Тяжеловесы против недовесов
Фонд социологических исследований подготовил рейтинг управленческой элиты Казахстана за первый и второй квартал 2016 года. Он дает понять, какие основные игроки являются главным акторами на фактически безжизненном политическом поле Казахстана, и чьи интересы они представляют.
Общий вывод, к которому можно прийти, изучив данные социологического исследования в целом не новы – в Казахстане почти нет ярких харизматичных публичных политиков, а те что появляются на экранах и дают интервью СМИ, как правило, делают это из-за необходимости удерживать интерес публике к себе и зарабатывать политические очки, а лишь в силу профессиональной необходимости.
Как пояснила глава фонда «Стратегия» Гульмира Илеуова, по итогам опроса экспертов за первый квартал 2016 года лидерские позиции были у министра обороны Имангали Тасмагамбетов и это 1 место в рейтинге и руководителя администрации президента Нурлана Нигматулина - 2 место, третьим по влиятельности эксперты признали внештатного советника президента Булата Утемуратова. Также в пятерку вошли Нуртай Абыкаев и Касым-Жомарт Токаев, который, по мнению экспертов, пребывает в статусе «переходного президента»
Социологи центра «Стратегия» заметили, что длительные замеры показывают, что в число тех, кто имеет солидный вес влиятельности в казахстанском рейтинге управленцев, не более двадцати персон. Помимо «старожилов» в первом квартале 2016 года в основную двадцатку вошли такие «новички» как председатель КНБ Владимир Жумаканов и министр энергетики Канат Бозумбаев.
Улучшил в начале года свои позиции аким Алматы Бауыржан Байбек, «из-за очень высокого показателя «перспективности». Обращает на себя внимание, что председатель правления ФНБ «Самрук-Казына» Умирзак Шукеев теряет свои позиции из рейтинга в рейтинг. Так если по итогам 2015 года он находился на 17 место, то в первом квартале 2016 года был уже на 20 месте. Это не удивительно, учитывая положение дел в ФНБ «Самрук-Казына».
Участники рейтинга, которые имеют самые высокие показатели авторитетности - это Нуртай Абыкаев и Имангали Тасмагамбетов, а также председатель правления НК «Астана ЭКСПО 2017» Ахметжан Есимов и премьер-минстр Карим Масимов.
По итогам 2015 года, когда Нуртай Абыкаев ушел в Сенат с поста председателя КНБ, произошло обрушение его позиций в рейтинге сразу на 6 позиций. При этом уровень его авторитетности был и остается на самом высоком уровне, в том числе по итогам первого квартала 2016 года.
Список политиков-управленцев группы середняков в первом квартале 2016 года с министра внутренних дел Калмуханбета Касымова. В его работе экспертов не удовлетворяли не результаты борьбы с коррупцией. Позиции директора Службы центральных коммуникаций Ержана Бабакумарова из рейтинга в рейтинг находятся примерно на одном месте, и в адрес Службы звучит немало замечаний со стороны экспертов, которые не совсем удовлетворены ее работой
В целом вопросы, связанные с состоянием современной государственной кадровой политики, с работой государственной службы не вызывают удовлетворения у экспертного сообщества Казахстана.
И если в начале года еще были какие-то иллюзии и ожидания, что госаппарат на что-то способен в условиях кризиса, то сейчас оснований так думать все меньше, показывают данные соцопросов.
Итоги опроса за второй квартал 2016 года уже показали, что в экспертной среде сформировалась общая неудовлетворенность работой представителей правительства и силового блока. Так, ни один из предложенных в списке представителей управленческой элиты не получил совокупную оценку выше пяти баллов. Ни один из предложенных экспертам кандидатов не получил высоких баллов по параметру менеджерской эффективности. Сравнительно высокие показатели лидеров рейтинга министра обороны Имангали Тасмагамбетова и сенатора Нуртая Абыкаева были получены, прежде всего, за счет оценок их авторитетности. Невысокие оценки управленческой элиты Казахстана связаны с ухудшением социально-экономической ситуации в стране, серией митингов по поводу поправок в Земельный кодекс и произошедшей в июне террористической атакой в Актобе.
Имангали Тасмагамбетов сохранил свои лидирующие позиции в рейтинге, и, несмотря на некоторое снижение своего общего показателя в глазах экспертов он остается ключевой фигурой на политическом поле, тем более на фоне общей деградации истеблишмента его фигура становится все крупнее, считают они.
В экспертной среде назначение Адильбека Джаксыбекова на пост руководителя администрации президента наделало немало шума. Они сказали, что его работа в качестве акима Астаны вызывала вопросы, поскольку было видно, что решать хозяйственные вопросы ему было не интересно, и он не очень понимал, что от него хотят.
Отношение к фигуре премьер-министра Карима Масимова в экспертной среде сложилось неоднозначное. С одной стороны, его позиции в рейтинге повысились, с другой, правительство не смогли ничего противопоставить кризисным явлениям в экономике, ограничившись традиционным засовыванием рук в госбюджет, Национальный фонд и пенсионные сбережения». Прогнозируется, что с большой долей вероятности уже в четвертом квартале у Казахстана будет новый премьер-министр».
Глава внешнеполитического ведомства Ерлан Идрисов улучшил свои позиции в рейтинге, и это можно связать с двумя факторами: успехами страны на международном уровне, и, это прежде всего, обретение Казахстаном статуса непостоянного члена СБ ООН и личностный фактор, поскольку Идрисов не показывает амбиций на публику.
Ко второму кварталу 2016 года остались в пуле «тяжеловесов», но снизили объемы своей влиятельности спикер Мажилиса Нурлан Нигматуллин и внештатаный советник президента Болат Утемуратов.
В группу середняков вернулся Кайрат Келимбетов, управляющий Международным финансовым центром «Астана». Заметным стало снижение во втором квартале позиции председателя КНБ Владимира Жумаканова. Отрицательная динамика показателей председателя КНБ связана с терактом в Актобе. Также его минусами стало непроверенное заявление на встрече с президентом о нападении на детский лагерь, которое впоследствии опровергло МВД, преследование гражданских активистов после митингов по поводу поправок в Земельный кодекс и активность» по делу Тулешова о «попытке госпереворота».
Эксперты также выделили министра информации и коммуникаций Даурена Абаева. С одной стороны, ему в заслугу поставили «оперативность реагирования на задержания журналистов во время попыток майских митингов», с другой, прошло еще недостаточно времени с момента его назначения, поэтому «оценки о нем можно строить исключительно по его прошлой должности пресс-секретаря президента». При этом «лакмусовой бумагой» для некоторых экспертов при оценке Абаева может стать его позиция по делу Сейтказы Матаева.
В целом замеры политической жизни Казахстана показывают эфемерность самого этого понятия в республике. Кадровые перестановки уже ни кого не удивляют и в целом выглядят достаточно ситуативными. Обновление политической обоймы нет, и не предвидится, что, вероятно, может еще больше усугубить кризисные явления, считают эксперты.