суббота, 23 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Уход в отпуск, с последующим увольнением

ИПР 5-5 Одна из ведущих частных аналитических структур - Институт политических решений - фактически прекратила свое существование. Этой сенсационной новостью было взбудоражено все экспертно-аналитическое сообщество. Обсуждения в социальных сетях дают весь спектр мнений об этом событии – от тихой элегической печали до откровенного злорадства. ИПР был создан ровно четыре года назад, в июле 2009 года. Юридическая форма - частное учреждение. Но ходили слухи, что эта структура Карима Масимова. Учредитель и бессменный генеральный директор, Бахытжамал Бектурганова, когда представляла свое «детище», ставила перед ним весьма амбициозные задачи. Он должен был работать по двум ключевым направлениям: Во-первых, ИПР – это независимая аналитическая и консалтинговая структура, казахстанский аналог think tank («фабрика мысли», «мозговой трест»). В рамках этого направления ИПР разрабатывал эффективные решения актуальных задач широкого профиля (внутренняя и внешняя политика, экономика, социальная сфера, национальная и региональная безопасности и пр.), стоящих перед казахстанскими и зарубежными государственными, общественными и частными организациями. Также здесь регулярно проводились социологические и маркетинговые исследования, рейтинговые замеры, экспертные и фокус-группы, мониторинги СМИ и многое другое. Вторая задача ИПР - организация пространства публичной политики. По этому направлению действовала постоянная диалоговая площадка для экспертного обсуждения вопросов казахстанского и международного развития и выработки по ним профессиональных рекомендаций и решений – Клуб Института политических решений (КИПР). Также регулярно проводились различные общественные и дискуссионные мероприятия (круглые столы, публичные лекции, пресс-конференции, презентации. Надо отметить, что за прошедшие четыре года ИПР занял на медиа – и аналитическом пространстве страны свое достойное место. Среди публичных работ Института можно выделить ежемесячное социологическое исследование республиканского уровня «Социальные настроения в крупных городах Казахстана»; ежеквартальный мониторинг по коррупции в Казахстане; ежеквартальное исследование «Индекс безопасности Центральной Азии»; социологические исследования в рамках государственного социального заказа «Коррупция в сельском хозяйстве РК» и «Коррупция в Министерстве финансов РК» и многое другое. ИПР 4-4 Словом, жизнь кипела, за столом в Клубе ИПР оппоненты сталкивались в жарких спорах, дискуссионная площадка ИПР за эти годы стала одной из самых популярных среди экспертов и журналистов в Алматы и вообще в стране. Кончилось это резко и внезапно. Еще 30 июня ИПР работал, как всегда, а уже 1 июля на сего сайте появилось объявление следующего содержания: Уважаемые коллеги, друзья! С 1 июля Институт политических решений уходит на летние каникулы. Вернемся осенью со свежими идеями и темами для обсуждений, до встречи в новом деловом сезоне, желаем вам хорошего, полноценного отдыха. «И вам того-же…» - подумали коллеги и журналисты, немного позавидовав белой завистью сотрудникам такого учреждения, где отпуск дается сразу всем, так надолго, да еще и в «золотые» летние месяцы. Но оказалось, что не все так лучезарно и благостно. Отпуск плавно перешел в последующее увольнение сотрудников и закрытие Института. Кстати, официального сообщения об этом, прозвучавшего из уст Бектургановой или иного руководителя этого учреждения, общественность так и не дождалась. Все телефоны Института молчат. Бектурганова, по слухам, за границей. Сотрудники Института превратились то ли в рыб, то ли в привидений – ни от одного из них не прозвучало внятной информации о том, что же случилось с учреждением, которое столько лет было средоточием живой ищущей мысли. А когда мы попытались обратиться к пресс-секретарю Института Алмасу Садыкову, написав ему электронное письмо, с просьбой хоть как-то разъяснить ситуацию, в ответ тоже было глухое молчание. Так что закрытие ИПР можно считать свершившимся фактом. Прокомментировать исчезновение с медийного поля одного из самых крупных в стране аналитических центров мы попросили экспертов. Айман Жусупова, социолог:- -Закрытие ИПР, с моей точки зрения, сузит возможности для дискуссий, обсуждений важных для общества тем в казахстанской политологической среде. Не секрет, что финансирование ИПР было очень хорошим, и, отчасти, именно там казахстанские и иностранные специалисты могли обсудить злободневные проблемы в политической, социально-экономической сферах. В ИПР работали квалифицированные специалисты - Максим Казначеев, Рустам Бурнашов, которые, конечно, не останутся невостребованными. Что же касается причин закрытия ИПР, тут сложно судить, поскольку решения, принимаемые "наверху", подчинены одной логике - борьбе за власть, и тут ИПР выступил в качестве разменной монеты. Что бывает в игре, где ставки достаточно высоки. И судьба слаженно работающей организации, ее сотрудников, очень неопределенна. Айдос Сарым, политолог: - Очевидно, что Институт политических решений изначально создавался под определенные, коньюнктурные политические задачи. Очень трудно достоверно узнать об источниках его существования, до последнего времени никто не говорил о его учредителях. У этой организации сложился свой неоднозначный имидж и в обществе, и среди аналитиков. Я, например, всегда считал, что это чисто коньюнктурный проект, и никогда не принимал участия в его работе. Понятно, что когда создается такая достаточно крупная исследовательская и аналитическая структура, с серьезным финансированием, перед ней ставятся вполне определенные задачи. И с этими задачами ИПР не справился. -Не справился, или «слишком хорошо» справился, и поэтому выводы его аналитиков стали кому-то неудобными? - Если бы справился, не было бы необходимости его закрывать. Все знают, что у нас во властных верхах есть такая вещь, как споры и конфликты , столкновение взглядов разных групп элиты на многие вещи, происходящие в экономике, политике и других сферах. Которые, на мой взгляд, также могли быть причиной его закрытия. Просто кто-то кому-то мог сказать: «Зачем вам такая структура? К чему вы готовитесь?» - Вы считаете, что закрытие ИПР может повлияет на развитие независимой аналитической мысли в Казахстане? - А вы что, считаете, что его четырехлетняя работа как-то повлияла на развитие политологии, аналитических и экономических исследований? Я – нет. - Я бывал на заседаниях Института, убедился не раз, что там была и откровенная полемика по многим вопросам, волнующих общество, приглашались действительно компетентные специалисты, выпускались отчеты, различные рейтинги… Мне кажется, это было небесполезным. - Я считаю, что все это было просто «выпуск пара», снятие общественного напряжения. А вовсе не какая-то настоящая аналитика. Возможно, там были и какие-то закрытые заседания или исследования, но ко мне они не попадали. А то, с чем я, как и другие, мог ознакомиться, не оставляли у меня впечатления серьезных аналитических работ. Я не хотел бы считать деньги в чужих карманах, но мне кажется, что за те деньги, которые выделялись на финансирование его деятельности, результат мог бы быть гораздо выше. ИПР 3-3 В Казахстане нужен мощный исследовательский центр общественных проблем. Но для этого в стране должна произойти демократизация политической системы, должны появиться реальные политические силы, партии. Крупные политические, финансовые и бизнес - структуры должны быть реально заинтересованы в получении объективной картины мира, в котором страна. Тогда и появится ситуация, когда не будет считаться зазорным открывать какие-то аналитические структуры «под себя». Но поскольку у нас в стране власть авторитарна и она сознательной «выбивает» бизнес из этой информационно-аналитической среды, чтобы он не финансировал кого-то, кто своей аналитикой может доставить власти какое-то беспокойство, у нас такие структуры создаются не для аналитики, а для пропаганды. В частности, я всегда считал, что ИПР и бы «заточен» именно не пропагандистские задачи. О критичности там говорить не приходилось. Какая-то доля критики у них, конечно, была, но она не была не объективной, ни системной. Что-ж, это не сработало - и его закрыли. Талгат Мамырайымов, политолог: - Причин закрытия ИПР может быть много. Но все они сводятся к ситуации, которая сложилась внутри правящей в Казахстане элиты. Потому что закрытие такого крупного аналитического института и информационного центра – это , безусловно, событие. Его разработки оказывали влияние на формирование определенных трендов в информационном пространстве. В кругах аналитического сообщества существовало мнение, что ИПР принадлежал Кариму Масимову. Я считаю, «нейтрализация» такого института могла бы быть выгодна определенным группам влияния во властных структурах, которые имеют свои интересы, расходящиеся с группой Карима Масимова. И это происходит в такой момент, когда мы уже приближаемся к моменту транзита системы власти в Казахстане, который неизбежно произойдет, когда от власти отойдет Н. Назарбаев. Напрашивается такое предположение, что закрытие ИПР связано именно с этим процессом. Можно выдвинуть и другие предположения. Первое – определенные группы элит, имеющих как политический, так и экономический вес в стране, возможно – при участии главы государства, пытаются нейтрализовать возросшее влияние Карима Масимова – претендента на пост второго главы Казахстана. Таким образом, у Карима Масимова отнимается весьма мощный информационно-аналитический ресурс. ИПР мини - 1 Второе – возможно, решение о закрытии ИПР могло быть принято и самим Каримом Масимовым, поскольку тот, став руководителем администрации президента, сосредоточил в своих руках очень большие информационные потоки. В данном случае речь может идти просто об оптимизации. Ведь известно, что такие аналитические службы требуют немалых средств. А занимая этот пост, Масимову нет резона содержать такую излишнюю структуру. Есть и третий вариант. Возможно, закрытия Института потребовал сам глава государства. Он сделал это в русле своей политической практики: сохранять баланс между группами влияния в казахстанской элите. Он увидел, что Карим Масимов в последнее время значительно усилился, поскольку обладает, кроме группы «Алаш-Медиа» еще и ИПР, который разрабатывал для «Алаш-Медиа» информационную политику. Видимо, Н. Назарбаев оказал давление на К. Масимова, чтобы тот закрыл этот Институт. Возможно даже, что это было сделано в достаточно ультимативной форме. - Возможно ли в нашей казахстанской ситуации появление действительно независимого аналитического центра? - Такие структуры требуют серьезных финансовых влияний и хороших, компетентных специалистов. Все это весьма дорого. Трудно предположить, что такие средства можно найти и не зависеть от тех, кто их будет давать. Будь это про- властные политические и экономические группы, или же оппозиционные, даже те, кто скрывается сейчас за рубежом. У нас в стране достаточно групп влияния, которые не входят напрямую во властные структуры, но имеют и влияние, и финансы. Если учитывать, что, как я уже говорил, мы находимся в процессе транзита верховной власти, то не исключено, что такие группы могут стать заинтересованы в создании такой аналитической структуры. Возможно, что нас ожидает «вторая волна контрэлиты», подобная той, что формировалась в 2000 годы. Д.Слинько
Оставить комментарий

Политика

Попадалово Попадалово
Редакция Exclusive
01.08.2013 - 12:54
Обыкновенная пытка Обыкновенная пытка
Редакция Exclusive
16.07.2013 - 10:39
Афганский излом Афганский излом
Редакция Exclusive
26.06.2013 - 09:57
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33