Тюрко-ордынское наследие: как рождалась ненависть
Нехорошая мода пошла по Орде, я имею в виду ее народы-наследники. Некоторые из наследников Орды (тут имеются в виду не народы, а отдельные представители) приняли как свой «крест» и впитали в себя «синдром ордынства» (тут ордынство с маленькой буквы, поскольку оно связано с навязанным и принятым в свое сознание синдромом самоничижения). Стоит только где-то прозвучать слову «ордынство», как включается ассоциативная связь с чем-то аморальным, нецивилизованным.
Новости по теме
Синдром этот навязан, более того он даже закодирован в сознание выпускников «лучших школ в мире» – советских, но почему-то основанных на царско-немецкой системе образования.
Помнится, что учебник истории СССР за четвертый класс был основан на мантре о извечно цивилизованном древнем Киеве, на который постоянно нападали и мешали жить и развиваться печенеги с половцами. Этой вульгарной подменой в детское сознание закладывался ассоциативный ряд об извечной нецивилизованности и бескультурии этих самых кочевников печенегов и половцев. А потом по мере преподавания кратких курсов национальных историй, вдруг выяснялось, что эти самые «бескультурные и нецивилизованные кочевники» – все они – тюрки и предки современных тюрков. Вуаля – в сознание и подсознание юного школьника забита первая «свая принижения». Ты – из тюрков, значит, ты – такой же бескультурный, как написано в учебнике про твоих предков.
Цивилизационное бескультурье
А уж как про Орду писали – тут что называется, «выноси всех святых». Тут уж добротно постарались и даже создали целевую «аудиторию принижения», а именно: – татар: казанских и крымских. Даже их имена становились как бы обескультуренными. Они попали под прицел идеологической ненависти, особенно, крымцы. Крымские татары были невинно «осуждены» и депортированы, подобно тому, как на Кавказе «избавились» от тюрков: балкарцев, карачаевцев, месхетинцев. И что интересно, все они – из Орды, за исключением тюрков Ахыска, впрочем, у них прослеживаются и кыпчакские корни времен царицы Тамары и Давида Строителя. Да, спустя десятилетия перед депортированными народами даже извинялись, но разве что-то компенсировали – не помню такого. Впрочем, как можно «компенсировать» многотысячные невинные жертвы бесчинств депортаций, умиравших в вагонах…
Итак, тюркам Орды со школы прививался комплекс исторического бескультурья, в то время как возводилась некая крепость цивилизованности Восточной Европы, в которой было место всем – за исключением тюрков...
Но есть те духовные крепости, которые известны только тюркам, но никак не их исторически необразованным хулителям, пренебрегающих иными языками. Им не доступна вот эта великая державная ода тюрков:
Öze Kök : Teŋіri: asïra : yaγïz : Jer : qïlïntaquda : ekin ara : kisi : oγulï : qïlïnmïs : kisi : oγulïnta : öze : ečüm apam : Bumïn qaγan: Estemi qaγan: olurmïš : olurupan : Türük : budunïγ : Elin : törüsün : tuta : bermis : iti : bermis :
Эти слова понятны всем тюркам без перевода. Это эпитафия Йоллыг-тегина. Да кто он такой, спросят хулители Орды. Он есть даже не начало поистине древней тюркской культуры, он есть продолжение древнейшей цивилизации тюрков. Он есть философия тюркского понимания мироздания. И он есть предтеча Великой Кыпчакской орды.
Итак, принц Йоллыг-тегин, ставший Ижань-ханом – каганом – ханом над ханами. В его бытность уже не было античного Модэ-кагана, не было уже и Великого Древнетюркского каганата. Он правил уже не всем великим государством, а только его удельной частью – Восточно-тюркским каганатом. И правил он всего лишь пять лет: с 734 по 739 год. Но он оставил духовное завещание всем тюркам. Вот его слова, обращенные к потомкам, в том числе, и к современным наследникам Великой Кыпчакской Золотой орды:
«Когда наверху голубое Тенгри, а внизу бурая Земля возникли,
Сотворен был меж ними сын человеческий.
Предки мои Бумын каган, Истеми каган правили родом человеческим.
Они правили народом законами Тюркскими, они продвигали их».
Вот она тюркская культурно-цивилизационно самостоятельная метафизика сотворения Мира, и эта философско-политическая прокламация – не единственное наследие из многих поэтических цветов тюркской цивилизации. Так что, кто из современных народов Восточной Европы сравнится с тюркской поэтической древностью восьмого века?!
Где ваши великие города?
И напоминаю бесчисленно растиражированный любимый пафосно-победительный вопрос тюркофобов и особенно ордыно-ненавистников: «А где ваши города, что осталось от вашей Орды»?! Ответим «Сейчас», – и посмотрим на Восточную Европу.
Итак, горемычное средневековье Восточной Европы. 1333 год – сплошные убожества, скажете вы, ан нет. Было и такое великолепие, память о которых нам оставили культурные народы. Не все оставили нам такие исторические воспоминания, увы, некоторые в это времени не имели письменной памяти.
И вот о великолепии великого града – «один из красивейших городов, достигающий чрезвычайной величины, на ровной земле, переполненной людьми, красивыми базарами и широкими улицами. Однажды мы поехали верхом… намереваясь объехать и узнать размеры города… выехали утром, а доехали до другого конца города только после полудня… и это все сплошной ряд домов». То есть приблизительная полуокружность города составила порядка 40 километров.
Вам может показаться, что это – построенная казахами модернистская Астана? Вот тебе и проспекты, вот и торгово-развлекательные центры шатрового типа…
Но нет, это – средневековый великолепный ордынский Сарай-Берке! Если не верится, тогда попробуйте поспорьте с хроникой путешествия Ибн Баттуты. Ему как магрибинцу дела не было до идеологии, он просто описывал то, что видел своими глазами.
Некоторые могут подумать, что это – благоденствующая Москва. Но нет же, в этом великом городе было тринадцать только соборных мечетей, не считая и «еще чрезвычайно много [других] мечетей». Ну точно – не Москва. И все эти мечети обеспечивались омовением для мусульман, что гарантировалось водопроводами и канализацией. Не помню в те времена водопроводов и канализации в лондонах-парижах.
Сарай-Берке – это та самая великая Орда! Это ее город, с кирпично-каменным строительством которой Москва тогда, как говорится, и рядом не стояла. Кстати, первое каменное строительство там началось руками мастеров из Булгара. Который, кстати, был одной из первых столиц Орды. Запомним эту связь: Булгар строил … Москву…
И еще раз кстати, Баттуту в Булгар не пустили, запугав его сказками. Хотя причина была, скорее в другом. Магрибинец был и в столичном Сарай-Берке и в крымских Кафе (Феодосии), Солдайе (Судаке) и Солхате (Старом Крыме), и в Азаке (Азове) и в Маджаре. Был он и в Биштаге (Пятигорье) и в Хаджи-Тархане (Астрахани) – осенней резиденции хана Узбека. Можно сказать, что Баттута «видел все», но не видел Великий Булгар.
Там была первая ордынская столица Бату, но самое главное – там была оружейня (традиция, однако, прям, как и сейчас). Эта версия под вопросом, поскольку оружейни он видел и в Сарай-Берке. Еще Греков Б.Д описывал в этом городе со стотысячным населением целые «кварталы ремесленников по металлу: 1) кузницы, 2) мастерские по выделке ножей и простого холодного оружия, 3) мастерские по выделке земледельческих орудий (серпы, лемехи и др.), 4) мастерские по выделке бронзовой и медной посуды». Специализация была такая, что только в одном раскопе было найдено восемь горнов, причем, один «с семьюдесятью отдушинами» - специалисты поймут.
Скажете, а зачем им земледельческие орудия. Ответ простой – Орда вывозила и кормила Европу хлебом.
И еще на севере был торговый путь к пушнине, а она была буквально на вес золота. Может, поэтому и «запугали» путешественника ужасами вечной ночи…
В общем, что-то «преградило» путь Баттуте на север, к оставшимся для него таинственным, или запретным городам севера Дешт-и-Кыпчака.
А где же ваши великие города?
А теперь важный ответ на постоянный вопрос имперцев: «А где эти ваши города, где ваша зримая культура-цивилизация»?! В этом вопросе сосредоточен огромный цивилизационный подтекст. Более того подтекст принижения якобы не культурных тюрков даже довлеет над простым, внешне простым словесным обращением.
Это тот случай, когда мыслеформа перерастает словоформу, скрытая мысль порождает пренебрежение и даже шовинизм. Подтекст же имеет осовремененное продолжение: «Ну раз нецивилизованные были ваши предки, значит, и вы – такие же, это же «мы вам все построили» …
В своей глубине этот общий вопрос-принижение объединяет все поколения тюрков: и мертвых, и живых, и еще не родившихся. По своей сути, в своей простоте этот вопрос и есть всеобщее принижение и тюрков, и их предков, и вообще всего тюркского. Это растиражированное имперцами уничижение как вирусный импульс ломает культурно-осевой цивилизационный код тюркского сознания. Он проникает в подсознание и разрушает его.
Этот вопрос имеет вполне практическое продолжение. С первым вопросом связан второй: «Ну а если были ваши города, то почему от ваших городов ничего не видно на поверхности?!», - это уже не просто недоверчивое дополнение к вопросу.
Здесь уже обоснование пренебрежения с продолжением, типа, ну не было же у вас городов, значит, не было у вас цивилизации. И вот тут смыкаются вопрос и подтекст, уничижающий как современных тюрков, так и их предков, объединяющий их в обвинительном формате нецивилизованности. Типа были одни грабители, ничего своего даже построить не смогли. Это занавес цивилизаторства закрывается над руинами тюркской истории, уничтоженной как вживую, так и посмертно. Ну нецивилизованные были ваши предки, значит, и вы – такие, и опять же: «мы вам все построили» …
Ответ такой же простой на такой же простой вопрос: их больше нет, из-за московской стратегии уничтожения всего чужого. И зададим попутно и свой вопрос: а где Ваш Господин Великий Новгород?!
В истории написали, что он был уничтожен как «свой город», хотя со своим внутренним муниципальным правом и вечем, не такой он уж и «свой» для Москвы. Новгород, по сути, был западническим городом и потому население этого ганзейского города перестало существовать. Истребление горожан было стол тотальным и жестким, что в нашей современности его назвали бы в ООН геноцидом новгородских «западенцев». Но этот город хотя бы остался как населенный пункт. Другая судьба была у Сарай-Берке и других великих ордынских городов… Они же были «не свои» города.
Впрочем, оставим этот вопрос самим славянам. Недаром, еще Александр Пушкин сказал – «Клеветникам России»:
О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.
Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Вам непонятна, вам чужда
Сия семейная вражда;
1831 г.
Тут поэт прав: Нам не стоит излишне углубляться в их внутренние исторические споры, пока они не касаются нас. Мы не лезем к ним с поучениями, поскольку мы – мудрее и цивилизационно старше…