понедельник, 23 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

ЕАЭС как еще один провальный модернизационный проект

Евразийская интеграция оказалась еще одной пустышкой. И дело не только в провале экономической интеграции. Причина – в идеологическом провале.  

 

 

ЕАЭС превратились в территорию для устаревших технологий и стали рынком сбыта самой низкопробной продукции

В последние  годы стало очевидно, что дела евразийского проекта идут весьма сложно. В экономиках абсолютно всех стран – участниц ЕАЭС наблюдаются известные трудности, причём,  не только из-за санкций стран Запада против РФ. Временами между странами – участницами  союза вспыхивают таможенные войны и иные подобные конфликты. Если говорить о стратегических направлениях, например, науке, то технотронного оазиса из  Евразийского экономического союза определённо не получилось. Скорее, наоборот, ЕАЭС превратились в территорию для устаревших технологий и стали рынком сбыта самой низкопробной продукции:  например, «свыше 60 процентов электротехнической продукции, которая совершенно легально продается в белорусских магазинах, опасна для жизни». Идея создания общего культурно-информационного пространства тоже провалилась.  

А вот с задачей бюрократизации справились по старой памяти отлично. Марат Шибутов приводит такие данные: «На сайте правового портала ЕАЭС есть уже 4216 документов разного уровня: акты Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета, Евразийской экономической комиссии, Суда Евразийского экономического союза, документы ТС и ЕЭП, международные договоры, меморандумы, заявления, официальные сообщения Евразийской экономической комиссии».

Нельзя назвать ЕАЭС и модернизационным проектом. И это касается не только в отношении стран Средней Азии и Закавказья,  но окраин и депрессивных регионов собственно РФ: ведущиеся с начала 2000-х.  разговоры о необходимости повторного освоения Сибири и Дальнего Востока,  без которого «Россия обречена», так, по сути,  разговорами и остаются.

В ЕАЭС отсутствуют структуры, непосредственно отвечающие за модернизацию

Нет, в официальных документах ЕАЭС слово «модернизация» один раз всё-таки присутствует: «ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов», – гласит преамбула на официальном сайте. Однако в ЕАЭС отсутствуют структуры, непосредственно отвечающие за модернизацию –  ни как отдельный орган, ни как подразделение, например,   в виде коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).

Можно предположить, некоторое отношение к модернизации имеет отдел анализа и перспектив развития Департамента развития интеграции в коллегии по интеграции и макроэкономики ЕЭК. Но низкий иерархический уровень  в административной вертикали вряд ли позволил бы  ему, например, эффективно осуществлять координацию между подразделениями национальных академий наук стран-участниц союза, «фабриками  мысли» и иными подобными структурами, занимающимися данной тематикой.  Разумеется, если бы эта задача перед этим отделом была бы поставлена.

Между тем, наука и техника в ЕАЭС, без коих никакое повышение конкурентоспособности национальных экономик априори невозможно, тоже «пострадали»: если информационно-коммуникационными технологиями всё-таки заведует Департамент информационных технологий ЕЭК, то остальное передано  в  Фонд по делам экономического и научно-технического сотрудничества, который … только предполагается создать.

Всесторонняя модернизация – явно не цель ЕАЭС, не его важнейшая задача – а лишь  некая абстрактная декларация о будущих намерениях

Вот почему напрашивается закономерный вывод:  всесторонняя модернизация – явно не цель ЕАЭС, не его важнейшая задача – а лишь  некая абстрактная декларация о будущих намерениях. И стоит ли после этого удивляться,  что количество желающих участвовать в евразийском движении от проекта к проекту постоянно уменьшается?

Впрочем, и возможных альтернатив евразийской интеграции для постсоветских стран не так уж и много. Уход в ЕС, со всеми его достоинствами и недостатками,  актуален только для европейских стран бывшего Союза. Полномасштабную модернизацию с опорой исключительно на собственные силы, после  краха СССР, могли позволить себе разве что Россия и Украина. Однако ни одна из них так не воспользовалась этой возможностью. Участие же в проектах регионального сотрудничества,  в большинстве  случаев, могут приносить лишь ограниченные дивиденды.  

Остаются тесные, вне всяких блоков и союзов, двусторонние  связи с очень влиятельными державами. Ожидаемый эффект -  не только увеличение оборота торговли, но и возможность модернизации экономики  до уровня более развитых стран. Например, и США и Россия (СССР) в прошлом неоднократно проводили успешную модернизацию проблемных стран и экономически отсталых территорий.

Поэтому, Китай из рассмотрения придётся исключить. Хоть, он и не прочь  поучаствовать в проектах евразийской интеграции, например, как дополнение к своей инициативе «Один пояс и один путь», но успехов в реформировании иных стран у него не имеется, поскольку сравнительно недавно был объектом модернизации сам. Кроме того,  КНР имеет претензии (пока только на страницах школьных учебников) на «временно утраченные территории Поднебесной», что у  стран-соседей не может не вызвать понятных опасений.

 

Россия:  локомотив, который уже не тянет.

 

 

В недавнем интервью главы Международного совета российских соотечественников Вадима Колесниченко обсуждались причины «украинского поражения» Русского мира:  присвоение группой лиц многих российских миллиардов,  выделенных на «перепрошивку» украинского общества, неэффективная работа российского МИДа,  фонда «Русский мир» и иных структур по сравнению с их оппонентами  из американских фондов и НКО.  Однако,  проблемы у  Русского мира наблюдаются не только на «украинском»  направлении.   В частности,  финансирование «чисто» русских регионов, в отличие от «мультикультурных»  Москвы и Петербурга, осуществляется  по остаточному принципу.  На притеснение русских за границей власти РФ реагируют избирательным образом: в одних случаях (Украина,  Прибалтика) реакция всё-таки имеет место,  в других – нет. К тому же,  русским из ближнего зарубежья получить российский паспорт  часто труднее, чем представителям национальных меньшинств: например,  осетинам из Южной Осетии. Да и вообще,   хоть мир и называется Русским, но среди его апологетов и идеологов доминируют выходцы с Кавказа и Прибалтики,  украинцы, представители иных национальностей.

Русский мир – не совсем то и «русский», а скорее – Мир Русскоязычный, Московский, Российский, Россиянский

По существу, наблюдается несоответствие даже в терминологии: Русский мир – не совсем то и «русский», а скорее – Мир Русскоязычный, Московский, Российский, Россиянский.

Подобная подмена  -  и в современном российском евразийстве, под коим,  в первую очередь, подразумевают  современную российскую геополитику. Зато для учения Льва Гумилева, например, сейчас времена не самые лучшие: «Конечно, теорию пассионарности изучают в некоторых российских, казахских и узбекских вузах, работы Гумилёва переведены на ряд языков, но… из распространённых - только на английский и турецкий. На немецком языке в наличии только перевод «От Руси к России», причём сделанный силами энтузиастов, без помощи государства. «Этногенез и биосфера Земли» в Германии не издан. Мало того, там на учёного прилепили ярлык маргинала и антисемита. В очень многих странах «последний евразиец» совсем неизвестен. Зато книги, например, А.Г.Дугина переводятся почти на все языки и в огромном количестве. Парадокс, да и только!».

Если в СССР были:  индустриализация и коллективизация, развитие науки и культуры, освоение целины, Сибири и Дальнего Востока, то  РФ – лишь «энергетическая империя»

Эти и многие другие идеологические провалы не могли не сказаться на экономическом базисе современной России. Если в СССР были:  индустриализация и коллективизация, развитие науки и культуры, освоение целины, Сибири и Дальнего Востока,  то  РФ – лишь «энергетическая империя».  Введенный из-за западных санкций курс на  замещение  импорта показал, что многие виды производств РФ уже утрачены, уцелевшие - сильно зависят от поставки импортных комплектующих, материалов и оборудования.

Поэтому Россия уже не может быть ни безусловным лидером евразийской интеграции, ни    катализатором модернизации в какой – либо отдельно взятой стране.

Ценность евразийской интеграции для РФ отнюдь не снижается  – наоборот,  для многих регионов,  которыми Москва управляет плохо (Тува, Бурятия, депрессивные области Нечерноземья  и другие),  она только возрастает

Однако, в целом, ценность евразийской интеграции для РФ отнюдь не снижается  – наоборот,  для многих регионов,  которыми Москва управляет плохо (Тува, Бурятия, депрессивные области Нечерноземья  и другие),  она только возрастает.  

 

США: Кто хочет стать следующей Украиной?

Позиция США довольно двойственна. С одной стороны, они всячески противодействуют евразийским  интеграционным процессам, опасаясь появления нового СССР. А с другой,  именно Штаты имеют наибольший опыт  модернизации отдельных стран.  При их содействии были: заложены основы «немецкого экономического чуда» (план Маршалла (1948-1951), экономическая реформа Людвига Эрхарда(1948)), проведены преобразования в Японии (1946-1951), Тайване (1949-1962), Сингапуре (1959-1990), Южной Корее (1962-1970) и Китае (1978-1989).

Но, после 1991 года у США подобных успехов не наблюдается.  Длительно управляемые проамериканскими политиками постсоветские страны  отличаются  либо весьма посредственными показателями в экономике (Польша,  Литва), либо - откровенно плохими (Болгария, Украина, Латвия, Молдова).

Куда больше повезло Чехии, модернизация которой прошла «под патронатом» ФРГ, и Словакии  (ФРГ, Япония и Южная Корея). А также — Словении (Италия), и Эстонии (ряд скандинавских стран).

Наиболее логичная версия феномена: Из своей победы в холодной войне Америка вынесла важный вывод - большой союзник - волшебным образом может стать большим конкурентом, и, если Южная Корея, Япония и ФРГ - хотя бы демонстрируют политическую лояльность, в случае с Китаем не наблюдается и этого. Поэтому уровень Польши - это тот абсолютный максимум, на который может рассчитывать новый союзник США.  Хотя,  стоит добавить, уровень более  вероятный  –   Украины.

Кстати,  одна из «любимых сказок» многих украинских политиков и их американских кураторов про то, как президент Виктор Янукович и министр обороны  Дмитрий Саламатин уничтожили украинскую армию». Ибо, на поверку, обороноспособность Украины подорвали всё-таки предшественники Януковича, к тому же «Саламатин был министром только в 2012 году – а «оказия» случилась два года позже!

США наносили вред  и украинской экономике. Классический случай – срыв в 1998 году контракта на поставку турбин для Бушерской АЭС (Иран) после визита в Киев тогдашнего госсекретаря США Мадлен Олбрайт. По разным оценкам, общие экономические потери Украины тогда составили от 350 до 600 миллионов долларов. Правда, США пообещали компенсацию,  которую, как позднее жаловался премьер-министр Украины тех лет Анатолий Кинах, Украина почему-то так не получила.

Иногда довольно трудно понять американскую стратегию в отношении Украины: ведь ещё Бжезинский писал о важности этой страны. Однако, вместо усиления, США  почему-то безмерно её ослабляли. Неужели,  уже в 90-е годы России готовили нынешний крымско-донецкий капкан? Или было решено ослабить Украину до такой степени, чтобы она не представляла для РФ особой ценности? Так сказать, тактика «выжженной земли»  в период постмодерна? К сожалению,  об истинных  мотивах США сейчас можно только догадываться,  пока не будут открыты американские архивы.

Близкая дружба с США в настоящий момент - занятие не безопасное. И альтернативой ни региональному сотрудничеству, ни евразийской интеграции она быть не может

Зато очевидно, что близкая дружба с США в настоящий момент - занятие не безопасное. И альтернативой ни региональному сотрудничеству, ни евразийской интеграции она быть не может.

 

Евразийская альтернатива: возможные контуры.

Очевидно,  что евразийская интеграция не должна быть навязана сверху - это должен быть естественный процесс. Создание наднациональных структур по образцу советских министерств и ведомств  не оправдано,  ибо они будут столь же малоэффективны, сколь в той, или иной степени ущемлять суверенитет отдельных стран.

Процесс здоровой евразийской интеграции должен начинаться не на уровне президентов и премьер-министров,  а куда ниже – региональных властей разных стран, сообществ  бизнесменов, «фабрик мысли», отделов академий наук и отдельных интеллектуалов.

Способствовать, помогать процессу должны не иерархические, а сетевые структуры – некий аналог НПО/ НКО, которые продемонстрировали свою эффективность, но «заточенные» на модернизационные  задачи: привлечение инвестиций и новых технологий в регион, помощь изобретателям, учёным и так далее.

Плохо работающие технопарки и свободные экономические зоны должны быть преобразованы в более эффективные структуры, именно они должны стать ячейками ускоренной модернизации евразийского пространства.

Идее Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева по привлечению к процессам евразийской интеграции стран  не только бывшего СССР должен быть дан зелёный свет. Например, привлечение Ирана, который, в отличие от Китая,  не имеет  территориальных претензий к соседям, и Индии, имеющей, в отличие  от РФ, все современные технологии.

И, только после наполнения проекта евразийского объединения концептуальным содержанием, интеграция должна быть «поднята» на уровень президентов и премьер-министров евразийских стран

И, только после наполнения проекта евразийского объединения концептуальным содержанием, интеграция должна быть «поднята» на уровень президентов и премьер-министров евразийских стран.

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33