воскресенье, 08 сентября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Новые акимы должны реально нести всю полноту ответственности

Введение выборности акимов призвано ограничить влияние региональных элит и усилить контроль над ними со стороны центра. Об этом в интервью журналу Exclusive рассказал политолог, председатель Совета экспертов Исследовательского агентства «Рейтинг.kz» Андрей Чеботарев. Идею введения выборности акимов сельских населенных пунктов и городов районного значения нельзя оценить однозначно. С одной стороны, руководство Казахстана сделало определенный шаг вперед в реформировании системы государственной власти и управления. Тем более, что раньше на официальном уровне к данной идее подходили весьма осторожно. К тому же ее реализация будет осуществляться на основе принятой в прошлом году Концепции развития местного самоуправления в РК. В данном случае, власти впервые подошли системно и концептуально к определению оптимальной, по их мнению, модели местного самоуправления в республике. Однако, с другой стороны, указанная концепция не ориентирована на формирование в Казахстане полноценной системы местного самоуправления, основанной на выборности органов самоуправления непосредственно местным населением и их подотчетности в своей деятельности именно ему. Поэтому она в принципе не меняет действующую в стране с 2009 года конструкцию сочетания государственного управления с самоуправлением на местах. К тому же, как известно, в течение 1999-2006 гг. в Казахстане уже были проведены четыре избирательные кампании по выборам акимов разных уровней. При этом три из них носили экспериментальный характер, и все они к тому же проводились по разным методикам – от прямых выборов акима Чемолгана населением до избрания большой группы районных и городских акимов депутатами соответствующих маслихатов. Однако по своим статусу и полномочиям избранные акимы нисколько не отличаются от своих назначаемых коллег. Поэтому никакой реальной подотчетности их перед местным населением не было и нет. Также не наблюдается какой-либо информации, в том числе официальной, дающей четкие представления и оценки о деятельности данных акимов. С учетом всего этого, а также критических тенденций в развитии страны, которые отчетливо проявились в 2012 году, включая, прежде всего, неконтролируемость действий со стороны региональных элит (на примере развития ситуации в Атырауской области вокруг смены акима), можно предположить следующее.Главным предназначением предстоящего нововведения является сужение властной вертикали, идущей от акимов областей к сельским акимам, и, как следствие, сокращение властных полномочий первых из них. При этом, скорее всего, будет усилен контроль за формированием сельских и городских акимов и их деятельностью со стороны возглавляемой президентом страны НДП «Нур Отан», которая представлена максимальным большинством в депутатском корпусе маслихатов всех уровней. В конечном итоге все это призвано ограничить влияние региональных элит и усилить контроль над ними со стороны центра. Так что своя логика у «Ак Орды» относительно введения выборности соответствующих акимов имеется. Вместе с тем остается неясным, как будет осуществляться установка главы государства относительно усиления общественного контроля и влияния граждан на ситуацию на местах. Также как и то, кому именно будут подотчетны в своей деятельности избранные акимы? Сомнительно, что районные маслихаты, которые будут их избирать, смогут полноценно контролировать работу этих акимов в силу ограниченности их общих полномочий в системе государственной власти и управления. Что касается жителей сельских и городских населенных пунктов, то закон «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» предоставляет им право проводить собрания и сходы для обсуждения вопросов местного значения. Однако данные институты местного самоуправления не имеют четких законодательно установленных прав и полномочий. Они больше напоминают общественные слушания, нежели институты гражданского контроля и воздействия на местных акимов. В связи с этим практика сходов и собраний на местах не получила пока своего широкого распространения. В связи со всем изложенным выше представляется, что с целью постепенного развития системы местного самоуправления в городах районного значения и сельских населенных пунктах одного только введения выборности акимов районными маслихатами будет явно недостаточным. Дополнительно следует ввести механизмы отчетности данных акимов перед местным населением. Прежде всего, необходимо расширить статус и полномочия институтов общественного самоуправления в лице сходов и собраний местного населения в городах районного значения, поселках, аулах (селах) и аульных (сельских) округах, где полностью отсутствует система представительной власти. Данные институты нужно довести до уровня представительных органов в указанных административно-территориальных единицах и наделить их механизмами контроля за деятельностью местных акимов. Кроме того, следует предусмотреть процедуру досрочного прекращения полномочий того или иного акима в случае обращения по этому поводу определенного количества жителей вверенной ему административно-территориальной единицы в районный маслихат с четким обоснованием своего обращения. Немаловажно также законодательно определить довольно высокие требования к претендентам на должность избираемых акимов с акцентом на их принадлежность к соответствующему региону, образование, профессиональную компетентность, опыт работы, отсутствие дисциплинарных, административных и уголовных взысканий и т.д. Важно, чтобы данные должностные лица не только обладали определенными властными полномочиями и механизмами, но и реально несли всю полноту ответственности за развитие вверенных им населенных пунктов.
Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33