И не друг, и не враг. Почему Казахстан не должен ориентироваться на путинскую Россию?
Высшая школа экономики подготовила любопытный доклад, который красноречиво свидетельствует о том, что ближайший союзник Казахстана и стратегический партнер – Россия – стоит на пороге «потерянного десятилетия». Экономика ресурсозависимой страны терпит крах, констатируют эксперты. К такому же неутешительному выводу еще к 2012 году пришел и всемирноизвестный финансист Нуриэль Рубини. Сейчас его прогнозы находят все большее подтверждение.
В докладе ВШЭ подчеркивается, что даже в случае стабилизации ВВП на текущем уровне экономика РФ сократится по итогам года на 0,7%, что близко к консенсус-прогнозу на текущий год. Что касается ближайших лет, то без создания реальных условий для оживления предпринимательской активности к 2018 году, Россия может прийти к тому, что за 10 посткризисных лет ее экономика фактически не росла. Уровень жизни возвращается к показателям 2000-2004 года, когда в России только начался нефтяной бум и люди жили значительно более стесненно, чем в последующие годы.
Вот как оценивает общую ситуацию известный российский экономист Владислав Иноземцев:
«Для того чтобы что-то потерять, это что-то нужно иметь. К началу 2010-х Россия подошла, ощутимо растратив и даже обнулив свои возможности и преимущества. Экономика к этому времени была более сырьевой, чем в начале 2000-х; политический режим оказался дискредитирован возвращением Владимира Путина; ощущение обиженности на весь мир стало центральным чувством политической элиты. С таким набором факторов надеяться на рост было безрассудно, и он остановился бы даже без санкций и падения цен на нефть – это видно и по динамике макроэкономических показателей в 2012-м – первой половине 2014 года. Иначе говоря, нынешнее десятилетие было для России очевидно безнадежным, причем таков был ее собственный осознанный выбор».
Поставленная Путиным задача удвоить ВВП на душу населения в два раза и догнать по этому показателю Португалию с треском провалилась. Так, только в 2015 году ВВП России в долларовом эквиваленте упал на 35%, а в этом году, по оценкам Fitch, он будет самым низким с 2006 года. Доля России в мировом ВВП уменьшилась с 2,9 до 1,8%.
Недавно бывший премьер-министр России Михаил Касьянов в своей аналитической колонке привел любопытные факты, согласно которым с 2004 по 2014 год страна получила более $2 трлн дополнительных сырьевых доходов, что составляет два годовых ВВП по нынешнему курсу. При этом объем инвестиций в основной капитал в 2015 году в РФ упал до средних значений 2006-2007 годов и составил 65% от значений 1991 года. К 2017 году экономика страны вернется на десять лет назад к масштабам 2007 года.
Есть и другие показательные цифры. Если в 1991 году российская экономика составляла 8,4% от американской, то в 2015 году этот показатель уменьшился до 7,4%.
То есть по факту путинская Россия по эффективности экономической модели оказалась даже хуже полумертвой советской плановой экономики эпохи Михаила Горбачева.
По данным Росстата, по состоянию на начало 2015 года степень износа основных фондов по всей экономике РФ составляла 47,3%, тогда как в 2008-м – 43,4%. По итогам 2015 года, в России число бедных увеличилось примерно на 3 млн человек и достигло около 19 млн, подсчитали во Всемирном банке. По итогам 2016 года, число бедных может вырасти еще на 1 млн. человек.
«Прогнозируемое увеличение может вернуть уровень бедности к показателям 2007 года», - говорится в прогнозе Всемирного банка.
Казалось бы, какое все это имеет отношение к Казахстану? Дело в том, что примерно с 2010 года, несмотря на формально многовекторную политику республики, в ней стал явно просматриваться российский крен. Что ярко выразилось, например, в реакции МИД РК на непризнанный практически ни кем в мире референдум в Крыму, но нашедший определенное понимание в Казахстане.
Помимо этого, Казахстан, оказавшись в едином экономическом союзе, так или иначе, чувствует все воздействие процессов, происходящих в соседнем государстве в полную мощь. Можно взглянуть всего лишь на динамику товарооборота Казахстана со странами ЕАЭС за январь-май 2016 года, который упал на 30%, чтобы понять, что никакого реального экономического эффекта от курируемого Москвой союза для Казахстана нет. Здесь крайне примечателен следующий пример. За указанный период экспорт в страны ЕАЭС сократился на 32,2% до 1,46 млрд долларов. В наибольшей степени экспорт обвалился в Армении сразу на 90,1% до 42,6 тыс. долларов. То есть вне ЕАЭС Казахстан экспортировал в Армению на 90% больше, чем будучи в составе союза. Да и сама цифра экспорта в 42 тыс долларов выглядит просто смешной. В чем смысл существования экономического объединения, где экспорт между двумя странами-участницами не достигает даже 50 тыс. долларов – стоимости 4-5 недорогих автомобилей?
Понятно, что нынешнее экономическое положение России и Евразийского союза – это прямое следствие проводимой Кремлем политики, где идеология победила экономику. Но есть принципиальный вопрос для Астаны – а нужно ли ориентироваться на государство, экономика которого фактически не растет и которое ничего не может предложить своим союзникам, кроме очередной военной кампании?
И дело не в России, как государстве, всем понятно, что это страна с многовековой культурой, подарившая миру величайших писателей, являвшаяся долгое время форпостом цивилизации и манившая десятки западных интеллектуалов. Проблема том, что сегодня мир имеет дело именно с путинской Россией, сегодняшняя Россия – это не Россия Пушкина, Достоевского или Гоголя, это даже не Россия – Ландау, Капицы, Сахарова, Гамова. Это Россия – Яровой, Мизулиной, Милонова и Жириновского. И в этом ее принципиальное отличие.
Страна, в которой победила идея пушек вместо масла, не может эффективно развиваться экономически. Исторический пример на этот счет имеется, и всем известно, что случилось и с человеком, выдвинувшим этот лозунг и с государством, где он был провозглашен.
Поэтому и сегодняшняя путинская Россия фактически уже проиграла, если смотреть не с позиции текущего момента, а с точки зрения истории. То самое «потерянное десятилетие», это когда весь остальной мир ушел далеко вперед, а Россия топчется на месте. Это когда даже Китай, в котором не меньше ориентации на идеологию, все же осознал необходимость радикальных экономических реформ, которые были проведены при Дэн Сяопине.
В 1991 году, когда Россия объявила себя самостоятельным государством, она опережала Китай по объему ВВП – $518 млрд. против $381,5 млрд. Сейчас же разрыв между экономиками двух стран десятикратный – ВВП Китая в 2015 году составил $10,866 трлн против $1293 млрд в России.
А при нынешнем падении темпов экономического роста РФ ей в ближайшее время не то, что не удастся догнать Китай, даже достичь своего объявленного ориентира – приблизиться по уровню жизни к Португалии – не получится, ведь та, начиная с 1970-ых годов, показала почти 30% рост.
Все идеологические штампы о вставании с колен, собирании русских земель ровным счетом не имеют никакого значения, когда речь идет о практических вопросах – уровне жизни и экономическом развитии. С нынешней политической моделью России, очевидно, что его не будет, ведь экономика РФ оказалось в том положении, в котором оказалась не из-за санкций, она бы и без них пошла на дно.
Вот что по этому поводу считает экономист Георгий Неяскин:
«В далеком 2003 году президент РФ обещал удвоить ВВП за десять лет. Не получилось: экономика выросла в полтора раза с поправкой на рост потребительских цен. Можно, конечно, обвинить в срыве плана Путина воротил Уолл-стрит и спровоцированный ими всемирный экономический кризис. Однако даже если бы банкротства Lehman Brothers не случилось, ВВП России в 2013 году, согласно докризисному прогнозу МВФ, был бы только на 89% больше уровня 2003-го».
К тому же очевидно, что стабильную и сильную экономику никакие санкции за два года обрушить фактически вдвое не способны, если она по-настоящему сильная. Можно вспомнить хотя бы сколь долго еще устойчивой оставалась иранская экономика, после введенных Западом санкций, при том что меры в отношении Ирана были на порядок серьезнее тех, что США и страны ЕС предприняли против России.
Как же в этой ситуации быть Казахстану?
Единственно логичным выходом для республики, также погружающейся из-за множества факторов в кризис и российский фактор здесь среди ключевых, является максимальная диверсификация внешней политики. Может, как раз сейчас пришло время достать из-под сукна знаменитый долгоиграющий план «Путь в Европу» и начать его всецело претворять в жизнь.
Сегодня у Казахстана есть уникальная возможность, будучи максимально западноориентированным с точки зрения ментальности населения государством Центральной Азии сделать выбор на построение демократического государства западного образца, при этом полностью сохранив национальную культуру, традиции, язык как это удалось сделать Южной Корее или Японии. Ведь главное, что дает западная модель государства – это верховенство закона и институтов. И если Казахстан не хочет, чтобы и для него наступило «потерянное десятилетие», осознание необходимости европейского пути развития должно прийти как можно раньше, чтобы впоследствии не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Наглядный пример соседней России здесь показателен – не нужно придумывать велосипед и искать свой «особый путь», когда все правильные пути уже давно известны человечеству.
Что же до России, то с ней нужно дружить, памятуя и о самой протяженной в мире границе, и о завязке казахстанской экономики на российскую, и о не лучших прецедентах болезненного развода с Кремлем Украины. Но дружить максимально дистанцированно, с учетом национальных интересов и сугубо прагматично – без поцелуев взасос. А также ждать, когда Россия станет демократическим европейским государством, через которое Казахстан сможет напрямую проложить путь в Европу.
Сейчас же необходимо все больше посматривать на развитый технологичный мир, стремительно уходящий вперед. И не только посматривать, но интегрироваться в него, перенимая те самые технологии, чтобы в итоге получить экономический рост, а не «потерянное десятилетие».