понедельник, 23 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Китайский облом Путина

Все последние годы прошли под знаком крепнущего партнерства Москвы с Пекином. Однако первый же серьезный кризис, вызванный войной в Украине, обнажил его хрупкость и несостоятельность.

До поры до времени каждая из сторон находила выгоды во взаимном сближении. Для Путина Поднебесная служила своеобразной подушкой безопасности на случай конфронтации с Западом. Ему казалось, что опора на китайского товарища способна спасти от любых невзгод, чинимых США и Европой. Си Цзинпин также рассчитывал использовать РФ в качестве аргумента в споре с Западом. Ну а экономический и демографический потенциал КНР, помноженный на сырьевые ресурсы РФ, сулили щедрые бонусы для формирующегося блока. Хотя надо оговориться, что в этой истории Китай играл роль «старшего брата», а Россия соответственно – «младшего». Примеров этому множество. Но, пожалуй, самым говорящим является дорогостоящий трубопровод "Сила Сибири", которую россияне мало того, что построили за свой счет, так еще доставляли по нему газ в Китай едва ли не себе в убыток. И вот, несмотря на все унижения и потуги задобрить "дракона" план сорвался. 

Первым тревожным звонком для Путина послужило январское фиаско в Казахстане. Тогда российский воинский контингент под прикрытием ОДКБ зашел в республику с намерением задержаться надолго. В числе прочих факторов грозный окрик из Поднебесной заставил Кремль спешно ретироваться. 

Второй сюрприз ожидал Путина в самом Пекине, куда он прибыл для участии в открытии Зимней Олимпиады в конце января 2022 года. Его не просто приняли подчеркнуто прохладно, даже не подав руки, но и заставили сидеть на гостевой трибуне в гордом одиночестве. Третья оплеуха прилетела в феврале уже из Нью-Йорка, где на Генеральной Ассамблее ООН, Китай не возразил принятию резолюции, которая жестко осудила агрессию Путина против Украины. 

Теперь, когда блиц-криг в Украине окончательно выдохся, а силы для продолжения войны на исходе, а санкции нарастают, Путин запросил друга Си о военной и экономической помощи. Судя по тому, что официальный Пекин оставил указанную тему без комментариев, речь, скорее всего, идет о вежливом отказе.

Кстати, почти синхронно объявленная в Китае новая волна коронавируса служит для этого хорошей отговоркой – нам сейчас не до российских проблем, и мы закрываемся от внешнего мира. 

Таким образом, похоже, Кремль допустил непростительную ошибку в оценке не только воли украинского народа к сопротивлению российской экспансии, но и в понимании надежности последнего союзника – большого восточного соседа. 

Впрочем, на эти грабли Москва наступает не впервые. Нечто подобное уже было в 1972 году. Тогда после визита президента США Ричарда Никсона в Пекин и его встречи с председателем КНР Мао Цзэдуном произошла резкая размолвка между КНР и СССР. Пропагандистская кампания «Русские и китайцы – братья навек», роднящая идеология коммунизма оказались быстро забыты. Взамен Китай взял прагматичный курс на партнёрство с Западом и, судя по последующему впечатляющему росту, не прогадал в своём выборе.

Показательно, что на фоне отчаянных попыток Кремля заручиться покровительством Пекина идут его интенсивные консультации с Вашингтоном. Так, на днях советник президента США Джек Салливан в Риме встречался с уполномоченным представителем Си Цзиньпина. О содержании переговоров стороны не сообщалось, хотя их подоплека не является секретом. Речь идёт буквально об отказе Китая от какого-либо поддержки Кремлю. И здесь, надо сказать, у Пекина нет иной опции кроме движения в фарватере Запада.

Вопрос не только в том, что Поднебесная империя крайне уязвима перед США и Европейским союзом. Достаточно сказать, что сразу после публикации «Нью-Йорк Таймс» о той самой секретной беседе Путина и Си Цзиньпина акции ведущих китайских компаний на Гонконгской бирже устремились ниже отметки кризисного 2008 года. Китай испытывает серьёзную зависимость от западных технологий, источников заимствования и инвестиций.

Наконец по объёму товарооборота Европа (2,1 трлн евро в год) и США (760 млрд долларов) почти в 20 раз превосходят показатель торговли Россией (145 млрд долларов).

Таким образом, Россия перестаёт быть инструментом Пекина в экономической и геополитической конкуренции с Западом. Вся история Поднебесной говорит о том, что эта страна никогда не идёт на союзничество с кем-либо. Речь может идти исключительно о конъюнктурном сближении ровно до той поры, пока это выгодно китайцам. И здесь Пекин де-факто без единого выстрела уже подчинил Россию своим интересам. В их числе и те самые кабальные газо-нефтяные контракты, и огромные территории, которые Путин уступил КНР в Сибири и на Дальнем Востоке. Более того, эти огромные массивы, которые, собственно, являются ключевым источником благосостояния путинского режима, ныне гораздо больше ориентируются на Китай и даже отчасти Южную Корею и Японию, чем на европейскую часть РФ. Это наглядно показали протесты в Хабаровске.

Наконец, агрессивные действия Москвы уже давно бьют по стратегическим замыслам Пекина в Евразии. Тут можно упомянуть проект «Один пояс – путь», являющийся любимым детищем лично Си Цзиньпина либо в целом приоритет, который Поднебесная отдаёт не на грубую проекцию силы, а экономическую кооперацию. Словом, метания Путина вокруг идеи реставрации СССР давно раздражали Пекин и, видимо, переполнили чашу терпения. 

Думается, не забыли в Пекине и то, что именно «младший брат» исподволь раздувал на пост-советском пространстве китаефобские настроения. Попытки привязать к себе ту же Центральную Азию путём нагнетания китайской угрозы и возвеличивания собственной роли в качестве защитника, вряд ли останутся без ответа. Нужно только выбрать подходящий момент. А Китай, как известно, ещё со времён Конфуция умеет ждать своего часа как никто другой в этом мире. 

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33