Преемника из семьи не будет (видео)
Знаковое интервью президента Казахстана Нурсултана Назарбаева информационному агентству Bloomberg дало ответ на два животрепещущих вопроса, которыми задавались долгое время аналитики и участники кухонных дискуссий.
Первое – династийной системы передачи власти сам Президент не рассматривает. Вопрос о том, что следующим Главой государства станет Дарига Назарбаева, отпал сам собой. Получен ответ и на другой вопрос – возможен ли досрочный уход Президента со своего поста до окончания его нынешнего срока в 2020 году. Назарбаев ответил «нет» и, тем самым, на какое-то время поставил точку в стандартных разговорах о скором транзите. Таким же образом он упредил разговоры и о состоянии своего здоровья, и о возможном форс-мажоре. Однако ключевой вопрос по-прежнему остался без ответа – каким будет Казахстан эпохи транзита и после него?
Но определенный горизонт Назарбаев все же очертил, дав понять, что в ближайшие три-года страну ждет существенная трансформация, в которую, видимо, будут включены несколько важных и назревших реформ. Об одной из них президент уже сказал во время VII съезда судей республики – это реформа судебной и в целом правоохранительной системы, которая более чем назрела. В рамках новых инициатив по изменениям в Конституцию, вероятно, помимо наделавшего много шума предложения о переименовании столицы, будут внесены и некоторые поправки, направленные на усиление роли парламента и законодательной власти в целом. Логическим же итогом всего переформатирования как раз и станет вопрос о новой роли уже исполнительной власти. Пока этот вопрос формально отнесен к 2020 году.
То есть фактически страна должна подойти к транзиту во всеоружии и с заметно реформированными ветвями власти, чтобы как раз удалось избежать того форс-мажора, который случился в соседнем Узбекистане и различных «черных лебедей». Таким образом, общий месседж, посланный гражданам относительно понятен. С другой стороны, интригой остается формат перехода от суперпрезидентской власти либо к просто президентской, либо к парламентско-президентской. Какую роль в новой расстановке сил будет играть именно фигура Главы государства, станет ли он некой символической фигурой как король Испании или королева Великобритании, а все ключевые решения будет принимать некий коллективный разум в форме парламента или же нет? Возможно, ответа на этот один из ключевых вопросов начавшейся трансформации нет. Как и абсолютно положительного примера парламентской формы правления как на постсоветском пространстве, так и в мире.
Пожалуй, тремя ключевыми цитатами Нурсултана Назарбаева с журналистами Bloomberg можно назвать следующие:
«Я не предусматриваю наследование власти своими детьми, это не вопрос для нас. Порядок передачи власти у нас прописан в Конституции»
«Я собираюсь работать до 2020 года. А в 2020 году мы снова встретимся»
«Нужна передача больших полномочий правительству и парламенту республики в целях дальнейшей либерализации политической системы. Я не думаю, что нам стоит отходить от президентской вертикали власти, пока мы переживаем кризис. Нам нужно преодолеть его, а потом разбираться с другими вещами»
Опрошенные Exclusive.kz эксперты также сходятся во мнении, что ключевые мессежди интервью для общества заключаются именно в обозначенном формате трансформации власти
Политолог Султанбек Султангалиев:
Несмотря на то, что интервью было многоплановым, казахстанскую общественность и не только казахстанскую, предельно заинтересовал вопрос о преемственности власти. Такое повышенное внимание является действительно знаковым и актуальным, так как напрямую затрагивает дальнейшее будущее граждан страны и интересы наших зарубежных партнеров. Сама завуалированность данного вопроса в условиях существующей политической системы держит в напряжении политико-финансовую элиту и государственный аппарат, что неизбежно сказывается на течении общественно-политической жизни. Любое интервью политика, тем более такого формата как Президент страны, является не исповедью, а набором месседжей, которые посылаются определенным группам, как внутри страны, так и за рубежом исходя из тактических и стратегических замыслов политика.
Говоря о так называемой операции «преемник», которую за долгие годы не обсуждал лишь ленивый, следует отметить, что речь идет не столько о какой либо конкретной персоналии, а о преемственности политического курса, которую один человек в условиях постназарбаевского Казахстана гарантировать просто не в состоянии, так как такого политического веса и внутриэлитного авторитета, как у действующего Президента, у потенциального «преемника» не будет по определению. Поэтому, следует рассматривать возможный сценарий транзита власти именно как создание сбалансированной новой системы сдержек и противовесов, в которой не будет главного регулятора. С этой точки зрения, которая отвечает, в том числе и насущному вопросу олигархов о сохранности материальных активов и личной безопасности, наиболее логичным является переход от президентской республики к парламентской, а для этого необходима конституционная реформа, резко ограничивающая роль президента, усиливающая позиции премьер-министра и парламента. Что касается даты конкретного перехода, то её сложно назвать, но то, что это будет не 2020 год - могу утверждать с определенной уверенностью. Предполагаю, что практическая фаза реализации проекта транзита начнется во второй половине 2017 года. Пошагово это может выглядеть следующим образом: конституционная реформа и окончательная реинкарнация президента в Лидера нации, с позиций которого он и будет действенно контролировать течение политической и экономической жизни в стране. Подчеркивание мысли о том, что дети не рассматриваются президентом как потенциальные преемники - это ход, призванный обезопасить детей, племянников и внуков от попыток дискредитации в текущий момент и сигнал Западу о намерении либерализации казахстанской политической системы.
Исполнительный директор Западного регионального филиала Научно-образовательного фонда «Аспандау Еркин Иргалиев:
Вопрос «кому это адресовано?» - это, видимо, самый важный. Мир стремительно меняется. Это –во-первых. И наши власти ориентированы больше на внешнюю реакцию, чем на общественное мнение внутри страны. После инаугурации в Белом доме грядет переформат мировой политики. И Акорда заблаговременно посылает нужные «сигналы» международному сообществу. Во-вторых, посылается сообщение «вовне» о том, что все договоренности и схемы, основанные на наследовании власти, аннулируются. Тем более фон соответствующий. Поэтому повторюсь, что все дальнейшие сценарии и события на властном Олимпе будут привязаны лишь к предстоящим действиям мировых игроков. А пока же нас должен больше беспокоить тот факт, что, по всей видимости, миссией нынешних депутатов является попытка своей «пародией» окончательно дискредитировать принцип парламентаризма.