«Восьмерка» объединит субконтинент
Начавшийся в Ташкенте саммит ШОС изначально претендовал на роль эпохального. Это юбилейный саммит, 15 лет назад была создана организация. Сегодня она подошла к перелому. Самым интригующим моментом саммита эксперты изначально называли присоединение к ней – Индии и Пакистана, двух стран конфликтующих друг с другом.
Если это произойдет ШОС станет ведущим объединением мира, так как количество граждан стран, входящих в него составит 3 млрд человек. К чему это может привести и насколько повлияет на геополитический расклад в Евразии. Об этом мы поговорили с известным индийским исследователем по Казахстану Бхавной Дейв (на фото).
- К чему подошел ШОС к саммиту в Ташкенте? Известно, что его ключевым событием станет принятие в ряды организации Индии и Пакистана. Хотели бы попросить вас оценить правильность такого шага…
- Решение о расширении ШОС вне рамок постсоветских стран уже принято на прошлогоднем саммите в Уфе. Россия и Китай достигли определенного соглашения, в результате чего обе новые страны одновременно вступят в объединение. Поэтому вопрос не о правильности или неправильности, но о том, как идет процесс. Он еще не завершен. Известно, что Узбекистан не раз выказывал озабоченность расширением объединения, и, как председатель ШОС в текущем году, он тоже возглавляет процесс по соблюдении норм и обязательств со стороны новых членов организации. От него зависит подписание меморандума. Поэтому пока неизвестно, когда эти страны приобретут статус полноправных членов в объединении. Решение Китая одобрить включение Индии связано с решением Дели придать статус наблюдателя Китаю в SAARC (Южно-Азиатская ассоциация регионального сотрудничества, которую возглавляет Индия )
- Некоторые эксперты весьма насторожено относятся к присутствию на одной площадке двух государств, взаимоотношения которых достаточно напряженные, не раскачает ли это ШОС изнутри?
- Можно предполагать, что существует определенная согласованность между России и Китаем - и одобрение этого центрально-азиатскими членами ШОС - в которой взаимные отношении Индии и Пакистана, в том числе и напряженность и конфликт между двумя странами, не являются основными вопросами для ШОС. Вопросы региональной безопасности, развития экономической инфраструктуры и транспортных коридоров более важны - и для Индии, и для Пакистана.
- Может ли ШОС сыграть положительную роль в разрешении пакистано-индийского конфликта?
- Первое: ШОС пока не брала на себя ответственность играть роль посредника в разрешении конфликтов между двумя южно-азиатскими соседями. Известно, что члены ШОС подписали договор о соблюдении территориальной целостности, принципе невмешательства во внутренние дела, противостоянию сепаратизму, религиозному экстремизму и терроризму.
Второе. Конфликт между Индии и Пакистаном - не определяется как региональный, а как проблема двусторонних отношений. Кроме того, это многосторонний, многослойный конфликт, который не имеет окончательного решения. Премьер-министр Нарендра Моди, как и предыдущие лидеры Индии, предпочитают непосредственные переговоры и не одобряют посреднические усилия. Есть определенная согласованность между России и Китаем, что конфликт между Индией и Пакистаном не будет входить в повестку дня и влиять на деятельность объединения. На основе этого согласования Россия и Китай одобрили решение о вступлении Индии и Пакистана в ШОС. Мы также видим, что организация исключает дискуссию по политическим вопросам и острым конфликтам в регионе, а делает упор на экономическую деятельность и вопросы безопасности. Индия исключает возможность медиации от третьих сил в конфликте с Пакистаном. Тоже хочу напомнить, что пограничный конфликт имеется не только между Индией и Пакистаном, но и между Индией и Китаем. И обе страны заинтересованы во взаимном решении конфликта, без вмешательства или посредничества других стран или региональных организации.
- А могут ли эти страны стать неким «балансом» между интересами России и Китая в организации, какова экономическая и политическая выгода для ШОС от присоединения к ней Индии и Пакистана?
- Нельзя делать упрощенный вывод, что Индия опирается на Россию, а Пакистан - на Китай, и так они противоборствуют друг с другом. Китай и Индия заинтересованы в тесных экономических отношениях и в стратегическом сотрудничестве; также Россия и Пакистан тоже имеют тесные военные отношения. Есть опасность того, что эти крупные страны, особенно Китай, Россия, Индия, могут превратить ШОС в организацию стратегического сотрудничества, в которой центрально-азиатские государства могут оказаться на вторичном положении. Но, в то же время, Индия может сыграть позитивную роль в регионе, так как, в отличие от России или Китая, у нее нет геополитических, военных или экономических амбиции в регионе.
Также своим мнением о расширении ШОС поделился политолог, директор по международным программам Института национальной стратегии РФ Юрий Солозобов:
- Вхождение в ШОС таких крупных игроков как Индия и Пакистан означает для организации знаковый переход от регионального к континентальному масштабу. Страны Евразии сегодня нацелены на выстраивание более гармоничного устройства планеты – формирование многополярного мира. Важная особенность будущего миропорядка – совместное созидание глобального «коллективного лидерства». Об успехе евразийского проекта наглядно говорит сам факт присоединения Индии и Пакистана к ШОС. В региональном аспекте, членство Индии и Пакистана в ШОС позитивно влияет на ситуацию в регионе Центральной Азии и увеличивает стабильность. К примеру, проблемный Афганистан попадет в кольцо стран-союзников, связанных блоковыми обязательствами по обеспечению региональной безопасности. На глобальном уровне одновременное присоединение таких крупных стран означает преодоление исторических противоречий между Индией и Пакистаном, и открывает дорогу для реализации масштабных инфраструктурных и энергетических проектов в Евразии.
Значение этого шага чрезвычайно велико, в первую очередь, для самого Китая. КНР сегодня выступает как разработчик альтернативных правил игры, если не в глобальном, то в континентальном масштабе. Такая растущая активность Пекина диктуется прагматическими соображениями: поддержание внутренней стабильности уже невозможно без проведения активной внешней политики. Растущая вовлеченность КНР в мировую торговую и финансовую систему, усиливающаяся зависимость от импорта энергоресурсов, новые вызовы в виде террористической угрозы, турбулентность международной обстановки, а также возможное введение санкций и блокады жизненно важных для Китая торговых путей и путей доставки углеводородов — заставляет искать новые возможности для международного обеспечения дальнейшего развития.
Приведу один пример. Сейчас Китай активно модернизирует глубоководный порт Гвадар, расположен в Пакистане, недалеко от иранской границы. Этот транспортный узел находится на перекрестке торговых путей с Ближнего и Среднего Востока, а также Центральной и Южной Азии. Параллельно строятся высокоскоростное шоссе, нефтепровод и железнодорожная высокоскоростная магистраль Кашгар–Гвадар. Это масштабное строительство и другие инфраструктурные проекты Китая в рамках стратегического проекта One Belt One Road должны иметь зонтик коллективной безопасности со стороны участников и стран-соседей проекта. Такие гарантии может дать только ШОС - другой глобальной системы международного согласования интересов в Евразии просто нет.
Для России, исторически имеющей с Индией доверительные отношения, влиятельный голос Дели в ШОС также очень нужен. Появляется реальная возможность превратить организацию из чисто «китайского инструмента влияния» (в чем ее часто упрекают критики) в глобальную организацию, учитывающие различные мнения его участников. В противном случае роль России в ШОС могла быть уже в ближайшей перспективе сведена к уровню младшего партнера Китая и регионального жандарма безопасности. Тем самым, в новой структуре по обеспечению евразийской стабильности изначально закладывается стратегия «взаимного выигрыша». Для стран Центральной Азии этот аспект также крайне важен - решать внутренние проблемы региона на нынешнем этапе развития уже невозможно без усиления глобального присутствия ведущих мировых игроков. И лучший выход - превратить Центральную Азию из полигона соперничества в духе новой Большой игры в поле сотрудничества и кооперации интересов в рамках ШОС.