Что ждет Казахстан после выборов в Киргизии?
Страсти вокруг выборов в Кыргызстане набирают обороты. Однако в большинстве своем люди обсуждают недавнее эмоциональное заявление Алмазбека Атамбаева и ситуацию на границе КР и РК. Но страсти улягутся и что тогда останется в сухом остатке? Понимаем ли мы, кто вообще идет в президенты ближайшего для Казахстана государства? Об этом Exclusive.kz беседует с легендарным в кыргызской политике человеком, лидером парламентской фракции «Бир Бол» Алтынбеком Сулаймановым, экс-депутатом парламента от партии «Ак Жол» во времена Курманбека Бакиева.
Алтынбек Сулайманов сформировал партию «Бир Бол» перед парламентскими выборами 2015 года. Он удивил общественность тем, что смог объединить людей, которые руководили правительством при прежней власти, бывших министров, влиятельных политиков и общественных деятелей. Сегодня он со стороны следит за предвыборными страстями на своей Родине.
- Алтынбек, а в чем, собственно, заключаются программы основных кандидатов в президенты? С чем они пошли на выборы? Как хотят поднять страну?
- Я ознакомился с программами кандидатов. Скажу честно, как таковых системных решений не увидел. Может, это и правильно. Институту Президента при нашем конституционном устройстве немного опасно заниматься хозяйственными вопросами. Президент арбитр. Важно сохранить этику, дабы не допустить конфликт интересов. Разумнее видится поддержка экономики через эффективную судебную и в целом правовую реформу. Думаю, надо учесть один важный момент – фактор личности. Так сложилось, пишут программы одни, а реализовывают другие. Собственно, поэтому важно не только читать их программы, но и наблюдать за живой речью кандидата. Все же речь - это результат рефлексии. Позвольте не называть имена. Мне важно не мешать политической борьбе.
Мне кажется, кандидаты в президенты позиционируют себя исходя из своего прошлого опыта работы. Так, например, бывшие премьер-министры не могут абстрагироваться от своих прежних позиций, когда они решали вопросы экономики. Другие, менее популярные, пытаются работать с идеологией. Однако вопросы культуры и идеологические посылы дают эффект не так быстро. Это вопрос долгосрочной пропаганды. Вероятно, поэтому в самый политически активный период их призывы не очень эффективны. Их попросту не слышат, маркетинг разных штабов сильно сбивает их голоса.
Но, в отличие от всех, кто баллотируется, у представителя СДПК есть важное преимущество. В случае его выигрыша ему не надо тратить время на разбор полетов и смену команды. Это хорошо, и плохо. Хорошо, что сохранится институциональная память и преемственность, то есть гарантия стабильности. Плохо, если учесть низкую мобильность. Чем дольше чиновник на одной позиции, тем меньше его эффективность с точки зрения внедрения новых способов, оптимизирующих решения.
- А кто более склонен развивать отношения со странами ЕАЭС, в том числе с Казахстаном?
- Мне жаль, что не у всех зарегистрированных кандидатов есть системное видение. Ведь под пониманием борьбы идей можно рассматривать лишь цельные видения. Я думал, будет борьба абсолютных противоположностей. Но они все в один голос говорят о необходимости развития страны в рамках ЕАЭС и других ориентиров, которые уже заложил действующая власть.
- А какова роль кыргызской экономики в ЕАЭС?
- Доля Кыргызстана в распределении ввозных таможенных пошлин по результату экспертных оценок перед вступлением в ЕАЭС была определена на уровне 1,9%.
Но я считаю, что в следующем году, когда наступит время (календарно каждые 3 года идет переоценка) доля Кыргызстана в ЕАЭС будет выше. Ведь, как и прежде, основными торговыми партнерами страны остаются Россия и Казахстан наряду с Китаем и Турцией. Думаю, правовая база в рамках присоединения Кыргызстана в ЕАЭС существенно мотивирует бизнес интегрироваться с партнерами из Союза. В торговле немаловажную роль играют пошлины (в рамках ЕАЭС не облагаются таможенные пошлины) и налоговая нагрузка. В нашем случае сложно выиграть масштабом производства в силу объективных причин (мы существенно уступаем территориально и по населению).
Поскольку территориально Кыргызстан замыкающая страна, для нас очень важно понимание и добрые отношение с Казахстаном. Ведь весь торговый оборот с ЕАЭС проходит через границу соседа. Несмотря на то, что сняты вопросы по санитарному контролю, многое еще не сделано в части ветеринарного контроля. Да и в целом нам важно интенсивно проработать вопросы нетарифного регулирования для снятия лишних барьеров.
- Многие эксперты считают, что положение дел в кыргызской экономике не самое благоприятное?
- В целом выборы и прочие сезонные факторы не повлияли на темпы роста экономики. Все не так плохо. Хочу особо подчеркнуть, что после относительной стагнации 2015 года частично перешедшей в 2016 год, тренд роста в 2017 году наблюдается положительный. Объем валового внутреннего продукта (ВВП) сложился на сумму 334,9 млрд сомов (около 4,9 млрд долларов США).
Данные демонстрируют 5% рост к аналогичному периоду прошлого года. Промышленность выросла на 20,7% составив 160,9 млрд сомов (2,3 млрд долларов США). В январе-сентябре рост объемов промышленной продукции по сравнению с соответствующим периодом 2016 года обеспечен за счет увеличения добычи металлических руд (в 4,4 раза), производства очищенных нефтепродуктов (в 1,4 раза), основных металлов (на 18,6%), прочих неметаллических минеральных продуктов (на 16,6%), производства пищевых продуктов (на 15,8%), а также роста объемов обеспечения электроэнергией, газом, паром и кондиционированным воздухом (на12,3%).
Сельское хозяйство растет (рост на уровне 0,8%) относительно меньшими темпами. Вероятно, это следствие переориентации предпринимателей. Рост объемов валового выпуска сельскохозяйственной продукции в январе-сентябре 2017 года обусловлен, в основном, увеличением производства продукции животноводства. По итогу 9 месяцев вложены инвестиции в основной капитал на общую сумму 79,2 млрд сомов (около 1,1 млрд долларов США), это на 4% больше чем в прошлом году.
Основной объем (более 76% от общего объема инвестиций) направлен на строительство объектов по добыче полезных ископаемых, обеспечения (снабжения) электроэнергией, газом, паром и кондиционированным воздухом, транспортной деятельности и жилищное строительство. Общий объем оптовой и розничной торговли составил 307,2 млрд сомов (около 4,5 млрд долларов США), продемонстрировав рост на уровне 3,6%. Увеличение оборота оптовой и розничной торговли, обеспечено за счет роста оптовой (на 3%) и розничной (на 5,1%) торговли. Объемы услуг, предоставленных гостиницами и ресторанами, по сравнению с январем-сентябрем прошлого года возросли на 7,4% составив 14,1 млрд сомов (около 207 млн. долларов США).
В сентябре по сравнению с предыдущим месяцем зафиксировано снижение потребительских цен и тарифов в целом по республике на 0,3%, что обусловлено, в основном, их понижением на пищевые продукты и безалкогольные напитки на 1,2%. В сентябре по сравнению с декабрем предыдущего года в наибольшей мере возросли цены на табачные изделия на 20% и услуги - на 6,2%. Прирост цен как на пищевые продукты и безалкогольные напитки, так и на непродовольственные товары, составил 0,1%. Цены на алкогольные напитки с начала напротив, снизились на 3,8%. Объем взаимной торговли республики с государствами-членами ЕАЭС в январе-августе 2017 года составил 1515,7 млн долларов США и по сравнению с январем-августом 2016г. возрос на 13,7%. При этом, экспорт товаров повысился на 27,5 процента, импорт - на 9,6 процента. Наибольшая доля взаимной торговли республики с государствами- членами ЕАЭС пришлась на Россию (58,7%) и Казахстан (39,4%).