Кыргызстан вступит Таможенный союз
[caption id="attachment_1097" align="alignleft" width="300" caption="Алмазбек Атамбаев"][/caption]
Правительство Кыргызстана на заседании в 11 апреля одобрило решение о присоединении республики к Таможенному союзу (ТС) и Единому экономическому пространству, передают РИА Новости.
«Вступление в Таможенный союз нужно в первую очередь Кыргызстану. Вступление в организацию укрепит внешние границы республики и улучшит условия жизни и труда около полумиллиона граждан Киргизстана, работающих в России и Казахстане. Даст Бог, и с 1 января мы будем в Едином экономическом пространстве», - заявил во время обсуждения данного вопроса премьер-министр республики Алмазбек Атамбаев.
«Интеграционные процессы со странами ЕврАзЭС, являются для Кыргизстана приоритетными. В общем объеме внешней торговли республики страны Таможенного союза занимают 44,9%. Наибольший вес в товарообороте КР занимает Россия», - отметил А.Атамбаев, напомнив, также, что Кыргызстан остается членом ВТО.
Как сообщает агентство, на заседании был единогласно утвержден состав межведомственной комиссии по присоединению республики к ТС. Комиссия создана для переговоров о вступлении «с учетом чувствительных для внутреннего рынка республики товарных позиций и секторов экономики». Кроме того, правительство КР намерено утвердить проект письма-обращения к высшему органу ТС.
Мухтар Тайжан, к.э.н., президент фонда им. Б.Тайжана:
«Первое и самое важное, на каких условиях Кыргызстан будет вступать в Таможенный Союз (ТС). Потому что Кыргызстан является членом ВТО, где внешние торговые пошлины равны практически «0» или близки к ним. Для сравнения: средняя импортная таможенная пошлина в ТС – более 10%, это очень высокий процент. Кыргызстан, вступая в ВТО, брал на себя определенные обязательства, например, либеральный внешнеторговый режим. А либерального внешнеторгового режима в Таможенном союзе нет, потому, как я уже сказал, там очень высокие пошлины. Второе, если Кыргызстан будет вступать в ТС на тех же условиях, что и Казахстан, а именно - беря за основание Единого таможенного тарифа 92% российского таможенного кодекса, то это однозначно повлечет за собой рост внутренних цен в Кыргызстане, т.е. то, что мы увидели у себя в Казахстане. Население Кыргызстана, так же как и у нас, будет этим недовольно, потому что благосостояние кыргызов, к сожалению, еще более низкое, чем у нас. Третье, это означает, что Кыргызстан, как и Казахстан, скорее всего, отказался, или собирается отказываться от собственной внешнеторговой политики, потому что, вступив в ТС, все прерогативы по устанавливанию импортных пошлин, члены Таможсоюза передают в комиссию ТС, в Москву.
Недавно я прочел интервью официального представителя российской таможни в Казахстане, где он говорит, что во всех приграничных областях Казахстана, где имеются внешние границы ТС, т.е. Восточно-Казахстанской, Алматинской, Жамбылской областях будут создаваться филиалы представительства российской таможни. Это означает, что кыргызам тоже надо готовиться к тому, что на их внешних границах тоже вскоре могут появиться российские таможенники.
В целом, я не вижу согласованности в позициях Кыргызстана. Ведь принципы ВТО, с их либеральным внешнеторговым режимом и Единый таможенный тариф ТС с очень высокими пошлинами противоречат друг другу. Ведь нельзя быть одновременно и беременной и не беременной. Думаю, надо понаблюдать, ведь свое слово еще не сказала создаваемая Межведомственная комиссия. Например, Китай вступал в ВТО лет 15. Мы тоже, кстати, уже лет 15 вступаем в ВТО. Хотя давно объявили о скором вступлении, но когда реально это свершится, неизвестно.
Надо также отметить следующие важные моменты для Кыргызстана. Не будем забывать, что большая часть взрослого мужского населения Кыргызстана работают в России или в Казахстане. То есть им важно иметь возможность работать без специального разрешения в этих странах, потому как именно эти страны являются одними из главных источников благосостояния граждан Кыргызстана. Им важны льготные тарифы, потому что Кыргызстан – это транспортный тупик, ну а Единое экономическое пространство подразумевает единый тариф: железнодорожный, газовый, электрический и др. Наверное, вот эти плюсы и повлияли на принятие решение правительства Кыргызстана.
Меня лично радует, что снимется жесткая граница с Кыргызстаном, ведь кыргызы - наши братья, а по требованиям ТС мы от них отгородились колючей проволокой. Видеть между нашими странами колючую проволоку очень неприятно. Кроме того, с точки зрения Казахстана вместе с Кыргызстаном можно будет более эффективно отстаивать интересы в Комиссии Таможенного союза, потому что структуры экономики наших стран схожи. Хочу заметить, что сам Кыргызстан по бизнес-климату очень либерален для малого бизнеса, их налоговая система более продвинутая, чем наша. Я был у них в декабре, можно сказать, что малый бизнес в Кыргызстане процветает.
Остается только пожелать удачи братьям кыргызам. Главное, чтобы они не ошиблись с выбором. Хотя, думаю, все будет в порядке. В Кыргызстане сейчас в парламенте и в правительстве очень грамотные люди сидят, они все прекрасно понимают. Думаю, они в любом случае будут исходить из интересов собственной экономики и собственного народа».