суббота, 18 января 2025
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Что на уме у Путина?

Приказ президента России Владимира Путина начать полномасштабное вторжение на территорию Украины противоречит какой-либо политической логике, даже его собственным жёстким, авторитарным рассуждениям. Благодаря этому неспровоцированному нападению, Путин попал в длинный ряд иррациональных тиранов, в числе которых и Иосиф Сталин, веривший, что для сохранения власти её нужно непрерывно расширять. Следуя этой логике, Сталин совершал ужасающие преступления против собственного народа, в том числе устроил голод, убивший миллионы украинцев.

Другой массовый убийца XX века, Мао Цзэдун, однажды провозгласил, что «винтовка рождает власть» – или, скорее, ядерная ракета. Мао требовал от моего прадедушки, советского лидера Никиты Хрущёва, дать Китаю ядерное оружие, чтобы Мао мог фактически держать в заложниках своих противников, внешних и внутренних.

Лишь такое мышление может объяснить действия Путина на территории Украины. Он утверждает, что хочет «денацифицировать» Украину, но бессмысленность подобного заявления должна быть совершенно очевидна, хотя бы потому, что президент Украины Владимир Зеленский – еврей. Так к какому же эндшпилю стремится Путин? Хочет ли он покарать НАТО, уничтожив военную инфраструктуру Украины? Надеется ли он поставить там марионеточное правительство, заменив Зеленского или превратив его в украинский аналог Филиппа Петена, французского руководителя-коллаборациониста времён Второй мировой войны?

На эти вопросы можно ответить «да». Однако реальная причина украинской интервенции Путина намного менее прагматична и вызывает гораздо больше тревог. Путин, судя по всему, полностью поглощён эгоистичной одержимостью идеей восстановления российского статуса великой державы, имеющей собственную, чётко определённую сферу влияния.

Путин мечтает о конференции, подобной Ялтинской или Потсдамской, где он и его коллеги из великих держав – президент США Джо Байден и председатель КНР Си Цзиньпин – поделят между собой мир. Предполагается, что Путин объединит силы со своим новым союзником Си, чтобы сократить западную зону влияния – и резко расширить российскую.

Подобно писателю-диссиденту и Нобелевскому лауреату Александру Солженицыну, Путин давно намекал на желание восстановить православную Русь – основу русской цивилизации, – построив «Российский Союз», включающий Россию, Украину и Беларусь, а также этнически русские территории Казахстана. Поскольку вторжение в Украину идёт полным ходом, другие бывшие советские республики начали беспокоиться, впрочем, как заверил Путин президента Азербайджана Ильхама Алиева, Россия не «собирается восстанавливать империю в бывших имперских границах». Его беспокоит славянский народ, который необоснованно оказался под «контролем третьих стран», а не его собственным.

Хотя Путин стремится реализовать идеи Солженицына, его военные действия представляют собой отход от этих идей. Даже в националистическом угаре Солженицын никогда не забывал об элементарной морали. Как бы он ни хотел восстановить историческую Россию, невозможно себе представить, чтобы он поддержал убийство украинцев (и русских) в процессе такого восстановления. Путин же, напротив, говорит о любви к Украине и одновременно приказывает российской армии бомбить её города.

Путин, очевидно, рассчитывает, что Китай его поддержит. Но хотя он начал вторжение спустя всего несколько недель после заключения чего-то вроде союзного соглашения с Си Цзиньпином в Пекине, реакция официальных китайских лиц оказалась очень отстранённой, они призвали к «сдержанности».

В ситуации, когда Путин почти полностью зависим от поддержки Китаем его борьбы с международным порядком под руководством США, опора на Си не принесёт ему ни политического, ни стратегического преимущества. Именно это вызывает особенное беспокойство: Путин, похоже, утратил способность совершать расчёты, которые должны направлять решения руководителя страны. Россия не просто не является равным партнёром Китая, но и встала на путь превращения в его вассальное государство.

Вторжение в Украину привело к отчуждению союзников и сторонников Путина. Некоторые из его наиболее верных апологетов на Западе – от президента Чехии Милоша Земана до премьер-министра Венгрии Виктора Орбана – осудили его действия. Впрочем, наверное, гораздо важнее то, что безумный бред, который несёт Путин, вызывает отторжение у россиян. Своим варварским нападением на Украину он похоронил десятилетия социально-экономического развития и уничтожил надежды, которые россияне лелеяли по поводу своего будущего. Теперь Россия на десятилетия станет мировым изгоем, парией.

Когда я звонила своему другу в Киеве, чтобы узнать, что там происходит, он рассказал, что открыты бомбоубежища, а люди прячутся ещё и на станциях метро. «Совсем как Вторая мировая», – мрачно пошутил он, а затем заметил, насколько поразительно, что «человек, так много рассуждающий о вреде, который приносит война, решил начать войну с братским народом». А затем он задал вопрос мне: «Лучше ты мне расскажи, что происходит. Именно вы, русские, продолжаете выбирать этого фашиста».

Хотя такое отношение понятно, оно не вполне верно. Россияне однажды выбрали Путина, но в последние годы просто капитулировали перед его властью, потому что наши голоса перестали иметь какое-либо значение. А утверждения, что 73% россиян поддерживают действия Путина в Украине, это чистая пропаганда. Тысячи людей выходят в российских городах, чтобы сказать «Нет войне», несмотря на аресты и жестокость полиции. На этот раз россияне, похоже, вряд ли тихо капитулируют. В предстоящие дни и недели мир может ожидать намного больше сигналов, что русские не хотят этой войны.

Сталинизм не умер, пока не умер Сталин. То же самое произошло с маоизмом. Будет ли так же и с путинизмом?

Нина Хрущева – профессор международных отношений в университете The New School, соавтор (с Джеффри Тайлером) книги «По стопам Путина: В поисках души империи через одиннадцать часовых поясов России» (издательство St. Martin's Press, 2019).

Copyright: Project Syndicate, 2022. www.project-syndicate.org

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33