Почему Грузия отозвала своего посла из Казахстана
Новое правительство Грузии может счесть опасным упускать контроль над «КазТрансГаз-Тбилиси».
Посол Грузии в Казахстане Давид Мумладзе отозван согласно письму главы МИДа Грузии. Напомним, Майя Панджикидзе рекомендовала Михаилу Саакашквили отозвать послов из 15 стран и двух международных организаций. Среди стран – ЕС, Казахстан, США, Великобритания и Германия. Эксперт из Грузии Гиорги Циклаури рассказал корреспонденту Exclusive о причинах отзыва и взаимоотношениях Грузии и Казахстана.
— Почему МИД Грузии решил отозвать посла из Казахстана? Возникли проблемы между странами?
— Отзыв сразу 17 дипломатов надо воспринимать как часть процесса т.н. «коабитации», который происходит в Грузии впервые, проходит с шумом, с напряженной внутриполитической борьбой.
После парламентских выборов 1 октября сложилась беспрецедентная для страны ситуация.
Президентская партия «Единое национальное движение» оказалась в меньшинстве и перешла в оппозицию. А сам президент Михаил Саакашвили, обладающий большими полномочиями, должен до выборов главы государства в конце года сосуществовать с парламентским большинством в лице коалиции «Грузинская мечта», которое сформировало новое правительство во главе с миллиардером Бидзиной Иванишвили.
Обычно смена власти в Грузии происходила в результате потрясений и по принципу «победитель получает все». На этот раз политическая элита страны пытается эволюционировать и реализовать западный, европейский сценарий, когда смена правящей партии не влечет за собой полное уничтожение и замещение соперников. Однако, в силу местных и характерных для всего постсоветского пространства реалий, этот процесс протекает болезненно.
Вопрос обновления дипломатического корпуса встал в повестку дня сразу после того, как «Грузинская мечта» сформировала свое правительство и повела в регионах атаку на органы местного самоуправления, подотчетные президенту. США и Евросоюз оказывают давление на новое правительство Грузии, чтобы «коабитация» не была сорвана и страна избежала внутриполитического кризиса. Представители же парламентского большинства неоднократно обвиняли президента Саакашвили в том, что он использует послов для лоббирования интересов своих и своей партии.
В принципе, отзыв послов был ожидаемым шагом, поскольку после октябрьских выборов Михаил Саакашвили проводит политику наименьшего сопротивления, ограничившись публичной критикой «Грузинской мечты». Например, он изначально отдал «мечтателям» все правительственные рычаги, полностью утвердив кабинет Бидзины Иванишвили - хотя президент Грузии, по Конституции, обладает прерогативой назначать министров силового блока.
Таким образом, отзыв ряда послов является лишь логическим продолжением проходящих в стране процессов. «Единое национальное движение» по-прежнему уступает позиции «Грузинской мечте», которая пока еще не преодолела полностью эйфорию от победы на выборах. Уже можно назвать и следующий раунд политической схватки - он будет вестись за контроль над судебной системой. Хотя тут Саакашвили и «националы» вряд ли окажутся столь сговорчивыми, опасаясь репрессий и масштабного передела собственности.
— Кто придет на место нового посла?
— Министр иностранных дел Майя Панджикидзе заявила, что у нее готовы кандидаты, которых она рекомендует президенту сразу после отзыва прежних послов. Но имена пока не назывались. Можно лишь с уверенностью сказать, кто НЕ станет новым послом Грузии в Казахстане - это депутат парламента Губаз Саникидзе, который является лидером партии «Народный фронт» и играл видную роль в предвыборной кампании «мечтателей».
В сентябре, в ходе предвыборной «войны компроматов», достоянием общественности стала аудиозапись беседы этого деятеля со своими домочадцами, в которой он, среди прочих занятных моментов, делился планами «сделать бабки» в случае победы на выборах - в частности, прибрать к рукам торговлю с Казахстаном. Эта история стала настолько анекдотичной, что после выборов Саникидзе задвинули на скромное место главы парламентского комитета по делам диаспоры и Кавказа (явно не приоритетное направление для новых властей). И любое его выдвижение - а тем более выдвижение на позицию, связанную с Казахстаном - вызовет вал насмешек и резкое осуждение общества.
Если же отставить шутки в сторону, то «Грузинской мечте» не составит труда подыскать кандидатуры послов в своей среде. Хотя в целом у нового правительства Грузии наблюдается острая нехватка профессиональных кадров. Так, сама г-жа Панджикидзе сохранила некоторых заместителей, доставшихся ей в наследство от бывшего главы МИД Григола Вашадзе. Ранее от представителей «Грузинской мечты» звучали признания, что для коалиции уверенная победа на выборах оказалась сюрпризом. У команды Иванишвили не было даже прообраза «теневого кабинета», и лидер коалиции задумался о составе своего правительства уже после выборов, сформировав его в авральном режиме.
— Как могут измениться отношения Казахстана и Грузии?
— Казахстано-грузинские отношения основаны на стратегических интересах двух государств и вряд ли могут зависеть от личности посла, которому предстоит выполнять техническую работу по решениям, принятым на высшем уровне. Казахстан заинтересован в развитии «Шелкового пути», в первую очередь его привлекает транзитный потенциал Грузии, возможности экспорта своей нефти и зерна на западные рынки через Южный Кавказ. В свою очередь, Грузия заинтересована в привлечении второго потока масштабных казахстанских инвестиций. Между тем казахстанский капитал уже заметно представлен в Грузии – «КазТрансОйл» управляет морским портом и владеет нефтяным терминалом в Батуми, «КазМунайГаз-Сервис» практически завершил реабилитацию санатория Ликани, работают «Ромпетрол», «БТА-Банк» и «Халык банк», имеются частные инвестиции в сферах туризма и сельского хозяйства.
По большому счету, в двусторонних отношениях присутствует только одна серьезная проблема - вопрос газораспределительной компании «КазТрансГаз-Тбилиси». Это бывшее муниципальное АО «Тбилгази», приватизированное КТГ в 2006 году. Через три года казахстанский менеджмент был отстранен от управления Национальной энергорегулирующей комиссией Грузии из-за долгов компании перед бюджетом, превысивших $48 миллионов. С тех пор газораспределительной сетью грузинской столицы руководит назначенный комиссией специальный управляющий, хотя сами активы остаются в собственности КТГ. В свое время это было воспринято в Астане как отъем компании. Вскоре после наших выборов, 17 ноября, в Тбилиси побывала правительственная делегация Казахстана во главе с вице-премьером Ерболом Орынбаевым, и этот вопрос был в центре проведенных переговоров, после которых представители РК выражали сильный оптимизм. Не исключено, что вопрос решат взаимозачетом долгов (Грузия должна Казахстану более $27 миллионов), но следует учитывать, что главный аспект тут - социальный.
Тарифы на газ и исправная работа газовых сетей традиционно являются в Грузии существенным политическим фактором. Не исключено, что именно соображения такого порядка повлияли в свое время на решение грузинской стороны вернуть контроль над менеджментом «КазТрансГаз-Тбилиси». Новое правительство, пришедшее к власти на волне популистских обещаний, может счесть опасным упускать контроль над этой сферой. С другой стороны, если казахстанская сторона сможет предложить схему хотя бы символического снижения тарифа в пакете с другими интересными предложениями, в Тбилиси, вероятно, с готовностью зажгут «зеленый свет» в расчете на еще одну инвестиционную волну.
,