Эрдоган: Между гюленистами, РПК и ИГ нет никакой разницы
В Турции вновь гремят взрывы. Более половины из 54 убитых – дети. Нападавшему, по словам президента Турции Эрдогана, было не больше 14 лет. Турция только начала оправляться от попытки государственного переворота и последующего за ней подавления сопротивления в правительстве, в субботу террорист-смертник растворился в толпе гостей свадебной церемонии в южном городе Газиантеп, где проживает в основном курдское население, и взорвал себя. Турецкое правительство быстро возложило вину на Исламское государство (ИГ). Переживая не самые лучшие времена, руководство Турции быстро находит ответы на непростые вопросы. Об этом сегодня в печатной версии The Economist.
Турция пережила волну нападений, начиная с 2015 года, в том числе пять в этом году. В последнее время, террористы наносили удары по туристическим местам и государственным объектам, последняя атака, до субботнего взрыва, представляла собой три взрыва в главном аэропорту Стамбула. Ноутбук одного из членов ИГ, который убил себя во время полицейского рейда в Газиантепе, содержал информацию о планах атаковать курдскую свадьбу.
Цель джихадистов, по мнению правительственных чиновников и аналитиков, заключается в том, чтобы наказать страну за ее участие в американской коалиции против ИГ и увеличить напряженность в отношениях между курдами и турками.
Частично эти задачи были решены. Атаки ИГ против курдов на юго-востоке Турции, которые начались в июне прошлого года, сорвали хрупкое перемирие между правительством Эрдогана и незаконной Рабочей партии Курдистана (РПК). За минувший год тысячи людей в том числе, по меньшей мере, 300 мирных жителей, погибли в результате столкновений между государственными силами и боевиками РПК.
Турецкие силовики трактуют всплеск насилия со стороны боевиков РПК, а также нападение в Газиантеп, как последствия неудавшегося переворота в прошлом месяце против правительства Эрдогана.
Сегодня Турция выглядит настолько уязвимой, чем когда-либо в недавней истории. Власть и большая часть турецкого общества убеждены в том, что община Гюлена стояла за попыткой государственного переворота 15 июля. Власти задержали и уволили около 80 тысяч должностных лиц, в том числе полицейских и судей, а также писателей и журналистов по подозрению в связях с движением. В тюрьмах не хватает мест для арестованных заговорщиков, появляются предложения освободить условно-досрочно 38000 человек, чтобы вместить всех подозреваемых. Армия – вторая по величине в НАТО – переживает хаос: почти половина всех генералов отстранены или арестованы, соответствующим указом армия лишена автономии и теперь полностью перешла под контроль правительства, военные школы закрыты. Другие органы аппарата безопасности тоже не в лучшей форме. По словам министра внутренних дел Турции, почти 6500 из 7000 членов отдела разведки в полиции были связаны с движением Гюлена.
Вместо того чтобы рассматривать терроризм в качестве отдельной проблемы, президент Эрдоган, похоже, решил свалить в одну большую кучу мелкие группы предполагаемых путчистов, диссидентские круги бюрократии, курдских боевиков и джихадистов. Недавно президент Турции сделал заявление, что нет никакой разницы между гюленистами, РПК и ИГ.