понедельник, 23 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

«Восьмерка» объединит субконтинент

Начавшийся в Ташкенте саммит ШОС изначально претендовал на роль эпохального. Это юбилейный саммит, 15 лет назад была создана организация. Сегодня она подошла к перелому. Самым интригующим моментом саммита эксперты изначально называли присоединение к ней – Индии и Пакистана, двух стран конфликтующих друг с другом.

Если это произойдет ШОС станет ведущим объединением мира, так как количество граждан стран, входящих в него составит 3 млрд человек.  К чему это может привести и насколько повлияет на геополитический расклад в Евразии. Об этом мы поговорили с известным  индийским исследователем по Казахстану Бхавной Дейв (на фото).

- К чему подошел ШОС к саммиту в Ташкенте? Известно, что его ключевым событием станет принятие в ряды организации Индии и Пакистана. Хотели бы попросить вас оценить правильность такого шага…

- Решение о расширении ШОС вне рамок постсоветских стран уже принято на прошлогоднем саммите в Уфе. Россия и Китай достигли определенного соглашения, в результате чего обе новые страны одновременно вступят в объединение. Поэтому вопрос не о правильности или неправильности, но о том, как  идет процесс. Он еще не завершен. Известно, что Узбекистан не раз выказывал озабоченность расширением объединения, и, как председатель ШОС в текущем году, он тоже возглавляет процесс по соблюдении норм и обязательств со стороны новых членов организации. От него зависит подписание меморандума. Поэтому пока неизвестно, когда эти страны приобретут статус полноправных членов в объединении. Решение Китая одобрить включение Индии  связано с решением Дели придать статус наблюдателя Китаю в SAARC (Южно-Азиатская ассоциация регионального сотрудничества, которую возглавляет Индия )

- Некоторые эксперты весьма насторожено относятся к присутствию на одной площадке двух государств, взаимоотношения которых достаточно напряженные, не раскачает ли это ШОС изнутри?

- Можно предполагать, что существует определенная согласованность между России и Китаем - и одобрение этого центрально-азиатскими членами ШОС - в которой взаимные отношении Индии и Пакистана, в том числе и напряженность и конфликт между двумя странами, не являются основными вопросами для ШОС. Вопросы региональной безопасности, развития экономической инфраструктуры и транспортных коридоров более важны - и для Индии, и для Пакистана.

- Может ли ШОС сыграть положительную роль в разрешении пакистано-индийского конфликта?

- Первое: ШОС пока не брала на себя ответственность  играть роль посредника в разрешении конфликтов между двумя южно-азиатскими соседями. Известно, что члены ШОС подписали договор о соблюдении территориальной целостности, принципе невмешательства во внутренние дела,  противостоянию сепаратизму, религиозному экстремизму и терроризму.

Второе. Конфликт между Индии и Пакистаном - не определяется как региональный, а как проблема двусторонних отношений. Кроме того, это многосторонний, многослойный конфликт, который не имеет окончательного решения. Премьер-министр Нарендра Моди, как и предыдущие лидеры Индии, предпочитают непосредственные переговоры и не одобряют посреднические усилия. Есть  определенная согласованность между России и Китаем, что конфликт между Индией и Пакистаном не будет входить в повестку дня и влиять на деятельность объединения. На основе этого согласования  Россия и Китай одобрили решение о вступлении Индии и Пакистана в ШОС. Мы также видим, что организация исключает дискуссию по политическим вопросам и острым конфликтам в регионе,  а делает  упор на экономическую деятельность и вопросы безопасности. Индия исключает возможность медиации от третьих  сил в конфликте с Пакистаном. Тоже хочу напомнить, что пограничный конфликт имеется не только между Индией и Пакистаном, но и между Индией и Китаем. И обе страны заинтересованы во взаимном решении конфликта, без вмешательства или посредничества других стран или региональных организации.

- А могут ли эти страны стать неким «балансом» между интересами России и Китая в организации, какова экономическая и политическая выгода для ШОС от присоединения к ней Индии и Пакистана?

- Нельзя делать упрощенный вывод, что Индия опирается на Россию, а Пакистан - на Китай, и так они противоборствуют друг с другом. Китай и Индия заинтересованы в тесных экономических отношениях и в стратегическом сотрудничестве; также Россия и Пакистан тоже имеют тесные военные отношения. Есть опасность того,  что эти крупные страны, особенно Китай, Россия, Индия, могут превратить ШОС в организацию стратегического сотрудничества, в которой центрально-азиатские государства могут оказаться на вторичном положении. Но, в то же время, Индия может сыграть позитивную роль в регионе, так как, в отличие от России или Китая, у нее нет геополитических, военных или экономических амбиции в регионе.

Также своим мнением о расширении ШОС поделился политолог, директор по международным программам Института национальной стратегии РФ Юрий Солозобов:

- Вхождение в ШОС таких крупных игроков как Индия и Пакистан означает для организации знаковый переход от регионального к континентальному масштабу. Страны Евразии сегодня нацелены на выстраивание более гармоничного устройства планеты – формирование многополярного мира. Важная  особенность будущего миропорядка – совместное созидание глобального «коллективного лидерства». Об успехе евразийского проекта наглядно говорит сам факт присоединения Индии и Пакистана к ШОС.  В региональном аспекте, членство Индии и Пакистана в ШОС позитивно влияет на ситуацию в регионе Центральной Азии и увеличивает стабильность. К примеру, проблемный Афганистан попадет в кольцо стран-союзников, связанных блоковыми обязательствами по обеспечению региональной безопасности. На глобальном уровне одновременное присоединение таких крупных стран означает преодоление исторических противоречий между Индией и Пакистаном,  и открывает дорогу для реализации масштабных инфраструктурных и энергетических проектов в Евразии.

Значение этого шага чрезвычайно велико, в первую очередь, для самого Китая. КНР сегодня выступает как разработчик альтернативных правил игры, если не в глобальном, то в континентальном масштабе. Такая растущая активность  Пекина диктуется прагматическими соображениями: поддержание внутренней стабильности уже невозможно без проведения активной внешней политики. Растущая вовлеченность КНР в мировую торговую и финансовую систему, усиливающаяся зависимость от импорта энергоресурсов, новые вызовы в виде террористической угрозы, турбулентность международной обстановки, а также возможное введение санкций и блокады жизненно важных для Китая торговых путей и путей доставки углеводородов — заставляет искать новые возможности для международного обеспечения дальнейшего развития.

Приведу один пример. Сейчас Китай активно модернизирует  глубоководный порт Гвадар, расположен в Пакистане, недалеко от иранской границы. Этот транспортный узел находится на перекрестке торговых путей с Ближнего и Среднего Востока, а также Центральной и Южной Азии. Параллельно строятся высокоскоростное шоссе, нефтепровод  и железнодорожная высокоскоростная магистраль Кашгар–Гвадар. Это масштабное строительство и другие инфраструктурные проекты Китая в рамках стратегического проекта One Belt One Road должны иметь зонтик коллективной безопасности со стороны участников и стран-соседей проекта. Такие гарантии может дать только ШОС -  другой глобальной системы международного согласования интересов в Евразии просто нет.

Для России, исторически имеющей с Индией доверительные отношения,  влиятельный голос Дели в ШОС также очень нужен. Появляется реальная возможность  превратить организацию из чисто «китайского инструмента влияния» (в чем ее часто упрекают критики) в глобальную организацию, учитывающие различные мнения его участников. В противном случае роль России в ШОС могла быть уже в ближайшей перспективе сведена к уровню младшего партнера Китая и регионального жандарма безопасности. Тем самым, в новой структуре по обеспечению евразийской стабильности изначально закладывается стратегия «взаимного выигрыша». Для стран Центральной Азии этот аспект также крайне важен - решать внутренние проблемы региона на нынешнем этапе развития уже невозможно без усиления глобального присутствия ведущих мировых игроков. И лучший выход - превратить Центральную Азию из полигона соперничества в духе новой Большой игры  в поле сотрудничества и кооперации интересов в рамках ШОС.

 

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33