вторник, 05 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

ЕАЭС – желание России захватить государства на ее перифериях

Евразийский экономический союз был создан с одной целью – закрепить влияние России вдоль границ ее периферий. Американский аналитический ресурс Stratfor разбирался, почему ЕАЭС никогда не быть ЕС.

Как и Таможенный союз, Евразийский экономический союз был создан с одной целью – закрепить захват Россией государств, расположенных вдоль границ ее периферий. Обещая инвестиции и защиту, Кремль сделал именно это. В результате, другие члены блока – Армения, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан – оказались под его стойким влиянием.

Евразийский экономический союз так и не достиг глобального статуса, на что надеялась Москва. Вместо того чтобы конкурировать с ее крупнейшим соперником, Европейским союзом, организация, которой руководит Россия, хромая, изо всех сил пытается преодолеть проблемы ухудшения своей экономики. Хотя фрагментация Европы может придать блоку временный импульс, но сохраняющаяся слабость самого важного члена Евразийского экономического союза будет продолжать сдерживать развитие организации, находящейся в тени своего западного противника.

Несмотря на то, что ЕАЭС создан менее двух лет назад, сама по себе организация не является новой концепцией. Россия имеет продолжительную историю вовлечения меньших соседей в свою орбиту. Россия – империя и Советский Союз является доказательством этого. Хотя ее интеграционные проекты разнообразны по размерам и масштабам, но все они основываются на одном фундаментальном принципе, которым всегда руководствовалась Москва: Россия не принадлежит ни к Европе, ни к Азии, и ее периферии тоже. Вместо этого, России, как самой большой стране союза, крайне важно было оградить себя буферами от континентальных империй, которые окружают ее на западном, восточном и южном флангах. Создав, при этом, свою собственную империю.

Евразийский экономический союз является одним из таких способов. И это при том, что название противоречит истинной природе блока. ЕАЭС это не просто экономика, также как и его предшественник – Таможенный союз был не совсем про торговлю. Россия, Беларусь и Казахстан сформировали Таможенный союз в 2010 году с целью расширения сотрудничества между собой в области экономики, политики и безопасности. Хотя облегчение торговли между членами группы было частью его повестки, другая, более глубокая, цель этого блока должна была стать определяющей в стремлении создать систему наподобие той, которая действует в Европейском союзе. Организация была также основана на немом предположении, что Россия станет ее бесспорным лидером.

Таможенный союз не полагается на силу откровенной аннексии территорий своих членов, как это делали российская империя и Советский Союз: многие страны имеют законные основания, чтобы присоединиться к нему добровольно. Некоторые бывшие советские правительства, а также широкие слои граждан, не считали, что демократическая модель либеральной Европы подходит для их стран. Кроме того, некоторые государства оглядываются на свою советскую историю с некоторой степенью тепла, в первую очередь в отношении вопросов стабильности, субсидий и патерналистского управления, которые были характерны советской эпохе. Поскольку многие из этих стран, чтобы пройти этап после распада Советского Союза, по-прежнему в значительной степени полагаются на Россию, они были готовы отказаться от связей с Западом и с Азией, чтобы сохранить свои отношения с Москвой.

После дебюта Таможенного союза организация ужесточила связи между экономиками своих членов и расширила свою базу. Блок принял совместный таможенный кодекс в 2011 году и учредил в 2012 году общий рынок, через два года Армения и Кыргызстан подали заявки на членство, а в январе 2015 года группа в составе пяти членов превратилась в Евразийский экономический союз. Теперь блок может похвастать населением в 179 миллионов человек и ВВП около $ 1,9 трлн. На Россию, однако, приходится подавляющее большинство показателей – 143 миллиона граждан и $ 1,6 трлн ВВП.

Вес России в рамках Евразийского экономического союза создавал проблемы для блока в последние несколько лет. Низкие цены на нефть и западные санкции значительно увеличили нагрузку на российскую экономику, и к моменту, когда в 2015 году Москва представила Евразийский экономический союз, рубль упал до рекордно низких показателей. В том же году экономика России сократилась на 3,7 процента.

В согласовании таможенного контроля с учетом российской пошлины другие государства объединения становятся все более уязвимыми перед экономическими спадами России. Поскольку тарифы у Москвы выше, чем почти у всех других членов блока на практически все товары, страны Евразийского экономического союза для эффективной приоритизации торговли с Россией были вынуждены поднять свои обязательства по всем направлениям из-за сотрудничества с партнерами за пределами организации. Но теперь, когда экономика России вступила в период резкого спада, она потащила за собой остальную часть блока. Региональные валюты, денежные переводы и торговля снизились, а инфляция резко возросла. В то же время, все члены блока испытали низкий или отрицательный рост в прошлом году. Беларусь пережила сокращение на 3,9 процента, а рост в Казахстане, Армении и Кыргызстане замедлился до 1,2, 3,0 и 3,5 процентов соответственно.

Тем не менее, с точки зрения стран блока способность Кремля оказывать финансовую и военную поддержку значительно перевешивает риск, связанный с их зависимостью от экономики России. Следовательно, скорее всего, эти страны предпочтут сохранять приверженность Евразийскому экономическому союзу в ближайшие годы.

В целом, однако, этот блок будет продолжать падать вопреки ожиданиям Кремля. Когда Россия запустила в действие Таможенный союз, одновременно шел процесс восстановления ее позиций в регионе. Пока Запад отвлечен проблемами на Ближнем Востоке, Москва возлагает на проект большие надежды, которые заключаются в стремлении распространить свое влияние на большую часть территорий бывшего Советского Союза. 

Пять лет спустя, когда возник Евразийский экономический союз, Россия уже пострадала от экономического спада; потеряла ключевого союзника – Украину; и смогла убедить только две страны присоединиться к блоку. Несмотря на то, что появились новые члены – небольшие страны, со слабыми экономиками, которые сделали мало, чтобы прибавить блоку международного веса или престижа.

В тот же период некоторые из потенциальных целей организации для возможного членства, в том числе Украина, Молдова и Грузия, вместо ЕАЭС искали более тесные связи с Европой.

Конечно, у Европейского союза достаточно своих собственных проблем. Как известно, граждане Соединенного Королевства проголосовали за то, чтобы покинуть блок, также экономические проблемы и кризис с беженцами продолжают досаждать континенту. Политическое и экономическое напряжение, создаваемое этими вопросами, придали сил националистическим и крайне правым политическим партиям главных государств-членов Союза, таких как Франция и Австрия. В то же время, такие страны как Польша и Венгрия призвали некоторые державы репатриироваться в национальные парламенты Европы. Ослабление Европейского Союза может укрепить Евразийский экономический союз не только за счет снижения потенциала континента привлекать новых членов из стран Восточной Европы, но еще и потому что подрывается единодушие Союза в вопросах санкций против России.

Тем не менее, все эти вещи не изменят того факта, что Россия и сама продолжит бороться со своими собственными экономическими и политическими проблемами. Эти проблемы до тех пор, пока они остаются нерешенными, делают маловероятной возможность того, что интеграция в рамках Евразийского экономического союза продолжит углубляться. Поскольку цены на энергоносители остаются низкими, происходит падение доходов, снижение торговли и денежных переводов по всей Евразии, заинтересованность в большей связности как внутри блока, так и взаимодействие с его потенциальными участниками будет снижаться. Единственная страна, которая проявила интерес в присоединении к союзу, является Таджикистан.

Итак, в ближайшие несколько лет Евразийский экономический союз продолжит невнятное существование без внесения в его структуру каких-либо заметных дополнений или новых членов. Блок будет продолжать выступать в качестве платформы, с которой Россия официально будет оформлять свое влияние в странах-членах. Но оно будет гораздо более скромным, чем это Москвой изначально предполагалось.

Евразийский экономический союз не развалится, однако его наличие не произведет большого впечатления на мир. 

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33