Европа обхаживает Центральную Азию, закрывая глаза на нарушение прав человека
В минувшие выходные солидная делегация европейских политиков высадилась в Самарканде, где прошла международная конференция по обеспечению безопасности и устойчивого развития в Центральной Азии под эгидой ООН.
«Центральная Азия: одно прошлое и общее будущее, сотрудничество ради устойчивого развития и взаимного процветания» - так называлось мероприятие, в котором приняли участие весьма статусные фигуры, такие как помощник Генерального секретаря ООН по политическим вопросам Мирослав Енча, помощник Генерального секретаря ООН, директор Регионального бюро по странам Европы и СНГ Программы развития ООН Джихан Султаноглу, европейский комиссар по международному сотрудничеству и развитию Невен Мимица, генеральный секретарь ОБСЕ Томас Гремингер. Однако самым статусным и заметным гостем стала верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини.
В бывшую столицу Узбекистана в эти дни съехались и министры иностранных дел стран Центральной Азии, ведь одновременно с конференцией здесь прошел форум «Центральная Азия – Европейский союз», в ходе которого стало известно, что уже в 2019 году ЕС запустит новую обновленную стратегию в отношении региона.
«Мы живем в очень сложное и опасное время, быть может, в самое деликатное время после окончания холодной войны. В этом регионе я вижу больше возможностей, чем вызовов и угроз
Это возможности для экономического роста, обеспечения безопасности, совместного развития Центральной Азии. ЕС готов не только делиться своим опытом и знаниями, но и поддерживать регион и каждую страну в выбранном пути сотрудничества всеми средствами, которые у нас есть. Большая часть вызовов, с которыми мы сталкиваемся, выходят за рамки международных границ. У нас нет иного выбора, кроме регионального и международного сотрудничества. В частности, это касается вопросов безопасности — это иранская ядерная программа, поддержание процесса мира и процветания в Афганистане, радикализация нашей молодежи и другие», - заявила Федерика Могерини.
Она сообщила о том, что Евросоюз принял решение увеличить число сотрудников в области безопасности, которые будут работать в дипломатических представительствах в Центральной Азии. По ее словам несколько месяцев назад было принято решение о расширении сети экспертов по борьбе с терроризмом, в том числе в посольствах ЕС в Центральной Азии. Примечательно, что конференция в Самарканде проходила сразу после недавнего теракта в США, совершенного как раз выходцем из Узбекистана.
«Вопросы радикализма молодежи заставляют нас искать совместные превентивные инструменты и бороться с феноменом международного терроризма. Конечно, список интересов в безопасности, которые мы разделяем, можно продолжить. Сотрудничество для нас – единственный путь справиться с подобными угрозами, и здесь есть потребность в более тесной работе. Сейчас как никогда ранее страны региона демонстрируют стремление работать вместе. Никогда у нас не было такого позитивного и конструктивного диалога. Я скажу, что мы на вершине нашего взаимодействия, но мы хотим использовать это не как итоговую цель, а как новую точку отчета», - сказала Могерини.
Глава МИД Казахстана Кайрат Абдрахманов сразу же отреагировал на предложение обновить стратегию ЕС в Центральной Азии, заявив, что у Астаны есть свое видение.
По его словам при разработке новой стратегии ЕС по Центральной Азии Казахстан предлагает сфокусироваться на увеличении практической отдачи от программного документа, в частности, подготовке проектов с конкретными результатами, которые будут способствовать укреплению потенциала региона.
Приоритетные сферы сотрудничества могут включать развитие частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса, транспортно-логистической инфраструктуры
Перспективным представляется взаимодействие в сфере повышения энергоэффективности, продолжение сотрудничества в области охраны окружающей среды, рационального использования водных ресурсов и противодействия изменению климата. Особым приоритетом сотрудничества также должно стать образование.
Говоря о развитии транзитно-транспортного потенциала, министр отметил, что Центральная Азия не должна оставаться просто транзитным регионом. Необходимо использовать опыт и содействие Европейского Союза для эффективной диверсификации экономик государств ЦА и создания востребованных высокотехнологичных производств. Абдурахманов заявил, что важным представляется также опыт европейского общего рынка по внедрению надлежащих механизмов контроля соблюдения технических регламентов и стандартов в области транспортных перевозок и международной торговли в целом. Кроме того, по убеждению Казахстана, важным приоритетом сотрудничества между Центральной Азией и Европейским Союзом должно оставаться укрепление безопасности и стабильности.
В свою очередь Евросоюз предложил Казахстану наладить отношения с Россией и Китаем, об этом говорится в новом проекте Европарламента «О расширенном партнерстве и сотрудничестве» между Европейским союзом и Казахстаном.
Все эти планы и замыслы выглядят действительно впечатляющими, но есть одно «но». В ходе всего форума «Европейский союз и Центральная Азия» вообще не проговаривались проблемы обеспечения прав человека, развития демократии, свободы прессы и защиты прав религиозных и сексуальных меньшинств, развития независимой судебной и партийной системы, обеспечения политического плюрализма и защиты от преследований критиков власти.
Европейские политики, включая Федерику Могерини, даже не попытались использовать возможности форума, чтобы проговорить самые болезненные для центральноазиатских автократий проблемы, делая вид, что их не существует
Стандартный подход европейской бюрократии, что нет необходимости поднимать острые темы в диалоге со сложными партнерами продолжается, за минувшие годы он себя не оправдал, но это не останавливает европейских политиков высокого ранга от лицемерной политики умалчивания проблемы прав человека в Центральной Азии.
Тем временем, не так давно сотрудник HRW Стив Свердлоу охарактеризовал ситуация с правами человека в регионе как крайне плохую, а местами чудовищную
Он обратил внимание на продолжающееся в регионе использование пыток, давления на правозащитников и независимых журналистов. Очевидно, что г-жа Могерини была в курсе всего этого, наверняка ей известны и конкретные имена политических узников, томящихся в тюрьмах Центральной Азии, но, увы, говорить об этом на высоком уровне было сочтено не корректным. Собственно, в этом плане нет ничего нового, этот западный подход в отношении «стратегических партнеров» свое время прекрасно обосновал Франклин Рузвельт, который в свое время заявил: «Somoza may be a son of a bitch, but he's our son of a bitch». (Самоса, конечно, сукин сын, но он наш сукин сын»).
Вместе с тем, у этого подхода есть и свои плюсы, по крайней мере, Европа открывает для себя окно возможностей в Центральной Азии, а то, что Запад закрывает глаза на неудобные вопросы, это так называемая real politik, где интересы играют гораздо более значимую роль, чем абстрактные идеалы или призывы к гуманизму.