Год Кыргызстана в ЕАЭС – одно сплошное разочарование
Кыргызстан не получил и сотой доли того, что ему обещали при вступлении в Евразийский экономический союз, считают эксперты. В эти дни исполнился ровно год как Кыргызстан примкнул к союзу России, Армении, Белоруссии и Казахстан. Кстати, именно с РК у кыргызов в последнее время все больше споров в рамках единого экономического пространства. То кыргызскую картошку не пустят в Казахстан, то наоборот неконтролируемый завоз дешевого казахстанского бензина подрывает экономику КР, а на днях глава ассоциации рынков и бизнеса Кыргызстана Сергей Пономарев открыто заявил, что ситуацию на казахстанско-кыргызской границе иначе как унизительной назвать нельзя. На контрольно-пропускных пунктах «Кордай» на стороне Казахстана и «Ак жол» со стороны Кыргызстана царит абсолютное хамство, заявил он. В целом пока «единое экономическое пространство» не просто не сгладило противоречия, а лишь, кажется, усугубляет их.
Однако, Евразийская экономическая комиссия, которая оценила год пребывания КР в ЕАЭС, особых проблем не видит. Наоборот, статистика ЕЭК более чем обнадеживающая: в январе-июне 2016 года по сравнению с тем же периодом 2015 года в Кыргызской Республике выросло производство продукции сельского хозяйства на 2,9%, объем промышленного производства увеличился на 8,6%.
Уменьшилась налоговая нагрузка для бизнеса: если до присоединения к Союзу НДС исчислялся исходя из стоимости товаров, плюс стоимость расходов, связанных с перевозкой этих товаров, то по правилам ЕАЭС налог начисляется только на стоимость товара по договору. Физические лица также освобождены от двойного обложения НДС при ввозе товаров личного потребления из стран ЕАЭС.
В составе союза Кыргызстан стал участником соглашений о зоне свободной торговли (ЗСТ), первое из которых было заключено с Вьетнамом. Заключение соглашений о ЗСТ позволяет странам включиться в глобальные цепочки производства и поставок, повысить конкурентоспособность отечественных производителей, нарастить экспорт и увеличить валютную выручку, считают эксперты ЕЭК.
Однако у кыргызстанских экспертов немного другой взгляд на ситуацию.
Так, политолог Эдил Осмонбетов считает, что вступление Кыргызстана в Евразийский экономический союз двояко отражается на перспективах экономического сотрудничества Казахстана с Кыргызстаном и другими членами ЕАЭС. Товарооборот между двумя странами начал падать еще в 2013 году. Сейчас же резкое сокращение торговли произошло по нескольким причинам: кыргызские производители оказались не полностью готовыми к правилам и процедурам ЕАЭС, предприятия КР не обладают производственными мощностями для покрытия потребностей стран Евразийского экономического союза. Вместе с тем после открытия границ поток поставок ГСМ и муки из Казахстана в Кыргызстан резко увеличился, но он не учитывается таможенными и фискальными органами обеих стран. При этом на рынке «Дордой» после вступления Кыргызстана в ЕАЭС ощущается некоторое оживление и происходит адаптация к новым условиям. Скопившийся ранее товар стал отправляться в страны союза.
«Одномоментная девальвация рубля, тенге и юаня и переход к плавающему курсу отрицательно сказался на курсе сома, что привело к тому, что кыргызская продукция оказалась неконкурентоспособной по сравнению с продукцией из Казахстана. Несмотря на отмену таможенного контроля на границах, свободного движения товаров, услуг, капитала и человеческих ресурсов между странами еще не наблюдается», - сказал Эдил Осмонбетов.
Стоит отметить, что и кыргызский сом сдал позиции, после вступления КР в ЕАЭС. Всего за четыре месяца после этого события национальная валюта Кыргызстана девальвировала с 62 сома за доллар до уровня в 76 сомов за доллар. В свою очередь по данным Национального статистического комитета, за последний год экспорт страны упал на треть и составил всего $427 млн. Сильно просела промышленная сфера, где падение на 1 июля 2016 года составило 20%, а также обрабатывающая промышленность ушла в минус на 24% за семь месяцев 2016 года. Поставки хлопка снизились в 2,6 раза, золота в 1,9 раза, молочных продуктов в 1,6 раза. Таких плохих показателей в Кыргызстане не было даже после революции 2010 года, когда в стране царил хаос и фактическая анархия.
В июле Казахстан вернул в Кыргызстан 472 тыс. тонн импортированной сельхозпродукции, из-за того, что они были «заражены опасными для здоровья потребителей заболеваниями». Эксперты же увидели в этом, попытку Казахстана защитить своих производителей в условиях открытых границ.
Заметно ухудшилось положение крупнейшего рынка Кыргызстана «Дордой», где в какой-то момент торговля фактически остановилась.
Кыргызстанский эксперт по инфраструктурным проектам Кубат Рахимов заметил, что на рынке занято не более 2 процентов экономически активного населения Кыргызстана. Однако это один из крупнейших рынков в Центральной Азии, по сути, транспортно-логистический хаб для импортно-экспортных операций и место базирования множества малых пошивочных цехов. По его словам, тема оптово-розничных рынков активно поднималась и поднимается на правительственном уровне по двум причинам. С одной стороны, действительно, долгое время «Дордой» выполнял функции акселератора реэкспортной модели развития Кыргызстана, в обороте были весьма серьезные капиталы, превышавшие в разы весь бюджет страны. С другой – шум поддерживают лоббисты реальных хозяев рынка и собственники рядов из контейнеров.
Однако кыргызские чиновники, словно, не замечают этих перекосов и наоборот убеждены, что КР выиграла от вступления в ЕАЭС.
Вице-премьер КР Олег Панкратов например недавно говоря об итогах членства страны в ЕАЭС сказал следующее: «Наши граждане свободно работают в сопредельных партнерских государствах. Они наделены теми же правами и обязанностями, что и граждане этих стран. Мы получили значительную помощь, которая сегодня оказывает влияние на экономику. За счет грантовых средств России активно создается инфраструктура качества - лабораторий, оснащение пунктов пропуска. Это позволит в будущем выходить не только на рынки ЕАЭС, но и на рынки Европейского союза в рамках программы ВСП. Сейчас рассматривается возможность торговли с КНР. Но без инфраструктуры качества это было бы невозможно».
Между тем, вопрос членства Кыргызстана в ЕАЭС все чаще поднимается оппозицией, которая считает это решение преждевременным и не до конца обдуманным и получает заметные политические очки среди населения, на фоне общего ухудшения отношения к интеграционным процессам в КР. Не исключено, что именно этот вопрос может стать главным козырем оппозиции на предстоящих президентских выборах.
Так или иначе, год Кыргызстана в ЕАЭС трудно назвать благостным, да есть плюсы, связанные с улучшением положения трудовых мигрантов, но не замечать минусы уже тоже невозможно.