Казахстан поднимет коммунальные тарифы - У. Шукеев
Постепенное повышение тарифов на коммунальные услуги в Казахстане до российского уровня неизбежно. Об этом заявил первый вице-премьер республики Умирзак Шукеев 26 апреля в Астане, передают казахстанские СМИ.
«Последние годы, к сожалению, происходило сдерживание тарифов. В итоге во всех российских городах, расположенных близко к границе с Казахстаном, тарифы уже намного выше наших. Эту проблему нельзя долго консервировать, поскольку потом больнее будет ее решать», - сказал У.Шукеев журналистам после заседания правительства.
«Это не значит, что мы сейчас резко поднимем все тарифы. Мы будем смотреть на эту проблему с другой точки зрения и постараемся постепенно выровнять ситуацию», - добавил первый вице-премьер.
Петр Своик, глава общественной комиссии по разработке плана модернизации ЖКХ:
«Заявление первого вице-премьера Шукеева о предстоящем повышении коммунальных тарифов сделано не на пустом месте. Даже официальная инфляция сейчас выше 8%. Реальная, как мы знаем, больше раза в два, как минимум. Предприятиям тепло-водо-газо-электроснабжения надо за этим угнаться, иначе они просто остановятся. А потому коммунальщики берут за горло акимов, те – Астану, и у Правительства здесь выбор не легкий.
Ссылки на Таможенный союз, или на то, что в соседних с Казахстаном российских городах коммунальные тарифы выше, от лукавого. Вернее, от бессилия. Видите ли, на самом деле тариф любой естественной монополии всегда индивидуален. Для любого предприятия, любого города. Страновые особенности, конечно, накладываются, но какого-то универсального подхода, глобального стандарта просто нет. Например, в Литве стандартный кВт-час стоит 0,45 литовских литов или (1 LTL = 60,8 Т) примерно 27,4 тенге. При наличии же электрической плиты тариф понижается до 26,1 тенге. Если же договор заключен на 12000 кВт-час за год, стоимость еще ниже – 24,9 тенге. Кроме того, тарифы дифференцируются по дням и часам недели: дневной тариф в будни – 29,8 тенге, в субботу – 27,4, в воскресенье 26,8 тенге. Ночной в будни – 20,7, в субботу – 19,4, в воскресенье – 18,8 тенге.
В соседней же Беларуси стандартный кВт-час стоит для населения, в переводе на тенге, 6,57, при оборудовании же кухни электроплитой – 5,55 тенге. Это во все дни недели и время суток, кроме периода с 17 до 22 часов, когда кВт-час поднимается до 18,7 тенге (15,9 для квартир с электроплитами). Как видим, при всем сходстве истории, географии и экономических укладов этих двух республик, самый дорогой пиковый белорусский кВт-час все же не дотягивает до самого дешевого, воскресно-ночного кВт-часа литовского.
Заявление Умирзака Шукеева, хотя и продиктовано экономической необходимостью, обусловлено политическим моментом. Дело в том, что так называемое регулирование естественно-монопольных тарифов в РК – процесс сугубо кабинетный. К реальной экономике коммунальных предприятий он имеет лишь касательно отношение. Фактически, все сведено к процедуре бюрократического торможения: заявку на повышение тарифа разрешено подавать не чаще одного раза в год. Причем объем прикладываемой документации – чудовищный. Не для того, чтобы кто-то в АРЕМ с нею разбирался, а для усложнения процесса. Процесс же принципиально абстрактный: тарифная смета составляется на год вперед по предположительным объемам потребления, потерь и непонятно как наперед подсчитанным затратам. Здесь можно наблюдать смесь советского планирования «от достигнутого» с научно-фантастическими прогнозами.
Как правило, во времена важных политических событий процесс ежегодного повышения тарифов затормаживается или замораживается. А потому заявление только что переназначенного первого зама только что переназначенного премьера в переназначенном правительстве приурочено к этой политической «щели» - между уже прошедшими перевыборами Президента и предстоящими парламентскими выборами. Или между арабским домино и волной кризиса. Не стоит забывать, что рост цен и тарифов – это первое, что значится в списке тревожных факторов при любых соцопросах.
На мой взгляд, надо от кабинетного утверждения тарифов «наперед» переходить к расчетам по факту уже произведенных поставщиками коммунальных услуг затрат. С созданием системы реального технико-технологического и финансово-экономического аудита естественных монополистов. Впрочем, начинать надо с самого госуправления. Первый вице-премьер, конечно, крупный руководитель, но в коммунальной сфере руководить ему нечем. Минжилкомхоза – нет, Минэнерго – тоже. Агентство по делам строительства и ЖКХ – настолько слабо, статусно и кадрово, что про него и сказать-то нечего. За тарифы как бы отвечает АРЕМ, но оно не отвечает за развитие и за устойчивую работу энергетической и коммунальной отрасли в стране. И никто в Правительстве за это не отвечает. Фактически, ответственность за «коммуналку» лежит на акимах, но если поднять законодательство, они бесправны».