Американский политолог пророчит войну в Центральной Азии
Центральная Азия остается эдакой периферией мира, которая интересна остальному миру только в двух случаях: в связи с природными ресурсами, и по поводу неких нарушений демократических прав в странах региона. Внятного представления о нашем регионе до сих пор нет ни у Запада, ни у Востока.
Очередная статья известного американского политолога, основателя и директора частной разведывательно-аналитической организации «Стратфор» Джорджа Фридмана (George Friedman), для сайта Mauldin Economics: «Четыре карты, которые говорят о том, что Центральная Азия подвержена риску войны» (4 maps that signal Central Asia is at risk of war), лишнее тому подтверждение.
Статья, опубликованная 20 апреля 2017 года (не 1917 года!), по сути, ликбез для американцев, никогда не открывавших учебник «Географии» средней школы.
Фридман подробно описал в статье географию стран Центральной Азии, сделал примитивный экскурс в советскую историю региона, и даже задел мимоходом историю, связанную с Персией. И все это для того, чтобы сделать прогноз о том, что «Центральная Азия подвержена риску войны».
Главная мысль автора – географическое положение стран Центральной Азии, полиэтнический состав государств региона – все это влечет за собой конфликты и войны.
Скорость и масштабы падения Центральной Азии частично зависят от политических и экономических сдвигов в России, Китае, Афганистане и многом других местах.
Итак, автор считает, что Центральная Азия рушится. Скорость и масштабы этого падения частично зависят от политических и экономических сдвигов в России, Китае, Афганистане и многом других местах. Географическое положение региона является основной причиной, из-за которой внешние силы формируют развитие Центральной Азии.
Центральная Азия находится в ловушке между крупными державами, такими как Россия и Китай, и может оказаться в состоянии войны.
Центрально-азиатская география
Регион тянется от Каспийского моря на западе, до Тянь-Шаньских гор на юге, и Алтайских гор на востоке. Регион отделен от Афганистана на юге, и Китая на востоке. Основная часть Казахстана, Узбекистана и Туркменистана расположена на равнинной местности, в то время как территории Таджикистана и Кыргызстана гористые.
На севере региона простирается обширная казахская степь. Казахстан на 3 тысячи миль граничит с Россией. Эту границу страна не может защитить.
Но даже страны Центральной Азии, удаленные от России и отрезанные от Китая горами, слабы. Последние 600 лет коренные тюркские народы были под Персией (как арабы и турки), также китайцы, все в какой-то момент управляли частями региона.
Годы войны и иностранное господство привели к ослаблению государств Центральной Азии. Современные границы региона связаны с советскими проектировщиками, которые начертили их в 1920-х и 1930-х годах.
Таким образом, эти границы не родные. Они не показывают этнических или национальных различий. Например, около 23% населения Казахстана составляют этнические русские. Этнические узбеки составляют около 14% Кыргызстана и более 13% Таджикистана. Центральная Азия является регионом большого этнического и регионального стресса. Они рискуют единством современных государств.
Пугающие ресурсы ведут к войне
География и советское инфраструктурное планирование придают постоянное значение пяти странам Центральной Азии. Главный стресс - это сильная борьба с дефицитными ресурсами, такими как вода. Регион нуждается в двух реках - Сырдарье и Аму-Дарье.
В советское время страны, расположенные выше по течению (Таджикистан и Кыргызстан), предоставляли воду остальному региону через централизованный план. Это позволило использовать водохранилища и уровни водораспределения в регионе на основе экономических целей СССР.
Другие страны, в свою очередь, дали энергию бедным ресурсами Таджикистану и Кыргызстану. После распада СССР опасения росли, особенно в Узбекистане, в странах, расположенных выше по течению, использующих воду для выработки электроэнергии.
Ограниченные ресурсы, рост населения и использование энергии и воды для бартера могут усилить этническую и пограничную напряженность. Особенно в пышной и густонаселенной Ферганской долине. Эта долина расположена в центре трех стран региона: Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана.
Афганистан угрожает Центральной Азии
Близость региона к Афганистану добавляет хаос. Спад в США, плюс некогерентное государство, позволил вооруженным негосударственным субъектам вновь править Афганистаном. Это угрожает Центральной Азии.
Афганистан граничит с тремя центрально-азиатскими государствами: Туркменистаном, Узбекистаном и Таджикистаном. Страна теперь пытается вернуться к своим фракционным корням. В то время, когда США выводили большую часть своих войск, правительство Кабула боролось с мятежами талибов. Фактически, нынешнее афганское правительство является лишь одним из многих. Правительства региона боятся, что боевики и насилие перекинутся на их территорию. Кроме того, центрально-азиатские боевики, пересекающие Афганистан, встречаются с группами из Талибана в ИГИЛ. Эти боевики могли получить подготовку и оружие, которые можно было бы использовать в Центральной Азии. Центрально-азиатские боевики теперь борются вместе с ИГИЛ и другими силами в Сирии и Ираке. При этом они рискуют безопасностью в своих родных странах.
География лежит в основе войн в Центральной Азии. Это чревато этнической напряженностью, проблемами с советскими границами и высокой конкуренцией за ресурсы. Кроме того, эта сложная и разделенная область мира открыта для внешних сил. Кризисы в соседних странах вызывают хаос в регионе.