Я памятник себе воздвиг…
Два главных события уходящего года в Узбекистане – смерть президента Ислама Каримова, и демократические выборы второго президента страны. В начале декабря 2016 года новый президент страны Шавкат Мирзиёев объявил международный конкурс на проект памятника Первому президенту Республики Узбекистан. Памятник будет установлен в Ташкенте.
К участию в конкурсе приглашают всех дипломированных скульпторов и архитекторов со всего мира. Так что теоретически автором памятника первому узбекскому президенту может стать и казахский автор. Благо, у наших скульпторов уже есть некоторый опыт в этой области.
Впрочем, нас во всей этой истории с конкурсом больше волнует тот факт, что при жизни у Каримова не было ни одного его памятника. Говорят, что он запрещал «украшать» своими портретами улицы городов.
Что касается портретов лидеров при жизни, бюстов, названий улиц или месяцев, то на ум тут же приходит покойный первый президент Туркменистана Сапармурат Ниязов. При жизни ему были воздвигнуты большие и маленькие памятники, которые заполонили всю страну. Уже после его смерти самая известная - золотая статуя Туркменбаши, которая поворачивалась вслед за солнцем, была демонтирована, а позже вновь установлена, но уже на окраине Ашхабада.
Более трагическая судьба постигла огромный памятник иракскому лидеру Саддаму Хусейну. Он был буквально разорван неистовой толпой в 2003 году, во время свержения его режима. Надо добавить, что вместе с памятником диктатору Ирак потерял и настоящие памятники мировой истории и культуры – библиотеки и музеи древнего Вавилона.
Истории с памятниками другого, советского режима носят и трагический, и местами комичный характер. Мало где на бывшей территории СССР сохранили памятники Ленину или Дзержинскому. В Эстонии после падения Союза буквально сразу стали сносить все памятники той эпохи, которые в странах Балтии называют «русской оккупацией». Это не только памятники Ленину, но и памятники Петру I и советским солдатам.
Во многих городах бывшего Союза подошли к вопросу смены идеологической памяти творчески. В Москве недалеко от Центрального Дома художника расположился музей с памятниками советской поры, экспонаты для которого свозили со всех уголков российской столицы. Тут несколько лениных, марксов, дзержинских, и прочих забытых коммунистических активистов.
Узбеки тоже отличились, и задели в свое время чувства казахов, когда сносили памятник генералу Сабиру Рахимову - герою Великой Отечественной войны, Герою Советского Союза. Решение о сносе памятника было принято в начале января 2011 года. Однако позже решили перенести 4-х метровый монумент на окраину Ташкента, где он находится и по сей день. Казаха Рахимова, которого Сталин называл «железным генералом», новые узбеки посчитали символом советского прошлого, с которым необходимо порвать. Кроме того, в Ташкенте переименовали станцию метро имени Рахимова, а также улицы в Ташкенте и Ургенче.
Казахстан с его памятниками здравствующему президенту, похоже, находится где-то между Туркменистаном и Узбекистаном. Но узбеки нам ближе, точнее, с узбеками можно провести больше параллелей.
С узбеками у нас очень чувствительные отношения, как это бывает у родственников: обиды, зависть, конкуренция, гордость, и, конечно, приступы большой любви.
В уходящем году было больше любви и любопытства. Мы переживали уход президента Каримова. Особо внимательно следили за выборами второго президента Узбекистана, и за судьбой одной из дочерей Ислама Каримова.
Когда-то, на заре нашей независимости, Узбекистану Запад пророчил лидерство в регионе, и с тех пор между нами существовало почти постоянное негласное соревнование во всех сферах жизни, от политики, до экономики. Как ни странно, сегодня, когда соревнование перешло в другую плоскость – внутри казахстанской элиты, вдруг понимаешь, что лучше бы мы продолжали мериться успехами с узбеками. Может тогда и отношение к памятникам живым вождям у них в элите изменилось.
А тем временем, в начале декабря комиссия по монументальному искусству при Мосгордуме поддержала идею установки памятника первому президенту Узбекистана Исламу Каримову в центре Москвы, возле посольства Узбекистана.