Сценарии для транзита – управляемый переход, реформа или война элит
С каждым годом проблема политической неопределенности в Казахстане приобретает все более фантастические очертания – существует с десяток вполне убедительных сценариев транзита власти. Скептики предрекают беспощадную борьбу за трон, а оптимисты уверены, что внутриэлитные «прения» не выплеснутся за пределы астанинского Левобережья. Однако и те, и другие признают – мнение рядовых казахстанцев в этом животрепещущем вопросе вторично.
В условиях геополитической нестабильности, отечественным передаточным «механизмом» уже заинтересовался ряд иностранных государств. По оценкам международных экспертов, у властей РК есть десять лет для принятия относительно безболезненного решения. Дальше – хуже. На самостоятельные варианты может не хватить времени и ресурсов – лакомый казахстанский пирог могут поделить без участия местных «гурманов».
С учетом, что 23,7% граждан являются этническими русскими, форматированием политического пространства с изрядной долей вероятности займутся ближайшие соседи и партнеры. Примечательно, что иностранцы считают действующего главу государства гарантом стабильности и создателем пресловутой «системы сдержек и противовесов». По их мнению, уход патриарха со сцены приведет к дезорганизации выстроенного им порядка. Современная политическая система Казахстана характеризуется наличием прочных патрон-клиентских связей, сооруженных еще во времена распада Советского Союза.
Бесконтрольный процесс приватизации сосредоточил основные богатства страны в руках бывшей номенклатурной элиты. «Засуха» на оппозиционном поле, вызванная действиями заинтересованных органов, и индифферентность населения не позволяют надеяться на стандартные процедуры передачи власти. Переходный процесс в таких узких рамках может вылиться во что угодно.
Учитывая все особенности современного казахстанского общества, можно выделить несколько реалистичных сценариев развития событий.
Война элит
Настоящей катастрофой для Казахстана и его граждан может обернуться внезапный отход от дел действующего главы государства, не обеспечившего должностной замены. В этом случае возможны события, на фоне которых поблекнут все цветные революции, столь нелюбимые местным истеблишментом. Отсутствие единого центра приведет к борьбе за распределение доходов – снижение цен на углеводороды только усилит междоусобицу среди деловой и политической элиты. Вероятнее всего конкурирующие фракции мобилизуют сторонников среди населения – возникнут противоречия по родовой принадлежности, географическому и национальному признаку.
Отсутствие традиций выборного процесса приведет к социальному и экономическому напряжению. Даже формальная победа не позволит новому «чемпиону» контролировать страну полностью, поскольку он не будет обладать авторитетом первого президента. Особую обеспокоенность будут вызывать северные регионы – для обеспечения безопасности бывших соотечественников возможен ввод воинского контингента под эгидой различных интеграционных объединений. Западные области Казахстана, заряженные историческим сепаратизмом и богатые нефтяными запасами, могут объявить о своей автономии. Возникнут вопросы и у китайских товарищей, которые могут заинтересоваться судьбой своих инвестиционных проектов.
Реформа
Самый оптимистичный и наименее вероятный транзитный сценарий – либерализация и законодательная реформа. Здесь власти должны предпринять энергичные шаги в направлении изменения политической и экономической системы. Но на создание институтов на основе подлинного демократического участия и верховенства закона может не хватить времени. Формально гражданское общество существует в Казахстане с момента обретения независимости. Однако декларативное отношение свело демократические механизмы до простой констатации их наличия.
Международные наблюдатели осторожно указывают на невозможность быстрых и радикальных изменений к лучшему. К вящему удовольствию местной элиты эксперты полагают, что революционные изменения только усугубят ситуацию. Массовые акции протеста могут обрушить сложившуюся систему управления, но страна будет не в состоянии осуществить переход к реальной демократии. Это приведет к появлению очередного «авторитета» и к усилению репрессивного аппарата.
Управляемый переход
Контролируемая передача власти – наиболее вероятный вариант и наименее рискованный для сложившихся взаимоотношений. Если существует подобный транзитный план, то он предполагает наличие одобренной кандидатуры, устраивающей все центры силы, и способную сохранить определенное статус-кво, не дестабилизирующее страну. Риск открытого внутриэлитного противостояния при таком раскладе минимален. За благосклонность патрона будут бороться остервенело, используя все информационные и материальные ресурсы. Судя по отрывочным данным с властного Олимпа, подковерная борьба идет уже несколько последних лет – есть свои аутсайдеры и лидеры. Закрытость процесса привела к неутихающим разговорам о приемнике, а вольная интерпретация любой мало-мальски значимой информации тасует имена кандидатов в режиме генератора случайных чисел. Номинальным фаворитом гонки можно стать после случайно оброненной фразы о женщине-президенте или же, пробежавшись в разных носках на столичном дуатлоне. Стоит напомнить, что уже несколько претендентов поплатились своей высокопоставленной карьерой за излишнее присутствие в медиапространстве.
Вероятность кулуарного назначения подтверждает концентрация активов под единым крылом и очередная приватизация государственных мощностей. Последние кадровые перестановки, позволяющие перераспределить властные полномочия, скорей всего, говорят о неких стадиях реализации управляемого транзита. В скором времени отец-основатель может объявить о своем уходе, продолжая при этом оказывать огромное влияние на жизнь в РК. Такой финт позволит следующему президенту стать менее критикуемой фигурой, а в случае совершенного провала новой модели управления, вернуть полномочия лидеру нации.