а бюджет страны, по мнению аналитиков, остался на уровне 2011 года. Если в 2011 году на одного казахстанца приходилось 2200 долларов бюджетных средств, то в 2020 – 1800 долларов. Иными словами, если сохранится прежний темп прироста населения, а пополнение бюджета будет ориентировано только на экспорт сырья, то население страны начнёт «проедать» экономическую прибавку. И это может породить не только протесты и бунты, но и революцию, так как целью этих явлений является перераспределение ресурсов.

Сегодня у нового руководства нашей страны есть шанс упредить возможные социальные катастрофы. Для этого надо строго соблюдать принципы социальной справедливости и равенства всех перед законом, навести порядок в сфере профессионального и высшего образования, озаботиться созданием реальных производств и производственных комплексов, в том числе и в сельскохозяйственной сфере, создать механизмы распределения доходов от продажи недр между гражданами, родившимися в Казахстане. Пора начать формирование органов власти и их аппаратов на основе реальной, а не бутафорской меритократии. Необходимо также осуществить конституционную реформу и на её основе изменить законодательство о выборах, референдуме, политических партиях, внести изменения в Конституционный закон «О Президенте», которые не только изменили бы требования, предъявляемые к кандидатам в Президенты, но и сократили круг его полномочий по принятию единоличных решений. Нужна чёткость и в языковой политике страны, чтобы этот вопрос не был поводом для очередных провокаций.

И, наконец, обновления требует и судебная власть, и сфера правоохранительной деятельности, о чём в своём послании народу Казахстана говорил действующий президент.

Следует также обратить внимание и на деятельность Конституционного Совета РК, ведь именно с его одобрения принимались решения, которые обосновывали исключительность первого президента страны и законность его длительного нахождения у власти.

Эдуард Мухамеджанов, доктор юридических наук, профессор

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33