четверг, 26 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Рахатгейт – первая попытка госпереворота

Казахстан пережил уже не одну попытку госпереворота. В середине 2000-х случилось еще одно испытание, вошедшее в историю Казахстана под таинственным словом – Рахатгейт. Экс-глава КНБ Амангельды Шабдарбаев в книге «Я свой выбор сделал. Продолжение» вспоминает о том, как оказался в самом эпицентре событий, после которых самые крепкие союзы были навсегда разрушены, а враги оказались по одну сторону баррикад.

«Страна узнала, что Рахат Алиев причастен к похищению и гибели двух своих компаньонов по «Нурбанку» – Тимралиева и Хасенова. Он же убил свою бывшую любовницу Анастасию Новикову, родившую от него ребенка. В 2011 году нашли бочки с известью, в которых лежали останки пропавших топ-менеджеров – и тут уже ни у кого не осталось сомнений, что и убийство Алтынбека – дело рук Алиева. Тем более что расследование деятельности Рахата Алиева и его окружения полностью подтвердило все, о чем при жизни говорил про них Алтынбек Сарсенбаев: через медиа-холдинг прокачивались и отмывались суммы на сотни миллионов долларов США и евро. И убить за раскрытие этой информации – вполне могли. Но…

Версия, что Рахат Алиев является организатором убийства Алтынбека Сарсенбаева, лично у меня сегодня вызывает большой скепсис. Я с трудом представляю, как это будут доказывать наши следственные органы. Возникает слишком много вопросов. Как быть с покаянным письмом Ержана Утембаева? Почему в качестве орудия убийства использовалось непрофессиональное оружие – газовый пистолет, переделанный под стрельбу боевыми патронами? Почему убитых перед смертью жесточайшим образом избивали? И так далее... Для устранения оппозиционного лидера достаточно выстрела снайпера. Или мины под днище машины. Зачем устраивать шоу с похищением, вывозом за город и почти что показательной казнью? Зачем привлекать к делу такое большое число людей: бойцов спецподразделения КНБ «Арыстан», руководителя аппарата сената Ержана Утембаева – лицо, приближенное к Нуртаю Абыкаеву, в ту пору возглавлявшему верхнюю палату парламента, а также бывшего боксера майора полиции Рустема Ибрагимова?

А как насчет того, что в результате убийства оппозиционера и его спутников понесли урон самые крупные фигуры страны? Потерял свои позиции и был вынужден на несколько лет уйти в тень такой тяжеловес, как Нуртай Абыкаев. Пришлось оправдываться и доказывать свою непричастность к убийству Рахату Алиеву. Не удалось обойтись без объяснений Дариге Назарбаевой. Не говоря уже о щекотливом положении, в котором оказался глава государства, – о какой репутации страны и стабильности можно говорить, если здесь совершаются политические убийства лидеров оппозиции? В общем, в проигрыше оказались все».

В начале 2006 года председатель партии «Асар» Дарига Назарбаева выступила с сенсационным политическим заявлением, в котором она, как «лидер партии и ответственный политик», сочла себя обязанной дать свою оценку сложившейся ситуации в стране. И эта оценка оказалось необычайно жесткой и крайне нелицеприятной.

Это была реакция на убийство видного политика Алтынбека Сарсенбаева, которое она назвала «покушением на Президента страны»: «Эта тщательно и умело спланированная акция проведена в целях дискредитации Президента Н. Назарбаева, всей сложившейся системы государственной власти».

Дарига Назарбаева публично признала невиданный раскол и подковерную борьбу за власть в высших эшелонах казахстанской власти: «В стране есть деструктивные и влиятельные силы, как в оппозиции, так и во власти, не довольные итогами прошедших выборов, не заинтересованные в позитивном развитии страны». Более того, она предрекла новый виток внутриэлитной войны: «Эти силы хотят пересмотра итогов президентских выборов и нового передела власти».

Это противостояние, в которое, по словам информированной Дариги Назарбаевой, оказались вовлечены «очень влиятельные силы», сегодня идет не на жизнь, а на смерть. Межклановый конфликт в Казахстане перешел в «горячую» расстрельную фазу. «Самое страшное, что для “отстрела” политических противников были привлечены представители служб национальной безопасности и наиболее элитных подразделений, призванные охранять безопасность самого Президента страны. Это обстоятельство ставит под сомнение дееспособность действующей власти и саму возможность обеспечить общественный порядок в стране. Если достигнутой “стабильности” еще не хватает для всего простого народа, то правящее сословие уже утратило спокойствие и гарантии своего выживания».

Вот как пишет об этих событиях сам обвиняемый Рахат Алиев: «Эти записи (аудиофайлы) передал мне директор специальной информационной службы КНБ (радиотехническая разведка) Жомарт Мажренов. Благодаря принципиальности и профессионализму этого генерала было раскрыто не одно преступление... – пишет Алиев в своей нашумевшей книге. – Главная забота у дирижеров следствия была не в том, чтобы выяснить в подробностях все детали трагедии – вместо этого все усилия были направлены на то, чтобы вытравить из материалов дела все данные, указывающие на причастность к нему Абыкаева, Шабдарбаева и Дутбаева. Подследственные подвергались постоянному физическому и психологическому воздействию. Против самых непослушных применялись пытки. В результате из протоколов допроса Ибрагимова и Утембаева уже на заключительных этапах расследования исключаются показания, прямо указывающие на осведомленность о планируемом преступлении самого Нурсултана Назарбаева. В частности, тот факт, что Утембаев давал гарантии безопасности Ибрагимову, ссылаясь напрямую на президента страны, который, по его словам, знал о предстоящем порученном деле, будучи на отдыхе в Австрии. В своих показаниях Ибрагимов указывал на участие в преступном сговоре некоего Кикшаева – гражданина России, бывшего сотрудника администрации президента Республики Казахстан. Почему-то следствие решило не проверять причастность этого человека к убийствам. (Примечательно, что Альнур Мусаев упоминает это же имя в связи с организацией российскими спецслужбами «тройного самоубийства» Заманбека Нуркадилова. – Прим. ред.)

Оперативное прикрытие операции ведут подручный Абыкаева – шеф КНБ Дутбаев и подручный Назарбаева – шеф службы охраны президента Шабдарбаев. Алтынбек Сарсенбаев казнен профессиональными киллерами из спецподразделения КНБ “Арыстан” 11–13 февраля 2006 года. Я получил от генерала Жомарта Мажренова документы, копии аудиофайлов зафиксированных телефонных переговоров высокопоставленных фигурантов дела по убийству А. Сарсенбаева, которые я впервые публикую. Разумеется, в них ничего не говорится в открытую. Закон “не по телефону” действует на верхних этажах власти железно. Но эти разговоры служат прямым доказательством вовлеченности казахской власти в устранение опального политика и заметание следов этого преступления. Генерал Мажренов поплатился за эти документы жизнью. Он знал, что настоящие заказчики убийства находятся на свободе и руководят государством. Он знал, что является свидетелем, с которым мафия обязательно расправится. Поэтому он передал материалы за границу – чтобы они не пропали вместе с ним».

Все эти утверждения Алиева, пусть не прямо, но достаточно ясно подтвердил в серии своих заочных интервью летом 2017 года Альнур Мусаев. Но внимательный слушатель увидит и в них много логических несостыковок. Мусаев также не подтвердил причастность к убийству и Амана Шабдарбаева.

Когда мы прямо спросили об этом генерала, он ответил: «Если бы я хоть как-то был в этом замешан, то Президент не назначил бы меня на позицию председателя КНБ после всех этих ужасных событий. Да, я знал, что Алиев организовал прослушку всех первых лиц в стране, что само по себе уже, мягко говоря, вызывает вопросы. Я докладывал об этом и Президенту. Но он не сразу мне поверил, хотя я представил все доказательства. И самое главное – Служба охраны Президента, которую я тогда возглавлял, в принципе не имела полномочий вмешиваться в процессы, которые выходили за пределы ее компетенции. Откровенно говоря, мы получали сигналы о том, что происходит что-то неладное, но не предполагали, что все зайдет так далеко».

Итак, по делу о тройном убийстве в августе 2006 года осуждены десять человек.

Ержан Утембаев, объявленный заказчиком по странной версии «личной неприязни», приговорен к 20 годам тюрьмы. В феврале 2014 года приговор Ержану Утембаеву пересмотрели, сократив тюремный срок с 20 до 13 лет. Из заказчика убийства он был переквалифицирован в пособника. Приговор Утембаеву пересмотрен после заявления Генеральной прокуратуры, что истинными заказчиками преступления являются бывший зять Президента Рахат Алиев и бывший председатель КНБ Альнур Мусаев. Рустам Ибрагимов приговорен к расстрелу по обвинению в убийстве Алтынбека Сарсенбаева и его помощников. Из-за моратория на смертную казнь высшая мера наказания Ибрагимову заменена на пожизненное заключение.

Остальные фигуранты дела оказались офицерами спецподразделения «Арыстан» Комитета национальной безопасности. Они получили различные сроки. Наименьший – три года тюрьмы – получил подполковник Ергали Касымов, который, будучи оперативным дежурным, выдал оружие другим фигурантам дела. Он давно на свободе.

В августе 2016 года условно-досрочно освобожден другой бывший сотрудник спецподразделения «Арыстан», Ерлан Ералиев, приговоренный к 11 годам тюрьмы.

Таким образом, версия о том, что Алиев был заказчиком убийства Сарсенбаева, при всей внешней убедительности рассыпается при более внимательном рассмотрении. Косвенно это подтвердил и Шабдарбаев в своем интервью: «Рахат Алиев был неоднозначной фигурой, и у нас с ним были сложные отношения. Но я должен признать, что он был безусловно талантливым человеком, способным собрать вокруг себя сильную команду. Многое сейчас есть в Сети, послушайте интервью Мусаева и Дутбаева. То, что нами была пресечена попытка государственного переворота, – это факт. Как и его причастность к убийству топ-менеджеров Нурбанка. Но, возможно, точка в биографии Алиева еще не поставлена».

Учитывая, что именно Шабдарбаев был тем человеком, который запустил «Рахатгейт», это заявление, пусть и уклончивое, говорит о многом. Обрывочные и противоречивые сведения позволяют сделать несколько выводов. Во-первых, шла перекрестная прослушка всей властной верхушки. Проще говоря, все слушали друг друга. Во-вторых, безусловно, относительно Сарсенбаева было принято какое-то решение, но настораживает именно тот факт, что все переговоры шли по телефону и формулировки были максимально туманными, видимо, в какой-то момент пошел сбой в передаче информации. Убийство Алтынбека выглядит каким-то роковым стечением обстоятельств, когда он стал жертвой противостояния нескольких группировок, одна из которых использовала его в своих интересах. Все это позволяет сделать убийственный вывод: Сарсенбаева казнила система.

Его убийство – это сознательное отторжение системой человека, который мог бы стать для нее серьезной угрозой.

Человека, даже отдаленно напоминающего по своим масштабам Сарсенбаева, с тех пор на политическом пейзаже Казахстана так и не появилось.

Теперь, спустя годы, можно с полным основанием сказать, что в те годы в истории Казахстана случился трагический поворот, последствия которого страна переживает по сей день. Но, похоже, история еще не закончилась.

***

Когда в результате возникшей неразберихи в силовых структурах выяснилось, что лидера оппозиции и его помощников убили сотрудники спецподразделения КНБ «Арыстан», Дутбаев подал в отставку, некоторое время возглавлял Академию КНБ, но потом был снова приближен к Президенту – уже в ранге советника. «В сентябре 2008 года появились сведения, что вчера еще могущественный генерал, в недавнем прошлом советник президента Назарбаева (в оппозиционной прессе его называли советником по мокрым делам) заключен под домашний арест и допрашивается своими бывшими подчиненными из КНБ. Официально же в этот период генерал был назначен вице-президентом казахской атомной компании „Казатомпром"»…

В марте 2006 года генерал-лейтенант КНБ Амангельды Шабдарбаев назначен председателем КНБ.

Продолжение следует

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33