воскресенье, 08 сентября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Сотрудничество Казахстана с ЕС угрожает интересам России

В декабре 2015 года Европейский Союз и Казахстан подписали новое «улучшенное соглашение о партнерстве и сотрудничестве», которое помимо всего прочего содержит еще и призыв к расширению сотрудничества в вопросах энергетики. Более тесные связи – будь то в форме поставок природного газа или экологически чистых технологий, – могли бы принести пользу обеим сторонам. Тем не менее, считает доктор Франк Умбах, опубликовавший на данную тему обширную статью (GIS – geopolitical information service), успех этой инициативы зависит от того, насколько эти связи соответствуют интересам России в регионе. Exclusive, осознавая всю важность момента, публикует статью эксперта с незначительными сокращениями.

ЕС и Казахстан неуклонно наращивали энергетическое партнерство в рамках принятой в 2007 году в Европе стратегии по Центральной Азии. В июле 2015 года Европейский Совет принял План действий энергетической дипломатии для поддержки диверсификации с акцентом на Южный газовый коридор – Южный Кавказ-ЦА. Инициатива предсказуемо привела к дискуссии о том, может ли Казахстан (наравне с Россией) поставлять газ в Европу.

Казахстан помимо всего прочего является ключевым игроком в мировом экспорте урана и многих других важных сырьевых продуктов, используемых в производстве и хранении возобновляемой энергии. Однако экспортный потенциал страны идет вразрез с экономическими и геополитическими интересами России – крупнейшего поставщика газа в ЕС. Астана и Брюссель согласились сосредоточиться на возобновляемых источниках энергии, но не стали затрагивать тему доставки казахстанского газа на рынок ЕС. Однако Россия все активней проявляет обеспокоенность расширением связей по возобновляемым источникам энергии, так как это снизит потребление газа Казахстаном, что позволит высвободить ресурсы для экспорта в Европу и в Азию, где казахстанский газ станет еще одним нежелательным конкурентом российской игрока.

Важное партнерство

Казахстан является для ЕС одним из самых важных центральноазиатских поставщиков нефти. Около 76 процентов экспорта сырой нефти Казахстана идет в Европу. Казахстан занимает 11-е место в мире по запасам нефти и может стать вторым по величине, не входящим в ОПЕК, поставщиком на мировые рынки к 2020 году. ЕС в свою очередь играет роль самого важного экономического партнера Казахстана. В 2014 году товарооборот между сторонами составил 27,4 млрд евро, по сравнению с 16,6 млрд евро торгового оборота с Китаем и 16,2 млрд евро с Россией. ЕС импортирует около 5-6 процентов нефти и 21 процент своего урана из Казахстана. Кроме того, на ЕС приходится более 50 процентов от общего объема прямых иностранных инвестиций в Казахстан, который в совокупном выражении составил $ 100 млрд в 2013 году. Вступление страны в ВТО в ноябре 2015 года открывает перспективу для еще более тесных экономических связей с ЕС.

Астана рассматривает Европу с ее уникальным опытом интеграции в качестве модели для расширения регионального сотрудничества в области энергетики. Европа может также помочь Казахстану сбалансировать вопрос экспорта энергоресурсов, так как с растущим спросом Китая на нефть и газ Казахстан не хочет впасть в тяжелую зависимость от своего восточного соседа.

Для ЕС, а также для России и Китая, экономическое и стратегическое значение Казахстана выходит за пределы своего географического положения и нефтяных месторождений: валовой внутренний продукт страны превышает показатели четырех других государств Центральной Азии вместе взятых. Бизнес-среда Казахстана считается лучшей в регионе, также страна продолжит играть фундаментальную роль в строительстве новых трансконтинентальных транспортных маршрутов.

Тем не менее, Кремль всегда рассматривал Центральную Азию как регион, подпадающий под его геополитическую сферу влияния. Россия расширила энергетические партнерство, в частности, по ряду трубопроводных проектов с государствами в регионе после того, как ЕС в 2007 году объявил о своей стратегии в Центральной Азии, Китай также активизировал свою «энергетическую дипломатию» на фоне ухудшения перспектив открытия у себя новых крупных месторождений.

Возможности для совершенствования

За истекшее десятилетие Казахстан продемонстрировал значительные успехи в разработке относительно прочной национальной системы энергетической безопасности, что сократило затраты и потери при транспортировке, улучшило эффективность энергетического сектора, снизило интенсивность эмиссий и диверсифицировало производство электроэнергии объектами, удаленными от ископаемого топлива, с целью увеличения производства гидроэлектроэнергии и других возобновляемых источников энергии. Казахстан, по некоторым подсчетам, произвел около 1 миллиард кВт/ч при помощи возобновляемых источников энергии в 2014 году, превысив, таким образом, почти в три раза показатели 2009 года.

Но Казахстан работает плохо в сфере экологической безопасности по сравнению со многими другими странами. Страна резко упала с 21 места на 77-ое в 2015 году по Индексу мировой энергетической трилеммы (World Energy Trilemma report). В то время как страна демонстрировала относительно хорошие показатели в энергетической безопасности и «энергетической справедливости» (показатель, отражающий уровень доступности энергоресурсов для населения), Казахстану было рекомендовано обратить внимание на неудовлетворительную интенсивность снижения выбросов. «Электроэнергетика по-прежнему нуждается в передовых технологиях и в современных подвесных системах, которые способны обеспечить безопасную поставку экспортной электроэнергии в соседние страны», - говорится, в частности, в отчете World Energy Trilemma report.

Казахстан улучшил свою энергетическую безопасность, провел диверсификацию, что открывает многочисленные возможности для более тесного сотрудничества между Брюсселем и Астаной. С точки зрения улучшения технологий возобновляемых источников энергии, ЕС выглядит логичным партнером для Казахстана. Германия, в частности, обладает в этой сфере большим опытом и могла бы поделиться наработками в сфере трансформации энергетической системы. Сотрудничество может помочь обеим сторонам диверсифицировать свои ​​энергетические секторы, а также повысит как внутренние, так и межрегиональные партнерские отношения.

Конфликт в Украине вдохнул новую жизнь в дискуссию о том, как ЕС мог бы диверсифицировать свой энергетический импорт. Варианты включают поставки сланцевого газа из США и Каспийского моря. Последний вариант предполагает транспортировку по Южному газовому коридору через Иран, Курдистан и восточное Средиземноморье. Казахский газ потенциально мог бы также доставляться по этому маршруту.

Тем не менее, резкое падение цен на нефть, международные санкции против России и технические проблемы на нефтяном месторождении «Кашаган» в настоящее время угрожают экономическому росту Казахстана. И может даже подорвать политическую стабильность. Размер страны, ее место и значение в качестве экспортера нефти означает, что любой внутренний кризис может распространиться на весь регион и даже оказать влияние в более широком – международном – масштабе.

Рост ожиданий

В соответствии с одним из потенциальных сценариев дальнейшего сотрудничества ЕС и Казахстан продолжат наращивать взаимодействие в сфере долгосрочных интересов безопасности. Запасы нефти и газа в Центральной Азии меньше, чем, например, на Ближнем Востоке, но тем не менее регион имеет важное для глобальных поставок энергоресурсов значение. И поэтому Европа не перестанет искать варианты, чтобы обеспечить поставки казахского газа.

Предлагаемый Транскаспийский газопровод (ТКГ) мощностью 30 миллиардов кубометро мог бы соединить Казахстан с ЕС через Южный газовый коридор. ЕС, Турция, Азербайджан и Туркменистан хотели бы, чтобы трубопровод заработал уже к 2019 году. Тем не менее, эта дата будет выглядеть реалистичной, если ЕС активизирует свое участие в финансировании трубопровода, а главное в обеспечении его безопасности, чего на самом деле ЕС, похоже, делать не желает.

Позиция ЕС по ТКГ показывает как часто Европа занимает позицию, которая способствует появлению у ее энергетических партнеров завышенных ожиданий, при этом не продумывая управление последствиями. В данном случае имеется в виду враждебность Москвы по отношению к проекту, которая сводится к тому, чтобы подорвать авторитет ЕС, его репутацию и геополитическое влияние.

Умаслить Москву

Еще одна проблема в политике энергетической безопасности ЕС заключается в противоречивых целях Европы. В марте 2016 года министры иностранных дел ЕС договорились о необходимости «избирательного взаимодействия с Россией» по общей внешней политике и политике безопасности, одновременно «стремясь укрепить свои отношения с восточными партнерами и другими соседями, в частности, в Центральной Азии». Но Европа неожиданно исключила из повестки «основных направлений сотрудничества» переговоры по сотрудничеству в энергетической сфере. Хотя переговоры по новому соглашению о партнерстве между ЕС и Казахстаном были начаты в январе 2015 года.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев наоборот сохранял четкую позицию, считая, что энергетическое сотрудничество с ЕС является более важным. Поэтому европейские компании будут участвовать в освоении огромного нефтяного месторождения «Кашаган» (самое большое в Каспийском море), а также продолжат поддерживать усилия страны по увеличению доли возобновляемых источников энергии.

Противоречивый подход Брюсселя означает, что ЕС и Казахстан ограничат энергетическое партнерство и традиционно учтут геополитические интересы России, что вынудит Астану и Брюссель пренебречь долгосрочным стратегическим потенциалом, заложенным в сотрудничестве в энергетической сфере.

Из-за возражений со стороны Москвы значительное увеличение поставок казахстанского газа в Европу представляется маловероятным. Тем не менее, усилия Казахстана в целях повышения эффективности производства возобновляемой энергии может обеспечить плацдарм для будущего сотрудничества с ЕС. Существуют многочисленные возможности для ЕС поддержать усилия Казахстана. И, конечно, Брюссель и Астана постараются реализовать эти проекты с учетом энергетических интересов России в Центральной Азии и в Европе.

Краткосрочные задачи

Однако эта точка зрения не учитывает недавний опыт полученный Россией после сокращения европейского газового рынка. Диверсификация экономики Европы, улучшение энергоэффективности и сокращение потребления выявили, что все предыдущие прогнозы по спросу на газ выглядели слишком оптимистично. Москва обеспокоена, что расширение возобновляемых источников энергии в Казахстане высвободит газ, который потреблялся внутри страны для экспорта в Азию (особенно в Китай), что превратило бы Астану в глазах Москвы в еще одного нежелательного конкурента.

Казахстан также может экспортировать излишки нефти и газа на рынки соседей, в том числе Кыргызстана и Таджикистана, тем самым уменьшая их зависимость от Москвы, что понятное дело является еще одним серьезным поводом для беспокойства в России. Все это говорит о том, что даже в краткосрочной перспективе партнерство ЕС и Казахстана, сосредоточенное на возобновляемых источниках энергии и на энергоэффективности, входит в прямое противоречие с геополитическими интересами России.

Путь вперед тернист. И поэтому ЕС и Казахстану придется принимать во внимание российскую позицию при формировании сотрудничества в области энергетики для удовлетворения своих собственных долгосрочных интересов.

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33