Переворот в Турции – еще один урок для Европейского союза
Сегодня стало окончательно ясно, что чистки вооруженных сил и правительства Турции будут продолжаться. Более 66 000 государственных служащих уже сняты со своих позиций за предполагаемые связи с лидером оппозиции Фетхуллахом Гюленом, обвиненного в руководстве неудавшейся попыткой переворота.
Сообщается об увольнении 40 процентов генералов и адмиралов, а также 1700 других армейских чинов были освобождены от занимаемых должностей. В общей сложности 18000 человек находятся в заключении. Министерство национальной обороны Турции заявило, что дальнейшие чистки будут сосредоточены на военных академиях. Также Министерство труда и социальной защиты населения инициировало расследование в отношении 1300 своих сотрудников.
Турецкие спецслужбы арестовали 11 десантников, подозреваемых в попытке нейтрализовать президента Реджепа Эрдоган в день неудавшегося путча. Это что касается кнута.
В виде пряника можно считать новости о том, что турецкое правительство по рекомендации прокуратуры отпустило из под стражи 758 солдат, которые были задержаны в связи с неудачной попыткой переворота. После освобождения тут же последовало заявление президента Реджепа Эрдогана о том, что он своим указом аннулирует 1,800 исков прокуроров, инициированных еще в 2014 году, против тех, кто обвинялся в оскорблении главы Турции. По словам президента, его решение было продиктовано стремлением способствовать единству нации.
Западные эксперты предупреждают, что подобный масштаб чисток осложнит дальнейшее сотрудничество страны с западными союзниками. Председатель американского Объединенного комитета начальников штабов в Турции, генерал США Джозеф Данфорд, посетивший вчера американскую авиабазу Инджирлик, во время встречи с ведущими турецкими официальными лицами осудил попытку государственного переворота. Визит генерала проходит в период повышенной напряженности в отношениях между Вашингтоном и Анкарой. Часть турецкого общества полагает, что Соединенные Штаты были вовлечены в попытку неудавшегося путча, хотя американские чиновники эти обвинения категорически отрицают.
На днях президент Эрдоган сделал заявление, которое наверняка осложнит отношения Турции и ЕС. В частности, Эрдоган сказал, что Европейский Союз не в состоянии сдержать своего обещания в рамках сделки с Анкарой по сдерживанию потоков беженцев из соседней Сирии. Заявление прозвучало на фоне неподтвержденной информации, что Европейская комиссия не может договориться об условиях взаимодействия с Турцией. Некоторые группы европейских политиков настаивают на снижении уровня сотрудничества всего континента с турецким правительством из-за репрессий Анкары по отношению к тем, кого турецкие власти считают причастными к государственному перевороту.
Стратегически выгодная позиция Турции между Европой и зоной конфликта в Сирии, сделало страну естественным и незаменимым партнером ЕС, который отчаянно противостоит возрастающему потоку мигрантов. Анкара, в свою очередь, расценивала сотрудничество в области миграции как возможность продвинуться вперед в своих требованиях к ЕС. И действительно, в конце 2015 года Европейский союз пообещал предоставить Турции финансовые средства, возобновить переговоры о вступлении в союз и рассмотреть снятие визовых ограничений для турецких граждан, посещающих ЕС – все в обмен на помощь Турции в вопросе снижения потока мигрантов нацеленных на территории ЕС.
Договор вступил в силу в конце марта, и работал довольно успешно, по крайней мере, с точки зрения Европы. Поток мигрантов в Грецию резко снизился – с пика в 212,000 человек в октябре 2015 года до примерно 1500 в июне. Но недавние события поставили под угрозу сделку между ЕС и Турцией.
Репрессии Эрдогана против политических конкурентов по всему спектру турецкого общества усложняет для институтов и правительств ЕС задачу поддерживать сотрудничество в сфере сдерживания миграции. До сих пор ЕС прилагал незначительные усилия, отправляя деньги в Турцию, на что президент Эрдоган как раз и пенял, памятуя, что Турция получила всего что-то около 2 миллионов евро, вместо обещанных 3 миллиардов. Остальные пункты достигнутого соглашения будет еще труднее соблюдать, потому что у граждан Турции, после долгих лет ожидания, сложилось мнение, что с самого начала все разговоры о вступлении страны в ЕС – всего лишь на всего обещания.