Отстаивая свои интересы перед Россией
Конечно, Александр Лукашенко никогда себе не отказывал в критике интеграционных процессов, курируемых Москвой. Но на этой неделе риторика белорусского лидера была жесткой, даже для него, умеющего тонко лавировать между интересами России и западных стран. Последний диктатор Европы, как некогда именовали Лукашенко, теперь на фоне некоторых других лидеров кажется даже вполне и не диктатором, военные кампании он не развязывает и ядерным пеплом миру не угрожает, посему и риторика Брюсселя в отношении Минска стала меняться. Чем Батька не преминул воспользоваться, изобразив смягчение нравов в его стране. Недавно в парламент даже проскочил один оппозиционер. Так или иначе, белорусский лидер все чаще посматривает в сторону Брюсселя, а не Москвы, у которой все меньше денег, чтобы продолжать как и раньше кредитовать белорусскую экономику. На этом фоне обструкция, которой подверг Лукашенко ЕАЭС, вполне понятна.
Другое дело, что Александру Григорьевичу за его жесткие высказывания, скорее всего, ничего не будет. Кроме разве что нового транша из Москвы. Пример белорусского напора в отношениях с Москвой мог бы стать показательным для Казахстана, ведь, чтобы так умело отстаивать национальные интересы, для этого нужно иметь мастерство. Беларусь, получив наибольшие бенефиты из всех стран, входящих в ЕАЭС, костерит в лице своего лидера Евразийский союз с первого дня его создания, и все время выторговывает у Москвы лучшие позиции для себя. Кстати, не в пример Казахстану. Например, топни казахская делегация ножкой по кремлевскому паркету, а какая-нибудь местная партия инициируй вопрос о целесообразности участия страны в ЕАЭС и в Москве бы смягчились сердцем, и, например, не препятствовали транзиту из Украины в Казахстан грузов по территории России. Кстати, прямой запрет со стороны России нарушает и нормы ЕАЭС и двусторонние соглашения стран, но позицию Астаны ведь никто так и не услышал. А вот Минск Москва время от времени слушать вынуждена. Это, конечно, больше похоже на шантаж, но в политике и отстаивании национальных интересов все средства хороши.
Как известно, на прошедшей во вторник, 20 сентября, встрече с государственным секретарем Союзного государства Григорием Рапотой Александр Лукашенко заявил, что Россия нарушила все, о чем страны договаривались в рамках ЕАЭС.
«Уже надоело, это уже через край, дальше так продолжаться не может. В Белоруссии очень много говорят о проблемах, которые существуют в двусторонних отношениях, в союзной интеграции. Товарооборот между двумя странами не вырос благодаря созданию Евразийского экономического союза, как ожидалось, а упал. Цены продаж для Белоруссии снизились почти наполовину. Какой доход Беларуси от этого? Практически никакого. Поставки многих товаров в Россию блокируются. Мы телепаемся, иначе не скажешь и уже несколько месяцев не можем договориться по цене на газ. В связи с этим Россия снизила поставки нефти в Беларусь. Мы это воспринимаем как давление на Беларусь. Но давления я не потерплю и белорусы тоже», Беларусь пока не планирует сворачивать интеграционные проекты, но участие в них будет оптимизировать и начнет с сокращения количества белорусских чиновников, работающих в так называемом правительстве ЕАЭС. Зачем нам там тысячу человек содержат в Москве, самом дорогом городе мира», - разразился критикой в адрес России Александр Лукашенко.
Так что же из этого следует и стоит ли ждать выхода Белоруссии из ЕАЭС? Опрошенные эксперты оценили горячность заявлений Батьки.
Аналитик инвестиционной компании «Альпари» Вадим Иосуб заметил, что последний конфликт между Беларусью и Россией связан с частичной оплатой поставок газа из России, отсутствием консенсуса между сторонами по цене на газ, и ответными мерами со стороны России в виде двукратного сокращения поставок в Беларусь сырой нефти. Это уже привело к ускорению падения белорусского ВВП в июле и августе (-3% за восемь месяцев к соответствующему периоду прошлого года), учитывая весомую роль нефтепереработки и торговли ее продуктами в белорусской экономике.
«Причины конфликта заключаются в том, что многие лозунги, звучащие при заключении геополитических союзов, таких как Евразийский экономический союз или Союзное государство России и Беларуси, расходятся с реальностью. На уровне лозунгов было продекларировано, что в рамках Союзного государства должен быть осуществлен переход на равнодоходные цены при торговле энергоносителями, в частности, газом. А на практике заключенный с «Газпромом» контракт никаких равнодоходных цен не предусматривает. В то же время не вызывает сомнений, что стороны придут к компромиссу, и нынешний конфликт вряд ли закончится распадом СГ и ЕАЭС. В то же время сложно сказать, каким будет этот компромисс, и когда он будет достигнут. С падением цен на нефть и последовавшим за этим экономическим кризисом в России стало хуже с деньгами, и теперь Беларуси все сложнее получать от Москвы экономические преференции. Однако у России не так много союзников, чтобы ими разбрасываться, так что какое-то компромиссное решение будет найдено», - подчеркнул Вадим Иосуб.
Председатель Экспертного Совета Фонда поддержки научных исследований «Мастерская евразийских идей» Григорий Трофимчук заметил, что критика со стороны президента Беларуси по поводу проблем постсоветской, теперь уже евразийской, интеграции существовала всегда. При этом нельзя сказать, что он не прав, так как реальных результатов от соседских объединений ждет не только он, а каждый гражданин всех стран, вошедших, в частности, в ЕАЭС. Однако напор из Минска в последнее время усилился, и этому есть простое, логичное объяснение: в общей экономической зоне развивается долгосрочный кризис, поэтому заниматься формальными переговорами больше не получается. И это нельзя связывать исключительно с так называемым «движением Минска на Запад». Это движение обязательно произойдет, если будет нечего «есть» здесь. По этой же причине Александр Лукашенко собирается сокращать долю своих чиновников в общих структурах.
«Кстати, на такой по-настоящему серьезный расклад никак не повлиял подъем российского флага над белорусской делегацией на Параолимпийских играх в Рио-де-Жанейро. Александр Лукашенко всегда отделял «котлеты» от прочих несущественных вещей. Вызвав Григория Рапоту к себе на беседу, президент поставил ряд жестких вопросов, которые должны теперь получить какой-то внятный практический ответ, в том числе по проблеме поставок белорусских товаров в Россию, так как на фоне антироссийских и разного рода контрсанкций ситуация в союзной экономической сфере запутывается еще сильнее. Здесь не помогут уже никакие документы, регламенты и протоколы, даже самые лучшие. Минск не желает делать ставку на Европу, на Запад, так как, по всей видимости, понимает, что там для него будущего нет. Однако и смотреть дальше на крепнущий формализм внутри родных интеграционных блоков он больше не собирается. Не то время, не та ситуация. Из ЕАЭС Беларусь не выйдет и не собирается этого делать. Так как в таком случае она останется один на один с Западом, и тогда внутренние процессы в этой стране получат катастрофическое ускорение. При этом преференций со стороны России в адрес РБ будет все меньше, так как «кризис – не тетка», и это надо оценивать трезво», - подчеркнул Григорий Трофимчук.
Политолог Кубат Рахимов сказал, речь идет о традиционном торге с использованием жесткой риторики. Это повторяется с середины 90-х годов. Так что нет оснований ни для выхода РБ из ЕАЭС, Беларусь единственная страна, которая только выиграла от интеграции, ни для движений в сторону Европы и ЕС. Во втором случае страну ждут сложные и болезненные реформы, что не в интересах правящей элиты. Беларусь всегда устраивало ее позиционирование между Востоком и Западом, однако основные выигрыши для нее всегда шли с Востока, поэтому надо просто дождаться нужной цены на газ, квот на нефть и вся эта риторика традиционно уйдет в тень до следующего торга за ресурсы.
«Что касается режима санкций, то России гораздо больше внимания надо уделять таким странам как Сербия и Болгария, через которых идет скрытый поток санкционных товаров. Белорусские предприятия большей частью стараются перерабатывать у себя исходное сырье или полуфабрикаты из стран санкционного списка, что является большим плюсом для загрузки своих предприятий и не нарушает формальных требований ЕАЭС. Более того, в этом плане Беларусь удобна многим российским предприятиям, которые пострадали от режима санкций-антисанкций и могут импортировать только через РБ нужное им оборудование или сырье из той же Украины или ЕС», - заключил Кубат Рахимов.