воскресенье, 17 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

В стране официально появился ответственный за идеологию

Президент К.Токаев внес изменения в полномочия Государственного секретаря (Госсекретаря) Республики Казахстан. Они настолько революционны, что в корне переформатируют деятельность этой странной должности в нашей власти.

Почему странной?

Полагаю, не все помнят историю рождения этой декоративной должности. Её «придумал» сам Нурсултан Назарбаев.

Дело было так. 1 декабря 1991 года на всенародных выборах Президента Казахской ССР на должность вице-президента Казахской ССР был избран Ерик Магзумович Асанбаев, занимавший до этого пост Председателя Верховного Совета КазССР. 30 августа 1995 года состоялся референдум по принятию новой Конституции, которая была полностью подогнана под все политические прихоти Назарбаева.

Так, в статье 94 указывалось, что вице-президент Республики Казахстан, избранный в соответствии с законодательством республики, действующим на момент вступления Конституции в силу, сохраняет свои полномочия до истечения срока, на который он был избран.

24 ноября 1995 года был подписан Указ Президента «Об утверждении Положения об администрации Президента Республики Казахстан», которым было утверждено новое Положение, где уже отсутствовало упоминание о вице-президенте.

22 февраля 1996 года должность вице-президента была полностью упразднена в связи с назначением Ерика Асанбаева Послом в ФРГ.

За всеми этими сухими законодательными выкрутасами выпукло вырисовывалась главная причина этой метаморфозы: Президенту Назарбаеву надо было избавиться от своего умного и честного заместителя, в котором он ревностно узрел опасного политического соперника. К тому же, Назарбаеву очень хотелось заметно возвыситься над всеми другими подчиненными, став единовластным хозяином страны.

Таким образом он убрал не только Е.Асанбаева, но и упразднил должность своего вице-президента.

Следуя дальновидному плану Назарбаева, в Конституции 1995 г. вдруг появилась новая должность без особых функциональных обязанностей. Должность Госсекретаря.

Буквально через полмесяца после отъезда Асанбаева, в марте 1996 г. Госсекретарем назначается тогдашний вице-премьер Ахметжан Есимов – ближайший родственник Назарбаева. На него была возложена «выработка для Президента предложений по основным направлениям социально-экономической, региональной и правовой политики; обеспечению согласованного функционирования всех ветвей государственной власти» и т.д.

Потом, сменяя друг друга, эту должность «скамейки запасных» занимали А.Кекилбаев, К.Токаев, И.Тасмагамбетов, О.Абдыкаримов, К.Саудабаев, М. Кулмухамед, М.Тажин, А.Джаксыбеков, Г.Абдыкаликова, Б.Сагинтаев, К.Кушербаев.

Если говорить о непосредственных функциональных обязанностях Госсекретаря, то они в полной мере зависели от политического веса самого чиновника, его предприимчивости и проворности, степени близости к Назарбаеву. Другими словами, каждый вновь назначенный на эту должность чиновник высокого ранга тянул одеяло на себя, стараясь захватить все новые полномочия, ориентируясь лишь на ту сферу деятельности, которая ему ближе по опыту и знаниям. В основном, госсекретарям передавались представительские функции: руководство многочисленными консультативно-совещательными советами и комиссиями, реализация отдельных общественно-значимых мероприятий, осуществление иных полномочий в соответствии с поручениями Президента. Словом, они были личными порученцами главы государства и им приходилось самим выдумывать себе работу, чтобы не остаться забытым на обочине общественной жизни страны.

И вот недавно эта должность досталась Ерлану Карину. Вчера Президент предоставил ему новые полномочия.

Прежде всего, бросается в глаза то, что теперь Госсекретарь по должности становится главным идеологом страны и впервые приобретает полновесный статус, смысл, и, соответственно, функции.

Ранее идеологическая работа была прерогативой первого заместителя руководителя администрации Президента. В последние годы эту должность занимали М.Тажин, М.Ашимбаев, Б.Майлыбаев, Д.Абаев.

Теперь первый заместитель руководителя аппарата Президента не будет заниматься идеологией, ему переданы сугубо экономические вопросы.

Аида Балаева, которая недавно пришла на место Даурена Абаева, стала просто заместителем руководителя администрации Президента. Кстати, уже тогда у экспертов появились вопросы о том, почему вдруг понизили статус идеолога. Оказалось, что у Президента были на то свои резоны – отныне всю идеологическую работу передать Госсекретарю.

Теперь Госсекретарь полноправно займется партийным строительством, внутренней политикой, будет курировать деятельность Казахстанского института стратегических исследований при Президенте, других аналитических структур, представлять интересы главы государства в Парламенте, общественных объединениях, в международных отношениях, Национального совета общественного доверия и Совета по молодежной политике и т.д.

Его избавили от рутинных и от таких представительских обязанностей, как координация деятельности Ассамблеи народов Казахстана, многочисленных комиссий, принимать верительные грамоты от послов иностранных государств и самое главное – от выработки предложений по региональному развитию.

После таких новшеств в обязанностях Госсекретаря становится понятным, почему Ерлан Карин не вошел в Политсовет партии Нур Отан. Госсекретарю, как и Президенту РК, видимо, надо быть равноудаленным от всех политических партий, точнее, им лучше лицезреть работу партии с высоты своего положения.

Итак, насколько высокая должность Госсекретаря заиграет новыми гранями, удастся ли ему выработать новые подходы к идеологической работе страны, будет напрямую зависеть от способностей, ума, широты мышления Карина. Поживем – увидим.

Бигельды Габдуллин

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33