понедельник, 23 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Корни террористических атак в Актобе

Промышленный город Казахстана, расположенный в 100 км от российской границы, Актобе, на целый день воскресенья превратился в поле боя. Меры безопасности, предпринятые специальными службами по нейтрализации вооруженной группы, являются подтверждением потенциально взрывоопасной обстановки складывающейся в Центральной Азии. Медиапортал Exclusive предлагает своим читателям вместе взглянуть на текущий расклад сил в регионе.

Наблюдения после вывода американских войск из Афганистана, одновременно с ростом влияния ИГ на Ближнем Востоке, вынуждают экспертов Центральной Азии транслировать сигналы возрастающей угрозы для всего региона. Лидеры государств ЦА, таких как Таджикистан и Узбекистан, уже предупреждали об опасности проникновения в регион различных групп боевиков, заполняющих вакуум безопасности, образовавшийся в Афганистане. Вкупе с этими факторами возрастает экономическое и политическое давление на все страны региона. Понятно, что падение уровня жизни неминуемо спровоцирует рост внутреннего недовольства – именно это, несмотря на частые обращения лидеров стран к «угрозе проникновения исламистов», и представляет наибольшую угрозу стабильности в регионе.

Центральная Азия, считают эксперты Stratfor, будет вызывать все больше беспокойство по вопросам безопасности для России, особенно в связи с риском проникновения боевиков из Афганистана. Россия, вовлеченная в конфликты в Украине и в Сирии, скорее всего, пойдет на сокращение и реорганизацию своего военного присутствия в Центральной Азии, вместо увеличения численности войск в регионе как планировалось ранее. Однако, несмотря на вовлечение в вопросы безопасности сил из Китая и США, РФ продолжит играть первостепенную роль в Центральной Азии.

По мере того как война в Афганистане обретала затяжную фазу, Россия все чаще транслировала свою озабоченность, что Запад, разместивший свои силы в странах Центральной Азии, воспользуется возможностью, чтобы продлить свое военное присутствие в регионе, который Москва рассматривает как собственную сферу влияния. В итоге, под давлением России, Западом было решено сначала в 2005 году закрыть американские базы в Узбекистане, а в 2014 году отказаться от эксплуатации авиабазы ​​в кыргызском Манасе. В тот период, когда этому способствовала конъюнктура сырьевых цен, Россия активно наращивала свое военное присутствие в Центральной Азии, укрепляя личный состав, и наращивая вооружение на базах в Кыргызстане и в Таджикистане в рамках ОДКБ, в которой главенствует Москва. 

Но сможет ли Кремль и дальше поддерживать заданный уровень?

Растущие экономические проблемы, связанные с низкими ценами на нефть и введенных западных санкций, ограничивают возможности Москвы поддерживать военную мощь в регионе. Россия была вынуждена урезать расходы на оборону на 10 процентов в 2016 году. В некоторой степени это объясняет недавнее решение России сократить свое военное присутствие в Таджикистане, который географически больше остальных стран ЦА подвержен влиянию Афганистана, и является местом максимального внешнего развертывания военной силы России, состоящей из нескольких баз и почти 6000 военнослужащих. 

Москва стала более избирательной в финансовой помощи, которую она оказывает некоторым странам бывшего Советского Союза. Кроме того, российские попытки принять самое непосредственное участие в инициативах по безопасности у границ Туркменистана и Узбекистана до сих пор не получили существенного прогресса, поскольку обе страны настороженно относятся к стратегическим взаимоотношениям с Москвой. Растущая обеспокоенность среди стран Центральной Азии, что Россия не так сильна, как до кризиса в Украине, наверняка усилится. То есть опасения по поводу возможного проникновения боевиков из Афганистана в Центральную Азию становятся все более политизированными. 

Однако, существует ряд факторов, которые снижают риск проникновения в страны Центральной Азии исламистских боевиков из Афганистана или из других областей. Во-первых, пик активности боевиков в регионе пришелся на конец «девяностых», когда власть талибов в Афганистане была на вершине. Во-вторых, страны Центральной Азии располагали временным лагом в 20 лет, чтобы оправиться от распада Советского Союза и создать свои собственные институты безопасности с целью противостоять росту экстремизма. И, наконец, внешние игроки, в том числе Россия, Китай, Иран, Турция и страны Запада, все заинтересованы в сдерживании потока боевиков в Центральную Азию. Даже, несмотря на то, что группы, которые ранее считались угрозой для Центральной Азии, являются недействующими. Потому что возникают другие вызовы.

Конечно, фактором дестабилизации может послужить разворачивающаяся внутренняя борьба за власть в Узбекистане и в Казахстане. Таджикистан давно живет с проблемой беспокойных повстанцев на востоке страны, а Кыргызстан, переживший две революции и целый ряд межэтнических столкновений, постоянно вынужден сдерживать внутреннее противостояние элитных групп. Каждая из этих стран имеет внутренние оппозиционные элементы, которые способны расширить существующие политические разногласия, а некоторые даже склонны к использованию экстремистских методов для достижения своих целей.

Кроме того, как было уже отмечено, экономический кризис в России повлиял на весь регион, что привело к девальвации валюты, росту инфляции и к дефициту основных товаров, таких как продукты питания и бензин. Помимо этого такие страны как Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан в ближайшее время столкнуться с последствиями возвращения на Родину рабочих-мигрантов, покидающих Россию на фоне ее туманных экономических перспектив, что может усугубить социальные и экономические трудности в этих странах. Большинство рабочих - это мужчины в возрасте от 18 до 35 лет – та самая прослойка, проявляющая активность в периоды экономических и политических потрясений, которые также потенциально могут присоединиться к радикальным элементам как внутри страны, так и за ее пределами.

Хотя, уверены аналитики Stratfor, возникновение полномасштабного повстанческого движения в Центральной Азии, как те, которые мы наблюдали в Сирии, в Ираке, Афганистан или в Пакистане маловероятно, однако регион будет постоянно сталкиваться с проблемами стабильности в ближайшие годы.

Таковы, если кратко, на сегодняшний день внутренние условия совместного проживания стран региона Центральной Азии.

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33