Карима Масимова попросят на выход?
В недавнем рейтинге управленческой элиты, составленном социологическим фондом «Стратегия», приводится интересный прогноз на основе опроса экспертного сообщества о том, что в скором времени правительство Казахстана во главе с Каримом Масимовым может быть отправлено в отставку.
Эксперты оценили шансы того, что кабинет министров уже возможно осенью сложит полномочия, как достаточно высокие. Возможно, именно с этим связана небывалая активность Карима Масимова, который почти полтора год пребывал в тени и практически не участвовал в публичной политике, а заседания кабмина стали закрытыми для прессы. Теперь же Масимов вновь вернулся в соцсети, и чуть ли не в ежедневном формате публикуют фото со своих утренних и дневных пробежек и редкие кадры из категории «Как молоды мы были».
Но, как остроумно шутят пользователи соцсетей, от государственных проблем не убежишь. И действительно, общество явно ждет от кризисного премьера, коим всегда слыл Масимов не фото с пробежек, а реальных экономических показателей и серьезных подвижек в борьбе с кризисом. Но, эксперты считают, что в отличие от прошлого кризиса, когда Карим Масимов демонстрировал волевые качества в его преодолении, во время нынешнего он по факту, скорее, остается в тени. Так, возможна ли по этому поводу его отставка как прогнозирует фонд социологических исследований «Стратегия». Об этом мы попросили высказаться экспертов.
Амиржан Косанов, независимый политик:
– То, что нынешний премьер явно пересидел в своем кресле, понимают все. К тому же именно на время его премьерства приходятся провалы в экономической и социальной политике правительства. И дело даже не в каких-то неуклюжих пиар-акциях премьера с носками или на велосипеде. Дело в другом: в нашей системе координат глава правительства не столько самостоятельная фигура, а сколько – продукт консенсуса интересов групп влияния. И, несмотря на общее недовольство в обществе, он все еще на месте, значит, этот консенсус пока сохраняется. Этот фактор также влияет и на формирование состава правительства: это не единая и слаженная команда, нацеленная на решение конкретных программных задач, а своеобразное ассорти из разных кланов и групп влияния! Уйдет премьер – должны уйти все министры! Вот тогда будет солидарная ответственность.
Что касается конкретных персон, способных заменить Карима Масимова, то «незаменимых людей не бывает», и в стране есть целая когорта настоящих профессионалов, которые могли бы взять на себя эту ношу. Но хотят ли они прийти на это опасное место именно сейчас, когда экономика накануне рецессии, в бюджете дыра и неминуемы сокращения социальных расходов, и надо принимать непопулярные меры? Вот в чем вопрос. К тому же, если правительство не будет иметь хотя бы относительную самостоятельность в принятии важных экономических решений и, соответственно, не будет нести свою часть ответственности за состояние дел в стране, то какой прок от замены одного премьера на другого?
Казбек Бейсебаев, бывший дипломат:
– Карим Масимов с небольшим перерывом возглавляет правительство с 2007 года. Экономическая ситуация в стране, мягко говоря, очень непростая. Вспомним, как сам глава государства после обвала тенге заговорил об угрозе независимости. Поэтому за все то, что происходит сейчас в нашей экономике, Карим Масимов несет полную ответственность. И по идее, он, как и его правительство, должны были давно подать в отставку, чтобы на их место пришли другие люди или, как мы говорим, кризис менеджеры. Возможно, в 30 развитых странах, в число которых мы стремимся, так и произошло бы. У нас можно найти этих кризис-менеджеров, но дело даже не в этом.
Для того, чтобы выходить из кризиса, нужно провести структурные изменения в экономике и, самое главное, менять кадровую политику и многое другое. А для этого нужны политические реформы. О необходимости политических реформ и передаче части президентских полномочий к правительству и парламенту не раз говорил сам глава государства. Сейчас мы находимся в такой ситуации, когда одновременно нужно будет решать десять первоочередных задач, включая проблемы в экономике. Как это будет решаться и возможно ли их решить в принципе – самый главный вопрос, на который пока ответа нет.
Еркин Иргалиев, исполнительный директор Западного регионального филиала Научно-образовательного фонда «Аспандау»:
– Сейчас время такое, что первым делом стоит вопрос о доверии. Если оно имеется, то есть и смысл говорить о чем либо. Так вот, в данном случае давно знаю команду Гульмиры Илеуовой, чтобы можно было бы уверенно говорить и об их профессионализме, и о качестве данного исследования. И раз были обнародованы такие категоричные итоги, то следует к ним прислушаться, считая их за объективный факт сегодняшней реальности и отражение общественного мнения. И суть не только в личных качествах главы кабмина, или необходимости персонального спроса за бездарно упущенные исторические возможности страны и двухкратное ухуджение уровня жизни населения.
Настораживает – в принципе схожая с соседней Россией – застойная тенденция «непотопляемого премьера», по аналогии с одиозным тандемом «Путин-Медведев». То есть, налицо некое логическое завершение постсоветской модели авторитарной государственности. Когда в управленческой машине все подвижные механизмы постепенно сменяются на статичные: сначала парламентская ветвь власти подвергается формальной ротации, а затем и сама исполнительная власть на ее высшем уровне также застывает в монументальной неподвижности.
Отсюда вытекает и следующий горький парадокс нашего безвременья: менять нужно, но особого резона в этом тоже не видится. В случае, если одновременно не произойдет давно уже обещанного переформата всей политической системы с суперпрезидентской на парламентско-президентскую, переход к которой опять могут отложить с оглядкой на ожидаемый уже осенью финансово-экономический и не только обвал у северного соседа. Поэтому нам, скорее всего, так и будет пока суждено оставаться с куском «хлеба и зрелищ» от премьера на манеже политического цирка. Которого затем на радость заскучавшей публике поменяют на следующего персонажа, лишь бы The Show Must Go On.