суббота, 09 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Казахский экономический «франкенштейн»

За последнее десятилетие Казахстан накопил изрядное количество кризогенных факторов в государственном управлении, которые при высоких ценах на нефть проявляли себя больше латентно, чем явно, однако после падения мировых цен на энергоносители, обнажился серьезный системный кризис государственного управления.

В первую очередь кризис госуправления вышел из уже сложившегося к этому времени функционала государственного управления: власть в сотый раз попыталась приладить к ветшающей конструкции некий международный опыт, поэтому кинулась создавать субъекты государственного капитализма по образцу Сингапура или Южной Кореи.

Далее эти субъекты обросли институтами развития, созданными в первую очередь, чтобы осваивать и управлять государственными инвестиционными ресурсами непрерывно распухавшего от нефтяных денег республиканского бюджета. Возникло финансовое отражение, как позже выяснилось, временного благополучия за счет продажи нефтяных недр со всеми инфраструктурами для модернизации и диверсификации экономики и дальнейшей индустриализации с инновациями. Казалось бы, все логично, если не считать, что все это благополучие свалилось на головы тех людей, включая высшее руководство страны, которые привыкли работать в определенном понятийном контексте.

Так что же что получилось в итоге?

А в итоге власть также неожиданно переключилась на ручное управление. Что само по себе нарушило логику замысла. Руководство страны сократило список параметров общего социально-экономического развития, скинув часть из них на национальные компании и их «дочек», объединенных в фонд «Самрук», что положило начало диспропорции в управлении, а потом и в результатах. Впоследствии к настоящему времени фонд, и прилегающий к нему квазигосударственный сектор, «снесли» гигантские «яйца» в виде миллиардных долгов.

Так копилка внешнего долга страны ощутимо прибавила в весе.

Дальше, молниеносно, каким-то не поддающимся объяснению способом, произошла избыточная концентрация функций в одних руках вкупе с единоличным правом принятия решений по генеральным и системным аспектам экономической политики и стратегическому планированию. Правительство с его министерствами экономического блока превратилось в обычный технический орган. Кабинет разделил свои прямые функции с квазигосударственным сектором и по мере того, как они сообща уходили из зоны видимости и системной ответственности в области серых схем, их работа становилась все более неэффективной.

Со временем ежегодное послание президента стало главным стратегическим документом.

Если сравнивать ежегодные выступления Назарбаева с ежегодными посланиями президентов других стран, то там это отчетный документ, переводящий страну из вчерашнего прошлого в завтрашнее будущее, с результатами пройденного пути и отчетливым курсом, которому необходимо следовать с указанием основных параметров текущей экономической ситуации, внешней и внутренней политики.

В нашем же случае этот традиционный «месседж» подменил собой целый институт системного стратегического планирования. Функционал послания с одной стороны побуждает к разработке огромного количества госпрограмм по отраслям и ведомствам, а с другой стороны – краткий спич президента идеологи пытаются выдать как генеральный курс страны, обозначенный в основном стратегическом документе с приоритетом к обязательному исполнению. В результате, послание по кускам растаскивают правительство и региональные власти, чтобы на обрывках этих скрижалей срочно разработать планы мероприятий по его реализации. На лицо встречное движение целей и задач. Отсюда – неосвоенные бюджеты, неадекватная статистика. Затем происходит авральная «инвентаризация» ведомственных и отраслевых госпрограмм, сокращение невыполнимых, устаревших, а дальше следует новая бюджетная чехарда. Непрекращающиеся секвестры бюджета привели к резкому сужению поля стратегического планирования. Если же говорить откровенно, то урезания практически уничтожили институциональную роль этой важной отрасли.

Мы не смогли припомнить, чтобы в посланиях президента озвучивались возможные угрозы, например, о том, что в 2015 году упадут мировые цены на нефть, что в 2014 году международные инвестиции начнут уходить из развивающихся рынков обратно в развитые страны, и что Казахстану предстоит жесточайшая конкуренция за иностранное участие среди развивающихся стран. Ведь это был вполне прогнозируемый процесс после кризиса 2008-2009 годов. В странах, где еще не позволили деградировать отрасли стратегического планирования, пример прежнего кризиса был положен в основу посткризисных прогнозов развития мировых экономических и геополитических процессов.

Были ли запланированы какие-нибудь экстренные меры по смене формата или курса экономической политики Казахстана на случай странового дефолта и угрозы рецессии? И что сегодня входит в понятие международной конкурентоспособности Казахстана? Каким образом Казахстан попал в ЕАЭС без должной оценки последствий экономической интеграции, неужели только лишь ради реализации программы форсированного индустриально-инновационного развития, а в итоге понес значительные убытки системного характера? Почему Национальный банк «стопил» 28 миллиардов долларов Нацфонда на корректировку курса тенге к рублю, даже не ожидая, что его основной источник поддержки нацвалюты – нефть – надолго упадет в цене, и страна останется с 33 млрд. в сухом остатке?

Также никто не знает, что Казахстан находится в зоне высоких политических рисков наравне с Афганистаном в плане движения международного капитала, это то, что касается выхода страны на мировой рынок капитала за несвязанными инвестициями, и что Казахстану попасть туда крайне трудно, практически невозможно, и что так было всегда. 

Но сегодня мы слышим от правительства слова «новая реальность», «внезапный внешний фактор», «форс-мажор», однако за появление в нашем лексиконе новых вербальных форм, прикрывающих на самом деле полный провал экономической политики, никто никакой ответственности не понес.

Страшно еще и от того, что в Казахстане, как оказалось, мало, кто знает, что нефтяные государства не могут создавать госкапитализм по примеру Сингапура, Кореи или Японии. Потому что госкапитализм – это по сути «военная» экономика для развивающихся стран, которые не имеют природных сырьевых ресурсов, и потому-то выбравших технологический путь развития, с жесткими технократическими институтами и ставкой на международную конкуренцию. Эти страны имеют соответствующий национальный менталитет, чтобы реализовать свои амбиции, плюс, они вступили в активное международное сотрудничество со странами «большой семерки» с целью экспансии на мировые рынки. 

Казахстан же, являясь унитарным, социально-ориентированным по Конституции государством, имея петроэкономику, на доходы от нефти, скорее, должен был строить государство с высокими социальными обязательствами, стране следовало развивать социальные сферы и рынки с ними связанные по примеру Норвегии или Канады. Даже страны Персидского залива взяли курс на строительство социально ориентированных государств. Как известного, социальные рынки сегодня это значительной сектор мировой экономики, в котором крутится более половины мирового капитала. Они являются локомотивами развития финансовых рынков, рынков промышленных товаров и инноваций. Эти рынки постоянно прогрессируют в своем развитии, как раз они-то и являются «путевкой в жизнь» для страны с сырьевой экономикой. И логика развития здесь совершенно проста – построить «теплый дом» для развитого и конкурентоспособного общества, заложив основы его эволюционного развития.

Выходит, что, уничтожив институт стратегического планирования, в угоду алчным устремлениям элит мы породили нежизнеспособного экономического «франкенштейна», готового вот-вот наброситься на своего создателя.

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33