четверг, 31 октября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Выдать нельзя оставить

ВЫДАЧА 7-7 Время неумолимо отсчитывает минуты, часы и дни и уже недалек тот момент, когда французскому суду придется, наконец, принять решение: где поставить запятую в предложении «выдать нельзя оставить». Иными словами - выдавать ли беглого банкира Мухтара Аблязова, арестованного во Франции с помощью Интерпола, Украине или другим странам СНГ, которые ищут его уже не первый год и прилагают для этого максимальные усилия, или отказать им в выдаче. Казахстан в первых рядах тех, кто жаждет открыть для экс-олигарха свои «отеческие объятья». Судя по всему, для этого задействованы огромные силы, как по линии дипломатии, так и со стороны различных спецслужб, а также, судя по всему, и неформальные контакты между властными кругами наших стран. Аблязов давно уже стал головной болью казахстанского руководства и «добыть» его из-за рубежа и отправить на скамью подсудимых стало «делом чести» для всего немалого корпуса правоохранителей страны. И для этого прилагается максимум усилий, по всем направлениям. Однако процесс выдачи, как представляется, может сорваться из-за одного обстоятельства, которое наши правоохранители в своем рвении совершенно не учитывают. А именно – общественного мнения, которое сформировалось во Франции и других странах Евросоюза в отношении судебной системы, пенитенциарной системы и вообще соблюдения прав человека в Казахстане и других странах СНГ. И это мнение – далеко не в нашу пользу. При словах «общественное мнение» наши чиновники, да и граждане порой презрительно кривят губы. Какое общественное мнение, кто его видел, кто к нему прислушивается?! Политическая и социальная пассивность наших граждан накрывает казахстанское общество, как плотная перина, позволяя им мирно дремать и делать власти почти все, что ей угодно. Активность просыпается лишь тогда, когда вопиющие упущения чиновников уж действительно «берут за живое» тысячи и даже сотни тысяч людей. Тогда она выливается или в бунт – бессмысленный и беспощадный – как в Жанаозене, или в митинги женщин, недовольных пенсионной реформой. Нормальные, законные и, главное – учитываемые властью формы выражения общественного мнения в Казахстане реализуются слабо, тем более тогда, когда это не касается непосредственно всех и каждого, как в случае пенсионной реформы. Это позволяет власти на вполне законных основаниях игнорировать общественное мнение, сводя его к изолированным акциям правозащитников или юристов. Если говорит прямо, степень влияния общественного мнения на решения власти у нас мизерна, и цена ему, в глазах той же власти, не выше цены сухого овечьего навоза. Это диаметрально противоположно тому, что существует в странах Евросоюза, что сформировано традициями европейского демократизма. Маленький пример в качестве иллюстрации : первый пункт первой статьи основного закона Германии гласит: «Человеческое достоинство неприкосновенно. Уважать и защищать его — обязанность всей государственной власти». И подобные положения есть в Конституциях практически всех стран Евросоюза. И это обстоятельство, которое наши власти привыкли не принимать во внимание, может стать решающим в деле выдачи или невыдачи Мухтара Аблязова. АБЛЯЗ 2-2 В начале лета одна из самых старейших – существует уже более 100 лет! – правозащитных организаций в мире, Amnesty International представила доклад под весьма красноречивым названием: «Возвращение к пыткам. Экстрадиция, принудительное возвращение и выдворение лиц в страны Центральной Азии.» В нем однозначно констатируется, что под предлогом обеспечения национальной безопасности государства –члены СНГ все чаще сотрудничают в вопросах возвращения в страны Центральной Азии, где последним грозят пытки и жестокое обращение. Несмотря на то, что эти государства подписали международные соглашения в сфере прав человека, они идут на прямое их нарушение, руководствуясь различными региональными соглашениями о сотрудничестве и взаимопомощи, оправдывая это защитой от угрозы терроризма. Доклад это, как и следовало ожидать, не произвел в Казахстане большого впечатления. Только несколько правозащитных организаций да ряд СМИ отметили эту тему в своих выступлениях. Представлявшая доклад Никола Дакворф, Старший директор по исследованиям Amnesty International, с сожалением отметила, что казахстанские власти очень пассивны в справедливом разрешении этих вопросов. Группе Amnesty International не удалось встретиться даже с первыми руководителями Генеральной прокуратуры РК – главного органа по надзору за соблюдением законности в стране. Они хотели рассказать им о вопиющих нарушениях закона в РК, нарушениях различными организациями и государством в целом своих международных обязательств. Думается, прокуроры избегали этих встреч не зря – крыть-то нечем! - Нас очень волнует ситуация в Казахстане – сказала Никола Дакворф. - Казахстан вступил в сговор с другими странами и организациями в регионе по возвращению преследуемых лиц в такие страны, где им грозят пытки и жестокое обращение, где существует угроза их жизни и здоровью. Выдача часто происходит на основе ненадежных доказательства виновности этих людей, принимаются во внимание сомнительные дипломатические уверения, что с этими людьми будут обращаться хорошо, без применения насилия и пыток. Это однозначное нарушение Казахстаном своих международных обязательств. Это не действия государства, в котором уважают верховенство закона. - Существует абсолютный и полный запрет на выдачу в другие страны преследуемых лиц, если там им могут грозить пытки. – продолжила Никола Дакворф.- Это помогло бы искоренению пыток и в самом Казахстане. И это не первый такой доклад, обвиняющий Казахстан в нарушении своих международных обязательств по правам человека. В мае 2009 года Специальный докладчик ООН по вопросу пыток констатировал, что: «применение насилия и жестокого обращения едва ли ограничивается отдельными случаями». В докладе ООН, вошедшем в феврале 2010 года он вновь констатировал, что ситуация с пытками не улучшается. И вот – доклад Amnesty International, который ставит репутацию Казахстана на одну доску с представителями военных хунт и самых одиозных диктатур африканского и латиноамериканского типа. ПЫТ 9-9 В докладе отмечается, что страны СНГ подписали международные конвенции, запрещающие возвращать людей в страны, где им грозят пытки. Такие нормы, в частности, содержатся в важнейших документах Организации объединенных наций (ООН): Конвенции против пыток (КПП) и Международном пакте о гражданских и политических правах (МПГПП). Однако спецслужбы СНГ, как полагают авторы доклада, руководствуются не этими документами, а соглашениями о совместной борьбе с угрозами национальной безопасности. Пренебрежение к международным договоренностям, по мнению экспертов Amnesty International, позволяет спецслужбам постсоветских стран откровенно злоупотреблять своим сотрудничеством. Запросы об экстрадиции редко встречают отказ. Гораздо чаще им идут навстречу, весьма активно и даже незаконно. «Эти тревожные тенденции возникают на глазах всего международного сообщества. – пишут авторы доклада. - Запреты Европейского суда по правам человека на возвращение разыскиваемых лиц нагло обходятся, и международное сообщество закрывает на это глаза. Комитет министров Совета Европы так и не призвал к ответу Россию и Украину за то, что те игнорировали предварительные меры Европейского суда по правам человека. А УВКБ ООН далеко не всегда обращает внимание на то, что некоторые государства постоянно пренебрегают своими ключевыми правозащитными обязательствами в угоду обеспечению безопасности в Центральной Азии. Если правительства, межправительственные и международные организации продолжат ставить на первое место сотрудничество в сфере региональной безопасности, отодвигая на второй план соблюдение и защиту прав человека, всё больше людей в Центральной Азии окажется под угрозой пыток и жестокого обращения. Необходимо, чтобы требования об экстрадиции, поступающие из центрально-азиатских стран, перед удовлетворением проходили тщательную проверку, а у людей, которые хотят в справедливом суде оспорить постановление об экстрадиции, имелись для того все возможности. В конечном итоге именно суды должны решать, выдавать ли разыскиваемое лицо, и эти суды должны соблюдать стандарты в области защиты прав человека, а не подыгрывать силовым структурам и своим политическим хозяевам в угоду сохранению с ними хороших отношений.» С такими нарушениями, с такой репутацией, которая сложилась в немалой степени из-за упорного игнорирования властями Казахстана международного общественного мнения – можно ли ожидать, что Франция решит выдать Мухтара Аблязова не только Украине, но и вообще любой из стран СНГ? Ведь это только у нас в стране власть может игнорировать общественное мнение – в Европе оно оказывает огромное влияние на все общественные институты. К нему очень прислушиваются премьер-министры, короли и президенты. Появление такого доклада, да еще такой авторитетнейшей в Европе организации, как Amnesty International, там воспринималось бы не иначе, как позор страны, скандал национального масштаба. И привело бы к политическому кризису, смене министров и даже всего кабинета. У нас же в стране на этот вопиющий доклад, как говорит старая пословица, «даже хромая собака на почесалась»… Поэтому сегодня у Мухтара Аблязова есть очень хорошие шансы избежать экстрадиции. Казахстан сам сделал все для того, чтобы общественное мнение европейцев повернулось против страны. Европа может сказать: не хотите быть цивилизованными? Ваше дело. Но по вашим правилам вы нас играть не заставите. ВЫДАЧА 5-5 Мы попросили прокомментировать создавшуюся ситуацию с выдачей Мухтара Аблязова известного казахстанского юриста и правозащитника Сергея Уткина: - Как Вы считаете, будет ли при решении вопроса о выдаче суд Франции учитываться общественное мнение, в частности, формируемое через СМИ и такие НПО, как Amnesty International? - Amnesty International пользуется огромным авторитетом во всем мире и, конечно, ее выводы могут повлиять на решение суда. Суд во Франции, как и в других развитых странах Европы, независим и решение будет принимать, взвесив все доказательства. Я сам был в Европарламенте, встречался с евродепутатами и помню, как потом мы поехали в одно НПО. У меня была мысль: ну что это мы, попали в главный законодательный орган Европы, а тратим время на какое-то НПО! А организаторы нам говорят: « А вы знаете, ребята, вот если кто-то из депутатов выступит на заседании Европарламента, то их могут и не заметить. А вот руководителя этого НПО послушают и внимательно множество депутатов. И очень чутко отнесутся к его мнению. Беседа с руководителем или мнение руководства этого НПО может быть гораздо весомей, чем мнение евродепутата.» И для меня тогда это было своего рода потрясением. Поэтому я не исключаю, что мнение такой организации, как Amnesty International будет учтено в самых разных кругах власти. И это может, без сомнения, повлиять на решение вопроса о выдаче Аблязова. Потому что в Европе это принято. Каким бы он преступником не был – если есть угроза, что в стране, которая требует его выдаче, он может быть подвергнут пыткам, бесчеловечному или унижающему обращению, где нет гарантий справедливого суда – в такие страны человека не выдавать! Тогда предоставляйте нам доказательства его вины, и мы будем судить его здесь. Теоретически так может случиться и с Аблязовым. Но вряд ли это может устроить такие страны, как Казахстан, Россия или Украина, они хотят судить таких людей у себя и наказывать по своим правилам. - И международные организации, и наши правозащитники не устают критиковать и казахстанские места заключения, где тоже нередки жестокие, унижающие человека правила… Например, в некоторых зонах заключенные обязаны ходить на полусогнутых ногах, руки назад, в наручниках и т.д…. - Давайте называть вещи своими именами: в европейских цивилизованных странах это подпадает под понятие «пытки». И так это будет расцениваться, если этот вопрос попадет в сферу рассмотрения суда. Но Аблязову приговор еще не вынесен, так что пока он считается невиновным. - В докладе говорится о «сговоре» стран СНГ, прежде всего России, Украины, Казахстана и других Среднеазиатских стран по экстрадиции «нежелательных лиц». Может ли это быть? - Я склонен допустить, что такое может быть. У меня ощущение такое, что наши руководители, все - выходцы из СССР, смогли договориться по этому вопросу. Как я себе представляю, для нашей страны и других стран СНГ это абсолютно приемлемый путь. И абсолютно неприемлемый для Европы. Если есть политический противник, то его можно беспощадно преследовать. Потому что это чей-то личный враг. Я думаю, что это возможно у нас не только на высшем уровне, но и на уровне какого-нибудь начальника РОВД. Который в своих личных интересах может использовать государственную власть, чтобы покарать своего личного врага или конкурента по бизнесу. Поэтому я считаю, что обвинения со стороны Amnesty International обоснованы. Д.Слинько
Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33